Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2006

ЗЕРКАЛО РУССКОЙ СМУТЫ

     
     

1. «Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей»

     
     В дневниковой записи 30-летней давности нашел выписанную откуда-то мысль: «СЧАСТЛИВАЯ И ДАЖЕ НЕСЧАСТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ, СОСТОЯВШАЯСЯ И НЕСОСТОЯВШАЯСЯ, ТЕМ ВОЗВЫШЕННЕЕ, ЧЕМ ТОНЬШЕ, БЛАГОРОДНЕЕ В НЕЙ ЖЕНЩИНА, ЧЕМ ГЛУБЖЕ ЕЕ ОБЛАГОРАЖИВАЮЩЕЕ НАЧАЛО, ЧЕМ ТРЕПЕТНЕЕ НЕЖНОСТЬ, ЧЕМ ЦЕЛОМУДРЕННЕЕ И СТЫДЛИВЕЕ ПОВЕДЕНИЕ».
     Фраза из времени так называемого развитого социализма, осмеянного ныне и названного «застоем». Конечно, всё это можно списать на романтические чувства молодости, однако спустя три десятка лет эта мысль мне по-прежнему близка.
     Тем не менее жизнь внесла свои коррективы, к сожалению, отнюдь не в лучшую сторону.
     Человечество обязано женщине и рождением, и грехопадением. «Без женщин жить нельзя на свете, нет...» – напевают под нос эстеты. «Было б трудно, наверно, на свете без девчат...» – поют, уже громче, люди менее взыскательных вкусов. А стихи, подвиги, драки, сроки... Всё это благодаря нашим обаятельным, привлекательным, в очках и без, брюнеткам и высоким, шатенкам и домохозяйкам, хрупким и не очень, кротким и в брюках... Недаром говорят французы «Шерше ля фам», а уж они-то знают в этом толк.
     Мужчина «повязан» с женщиной с незапамятных времён. Бог, создав человека, решил, что одному ему будет скучно, и сотворил из его же ребра женщину. Наверное, уже тогда прозвучала известная фраза: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Особенно после того, как подруга – плоть от плоти, что называется, «подставила» его с яблоком, и оба они были низвергнуты из Рая на грешную землю.
     
     
2. Куда подевались рыцари?

     
     Хоть и реже, но всё нет-нет да и слышны иногда возгласы: «Куда подевались рыцари?» Да туда же, наверное, куда и прекрасные дамы, главной составляющей которых являлись как раз упоминаемые в начале статьи качества. В небытие, в романтические воспоминания. В нынешней действительности с данными качествами неудобно и сложно жить.
     Женщина, давно «переодевшись мужчиной» (по выражению профессора Преображенского из «Собачьего сердца»), «дышит тебе в лицо тем же, чем ты ей». Да что говорить, в равноправии женщины весьма и весьма преуспели. А кое в чём превзошли даже сильный пол. Я уже давно, невольно, приучился к виду курящих девиц, даже молодых мам с колясками. А как-то, увидев невесту в белоснежном платье и фате с сигаретой в зубах, подумал, что ничего противоестественнее и безобразнее уже не увижу. Увидел... Да простит меня читатель за описание подробностей. Напротив автобусной остановки молодая дама, присев за символические кусты, справляла нужду. Причём была, что называется, женщиной в теле. Пудов этак на шесть чистого весу. Зрелище, доложу я вам, не для слабонервных. «Сделав дело», невозмутимо продефилировала мимо невольных зрителей, явно смущённых. Закурив с поджидавшей её подругой, спокойно удалилась. Причём явных признаков алкогольного опьянения, что хоть как-то могло бы объяснить подобное поведение, не наблюдалось. А несостоявшиеся потенциальные рыцари грустно смотрели вослед.
     
     
3. И вся твоя одежда – бумажка на носу

     
     Вся эта перестроечная бодяга, затеянная два десятка лет назад, породила так называемую свободу, одной из составляющих которой явилась свобода от совести. Совесть и стыд за ненадобностью сдали в архив, дежурные словоблуды обозначили это как отсутствие комплексов. На сцене и на экране принялись наперегонки скидывать с себя всё, что мешает быть раскованной и свободной. Снять фильм или поставить спектакль без так называемой «обнажёнки и натурализма» стало чуть ли не дурным тоном. Последний яркий пример – «9-я рота».
     Всюду стали проводить «конкурсы красоты», оценивая участниц в различных номинациях – «мисс очарование», «мисс обаяние», «мисс деловой стиль» и т.д. Но непременным условием для всех участниц является дефилирование в исподнем перед жюри и зрителями, с сопутствующими замерами основополагающих частей тела. Ладно бы молча прошли, показали свои достоинства и удалились. Надо ещё и рассказать, обнажить, так сказать, душу. Порой в разнообразных «ток-шоу» приходится слышать от раскованных участниц весьма откровенные подробности. К примеру, некая дама-с частую смену партнёров объясняет желанием «прочувствовать всю гамму переживаний». Некогда в старину и даже не так давно иные консервативно настроенные граждане, безнадёжно закомплексованные, предоставляли возможность прочувствовать гамму переживаний. Правда, данная гамма не отличалась разнообразием: вожжами вдоль или поперёк спины. Зато чувства были натуральные.
     Но что с них взять, одно слово – домострой.
     
     
4. Если женщина не права, попроси у неё прощения

     
     

      – Все мужики пьют.
     – А мой гад ещё и ест.
     (Из диалога подруг)

     Женщина – загадка. Женщина – океан непознанного. И если конечная цель кокетства, не при детях будь сказано, понятна каждому взрослому человеку, то женская логика не поддаётся анализу мудрецов всех времён и народов. Хитросплетения её настолько непредсказуемы, что доходят порой до трагикомизма: «– Мужика-то своего я ругала, ругала, ругала... А он всё молчал да молчал... И... в одночасье помер! Хороший был!» (В.Ростокин. «ЛР», 2000, № 15) В повести В.Распутина «Живи и помни» у Лизаветы с войны возвращается муж. У подруги же в отчаянии вырывается: «Не мог мой паразит живым остаться... Наклепал ребятишек и... смертью храбрых. А что я с его храброй смертью делать буду? Их, что ли, кормить?...» Это отчаяние 27-летней женщины можно как-то понять и объяснить. Непонятно, почему нынче при живых мужьях, порой без жилищных и материальных проблем, молодые женщины не желают иметь детей. Ссылки на «наше непростое время» несостоятельны (когда оно простое-то было, покажите пальцем). Просто появилось лукавое понятие – пожить для себя. Фитнес, макияж, сауна, солярий... «А что, имею право! Могу я позволить себе...» И имеют, и позволяют.
     Что же касается стенаний о дискриминации по половому признаку, то и здесь претензии прекрасной половины не совсем состоятельны. По-моему, мужики более подвергаются данной дискриминации. Ведь при средней продолжительности жизни в 58 лет пенсионный возраст наступает в 60. У женщин средняя продолжительность жизни 72 года, пенсия же с 55-ти. При этом добывают уголь, варят сталь, тушат пожары, ходят в море, пилотируют самолёты, перемещают грузы всё же в большинстве своём мужчины. Да и ратный труд всё же удел сильной половины, так что «естественный износ» у мужчин всё-таки выше, чем у женщин. Даже в таких востребованных нынче профессиях, как проститутка и бандит, риск и физические нагрузки превалируют во втором случае. К тому же у женщины, добивающейся так называемого равноправия, есть (на всякий случай) весомый аргумент – «Я всё-таки женщина!».
     И уж совсем нелепо выглядят агрессивные устремления наиболее радикально настроенных эмансипэ в традиционно устоявшиеся сугубо мужские сферы. К примеру, навязчивая идея добиться права посещения Афона, куда, по преданию, за 2000 лет не ступала нога женщины. Любая верующая, воцерковлённая женщина даже в мыслях не позволит себе подобного вольнодумства. Это удел представительниц прекрасной половины, которые вульгарно пользуются обычной бытовой логикой.
     
     
5. «Есть женщины в русских селеньях…»

     
     

      Сказка – ложь,
     Да в ней намёк...

     Смутное время породило этакий тип так называемой самодостаточной женщины. Это некий симбиоз феминисток – амазонок. Как правило, это «образованно-независимая» личность с эффектной внешностью, свободная от комплексов, обычно неопределённого рода деятельности, раскованная, умеющая себя подать. Самодостаточность её, основанная на непомерной гордыне, снобизме, возможна лишь в условиях инфраструктуры современного мегаполиса, так называемого «автомобильно-электронного бытия». Кнопки, клавиши, мониторы, терминалы, связи, звонки... В более естественных условиях, как то в сельской местности или небольшом городке, такое, в принципе искусственное, явление не способно существовать.
     Иногда она может позволить себе выкурить хорошую сигарету. Так и хочется воскликнуть по-шукшински: «Милая, что ты корчишь-то из себя!» Впрочем, Шукшин для таких (уже зарождающихся) особей был лишь мужиком, этаким «интеллигентом в замшевых ботинках».
     Нет, я вовсе не против умных, образованных женщин. Хороший педагог, врач, просто непритязательно-добросовестный работник востребован и может существовать как в большом городе, так и в самой маленькой деревушке. И, по моему убеждению, умная девушка не напишет в объявлении службы знакомств что-то вроде – «я не пью и не курю», а умная женщина в том же случае – «55-летняя женщина, не чувствующая своего возраста...». Как это не чувствовать? Это что, как 17-летняя студентка, оголить пуп и курить, сделав ноги крестиком. Это даже вульгарностью не обозвать. Вообще, как-то странно, что, судя по объявлениям, все сплошь обаятельные, любящие нюхать цветы и т.д. И все стройные, ну если чуть-чуть так... Это ничего, что накануне в ателье спрашивали: «Где талию будем делать?»
     И всё же есть, есть женщины, на которых отдыхает взгляд и радуется душа. Молодая женщина, высокая, статная. Спокойный взгляд, без оттенка вульгарности, пошлости, которыми так изобилуют вечно жующие особы в обтягивающей зады униформе. Неспешно катит коляску. За коляску держится другой малыш, но уже «на своём ходу». С другой стороны – девочка уже предшкольного возраста. Поразила какая-то величественность в облике женщины-матери и наверняка жены, ибо без крепкой опоры подобное невозможно нынче в принципе. Ещё лет 20 – 30 назад подобное явление не вызвало бы таких ассоциаций. Уже разминувшись, я невольно обернулся, провожая взглядом процессию, так приятно поразившую меня своей необычностью и естественностью одновременно.
     Подобные лица часто случается встречать на службе в храме. Сама атмосфера порой меняла даже случайных «захожанок». Из нарочито раскованного их взгляд преображался в любопытно-наивный. Хочется надеяться, что не одно лишь праздное любопытство привело их сюда, а внешнее преображение даст толчок и внутреннему, духовному. Дай то Бог.
     Ну и, наконец, не могу не упомянуть тот образ русской девушки, женщины, который показал Михаил Ильич Ромм в экранизации сказки «Морозко». И хотя фильм был снят в воинствующе-атеистическое время, в образе воплощены именно те понятия православно-нравственного поведения, которые в идеале были присущи русской женщине на протяжении веков. Смирение, скромность, трудолюбие, женская мудрость – все эти добродетели (пусть даже в сказочном варианте) ярко показаны в образе Настеньки. Ведь различать добро и зло, отделять дурное от хорошего не одно поколение с детства училось на сказках.
     Конечно, и тот прообраз пошловато-воинствующей Марфуши тоже имеет место быть. Наше время лишь добавило к этому стереотипу этакой псевдоинтеллектуальной манерности городского жителя, в основе культуры которого – теле-видео-информационное пойло, настоянное на отравляюще-дурманящей бодяге жёлтой прессы и псевдолитературы.
     Я, конечно же, не идеализирую сильную половину, ибо естественный паритет предполагает «каждой твари по паре». Но всё же женщине, как «хранительнице очага», продолжателю рода, как ни крути, отводится особая роль, которая, в принципе, и отличает её от мужчины и которая способна сделать их взаимоотношения более благородными и возвышенными. (Читай цитату в начале статьи.)

Сергей ЕФИМОВ г. ЧЕРЕПОВЕЦ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования