Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2006

АПОЛОГИЯ РОК-МУЗЫКИ НА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ

     
     В ходе Рождественских чтений в зале при храме святой мученицы Татианы состоялся разговор на тему «Православие и молодёжная субкультура», в котором приняли участие известные священники и миряне: протоиерей Максим Козлов, игумен Сергий Рыбко, диакон Андрей Кураев, профессор Академии имени Гнесиных Игорь Истомин, руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий отец Олег Стеняев, рок-музыкант Станислав Бартенев и другие.
     Тема важная, животрепещущая, и обсуждается она, всегда вызывая бурные дискуссии.

     
     В прошлом году было высказано два основных взгляда на проблему – один состоит в том, что между Церковью и молодёжной субкультурой никакого моста нет и не может быть, другой – что если моста и нет, значит, его необходимо построить.
     В этом году обсуждение началось с вопроса о том, использованы ли зашифрованные послания сатанинского содержания в музыке «Битлз» и других групп. Какой-то хитрец-экспериментатор прокрутил задом наперёд плёнку и услышал нечто неудобопроизносимое.
     Откровенно говоря, что кому-то приходит в голову всерьёз обсуждать подобное – произвело сперва впечатление лёгкого сумасшествия. Уж коли захотеть «расшифровать» нечто, то можно получить что угодно, а если слушать музыку «в правильном направлении», указанной фразы – не решаюсь её записать для истории – не получится. Да и зачем, если захотеть изыскать нечто антихристианское в этой музыке, впадать в глубинное декодирование, если в ней всё зачастую «на поверхности»?
     Надо заметить, что под «современной музыкой» в обсуждении подразумевалась такая, прямо скажем, не самая плодоносная сейчас ветвь, музыкальное направление, как рок-музыка.
     Станислав Бартенев, солист группы «Если», продемонстрировал языческое понимание музыкальной культуры – по его мнению, музыка возникла с момента, как человек стал подражать птицам в пении. Что-то вроде натуралистической концепции, с помощью которой некогда объясняли и возникновение языка. Станислав Бартенев исполнил песню под гитару, где фигурировали «ратный путь», «благоверный князь», «Невский князь Александр». По-своему было забавно: собрать в аудитории церковную молодёжь, священников, общественных деятелей, и влить им порцию «да-рай, да-рай, да-рай, да-рай».
     Отец Максим Первозванский, отвечая на подобную постановку вопроса о возникновении музыки, заметил: «Человечество проходило определённые этапы, есть небесная музыка, которую человек слышал в раю». Он также напомнил, что «есть музыка, которой пользуются тёмные силы, – восходящая к каким-то инфернальным грубинам». «Когда я услышал, что католические монахи устроили рок-группу, у меня волосы встали дыбом». Он пояснил свою мысль, указав, что рок – немонашеское дело, важно, «что от кого исходит».
     Отец Сергий Рыбко – человек, который занимается практически вопросами взаимодействия Церкви и современных субкультур: при храме преподобного Сергия Радонежского действует нечто вроде молодёжного клуба. Он рассказал, что ему, как монаху, постриженному в Оптиной пустыни, трудно было и представить, как он окажется проповедником на рок-концерте. «В своё время я сам играл на ударных, и это помогло мне освоить церковные звоны». Как сказал бы отец Андрей Кураев, человека настигла карма: надо же, уйти в монастырь, отказавшись от подобной культуры, чтобы, будучи игуменом, вернуться к ней – сейчас отцу Сергию приходится слушать кое-что, «чтобы быть в теме».
     «Был на концерте, говорил, отвечал на вопросы, после подошли под благословение, человек пятнадцать, выяснилось, студенты Свято-Тихоновского института».
     В зале смех.
     «Есть плохая рок-музыка, а есть хорошая». О рок-монахах отец Сергий заметил: чтобы понять, какими идеями они руководствуются и что собой представляют, их надо сначала послушать, прежде чем осуждать.
     В высокий президиум пришла и была озвучена довольно трезвая записка: «Когда мы слышим рок-музыку, хочется дерябнуть пивка, и тут ничего нельзя сделать».
     
     Действительно, сколько бы мы ни говорили, что рок-музыка не обязательно связана с наркотиками, или вот с «веществами помягче», вроде пива или сигарет, – достаточно понаблюдать происходящее в любом рок-клубе, где под очень патриотические «запилы» и душеспасительное «рубилово» методично вычленяют из себя эфирное тело ребята разного возраста и степени воцерковленности.
     
     Несколько раз аплодисментами зал прерывал короткую речь профессора Академии имени Гнесиных Игоря Александровича Истомина. Он предложил подумать, как в музыке разных стилей реализуется смысл: для серьёзного содержания «недостаточно поменять вербальное направление». «Если мы станем говорить о Боге, а интонация будет далёкой – содержание речи будет спрофанировано». О рок-монахах: «Существует какая-то глубинная связь между музыкой и состоянием души, и не всякое звучание будет соответствовать нашим установкам».
     Он указал на отнюдь несубъективно существующие музыкальные параметры, которые влияют на слушателя определённым образом: «Создать доверительную, молитвенную интонацию с помощью предельно децибельного звучания, жёсткой пульсации и использования одной ритм-секции невозможно». Вне зависимости от текста мы «ощущаем протест», «звучания определённого типа будут вводить в соответствующее состояние, хотим мы или не хотим». «Энергетическая направленность противоречит молитвенности. Молитва есть просьба, а усиленная через динамики, становится требованием, с которым нельзя обращаться к Богу». В заключение он заметил, что «музыкальное мышление, например, в народной и рок-музыке – два разных уровня мышления».
     В других выступлениях звучали ещё более жёсткие формулировки: «Заигрывание с этой средой не идёт на пользу Православию», «Мы стараемся опуститься до уровня массовой культуры – такой путь ведёт в тупик».
     Отец Олег Стеняев высказал мнение, что мы должны научиться разговаривать с молодёжью на понятном ей языке, вне зависимости от того, нравится нам это или нет.
     Отец Андрей Кураев начал говорить, как сам сказал, «усталым от бесконечных повторений голосом»: «Никто не собирается привносить рок-музыку в храм, никто не собирается мобилизовывать всех священников на рок-концерты, пусть работает тот, кому удаётся и кто действует по благословению». Он уведомил собравшихся, что в этой сравнительно новой области миссионерской деятельности надо признать в том числе право миссионеров-модернистов и на ошибку, так как в такой работе используется, в порядке метафоры, «технология встречного пала». Если говорить о немолитвенном настроении рок-музыки, то «Православие больше, чем смирение», в современном мире от православного человека требуется в том числе владение стратегиями сопротивления общему безумию: «Нам необходимо учиться протесту». Ещё Григорий Богослов отстаивал своё право цитировать греческих поэтов, которые были язычниками. Никто не утверждает, что «рок-музыка является вершиной современной культуры», более того, большинство миссионерских проектов ситуативны, сейчас никто и не вспоминает разбора литературных произведений в богословских журналах XIX века, а тогда ломали много копий. «Церковь, – сказал диакон Андрей Кураев, – обмирщается не на проповедях», а на освящении новых бизнес-центров, то есть там, где священник выступает в роли чисто ритуальной фигуры.
     Он отметил, что Православие – не дискета, которую можно вложить в каждого, с регламентацией, что делать в каких ситуациях: «В Православии при всём разнообразии – самое главное отдано на суд совести человека». «Церковь в миру, то есть в заранее враждебной стихии». Отец Андрей Кураев просит собравшихся «посмотреть на плоды». С прошлого года, когда в этих стенах обсуждались те же вопросы, произошло несколько существенных подвижек, случились некоторые события, которые изменили информационную ситуацию в целом: впервые рок-концерт был проведён в архиерейской резиденции, где диакону Андрею Кураеву, как «любителю рок-музыки» (от этого звания он, впрочем, поспешил отказаться), владыка представил местных рок-музыкантов. А 12 декабря 2005 года в Киеве группе «Братья Карамазовы» прямо на рок-концерте была вручена грамота от митрополита за многолетнюю деятельность. Произошли и другие изменения…
     
     Пафос речи отца Андрея Кураева сводился к призыву осознать, что нам осталось «шестьдесят лет до установления Московского Халифата»: «Будущее России ясное, короткое и печальное», «Наши дети уже не совсем наши».
     
     Говорили о других проблемах, связанных со взаимодействием Церкви и современной молодёжной субкультуры, не только музыкальной, но и с политическими молодёжными движениями. Были мысли о том, что Церковь может «взять под свой контроль» дискотеки (о. Андрей Кураев), – на что присутствующие справедливо возразили, что говорящие об этом не всегда представляют, насколько плотно на дискотеках осуществляется стереотип «танцы – вещества, изменяющие сознание – секс», так что сама мысль о каком-либо контроле Церкви нелепа. Идея «Православной дискотеки» была признана неаутентичной, не соответствующей духу Православия. Другой вопрос, что есть большая проблема: воцерковлённая молодёжь попросту имеет мало возможностей знакомиться, – не на литургии же! – встречаться, просто общаться, как принято в молодёжной среде.
     В целом, обсуждение вызвало смешанные чувства. Среди прочего – яркое недоумение по поводу самой постановки вопроса, уже устарелой, не очень адекватной реальности. Рок-музыка давно, по меньшей мере лет десять, никак не является главным направлением молодёжной музыкальной культуры, «мейн-стримом», как говорят. Она перестала быть по-настоящему значимой, утратила свою поколенческую актуальность: «рок-н-ролл мёртв», а кто «ещё нет» – дело смены буквально одного-двух поколений. Тем, кто воспитан на классическом роке, сейчас самое малое по тридцать лет, и они выстраивают свои отношения с Римом и миром, да и с Церковью, уже совершенно на других принципах.
     Без сомнения, рок-среда была довольно благоприятна для проповеди Православия: она заранее была подготовлена в той своей довольно обширной части, в которой задумывалась о «смысле жизни», о Боге, о бессмертии души. Но время проповеди, которая, вполне вероятно, могла бы увлечь чуть ли не всю рок-культуру, было безвозвратно упущено по объективным причинам, а сейчас, увы, среда совсем иная.
     
     Конечно, «рокеры» всех возрастов есть и теперь. Но мало. По крайней мере, если брать в соотношениях, хотя в числовом выражении они тоже – определённая аудитория. И это значит, конечно, что работу с рок-средой стоит вести: выцарапать из неё хоть одного человека – уже большое дело. Господь, как сказано, не истребил бы Содома ради десяти праведников. «Ин суд человеческий, а ин суд Божий», как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Откуда мы знаем, не затеваются ли все дискуссии ради спасения одной какой-нибудь души, ради возрастания одного какого-нибудь будущего молитвенника, который своей жизнью оправдает все спорные вопросы, которые сейчас вызывают такие эмоции.
     
     Но всё же не стоит забывать: культура тех, кто действительно является «современной молодёжью» в общепринятом смысле слова, подразумевающем массовость, всеобщность, – совсем на рок-культуру не похожа. Актуальная массовая молодежная культура не имеет сегодня ничего общего с роком, хотя, вполне возможно, во многом и выросла из него.
     В первую очередь, «молодёжь», конечно, совершенно разная, однако, в полном соответствии с общественными изменениями последних лет, она идеологически ориентирована на взращивание культа потребления, музыкально сосредоточена скорее на циклической трансляции MTV, нежели на роке и близких к нему течениях. Такова реальность, и не станем делать вид сами для себя, будто так происходит случайно: это, конечно, есть результат определённой деятельности, которой можно и нужно противостоять.
     Информационная среда, где молодёжь произрастает и в которой чувствует себя как рыба в воде, – начинена пропагандой изменённых состояний сознания, по структуре клипообразна, фрагментарна, пестрит рекламой, сфокусирована на фильмах про битвы плохих и хороших вампиров, и так далее. Ничего нового тут не скажу: в принципе, это не характеристики сугубо молодёжного информационного поля, оно для всех предложено такое, нарезанное на новостные и сериальные блоки.
     Не будем ворчать, хотя чудесного, конечно, маловато. «Молодёжь» – вполне нормальные, адекватные люди, в своё время были бы октябрятами и пионерами, а ранее гимназистами. Удивляться нечему, каждый последующий виток жёстче предыдущего. Эсхатологически – само собой разумеется.
     Совершенно верно: разговаривать с молодёжью желательно на языке, ей понятном. Беда только в том, что, пока Церковь осваивает язык, который представляется ей актуальным, ужасаясь его примитивности, грубости, пока она совершает пробы и ошибки, пока она вообще обсуждает возможность его изучения – последняя память о том, что тем языком когда-то пользовались, уходит из молодёжной среды.
     А вот как строить проповедь в среде «молодёжи MTV» – действительно вопрос, и совсем другого рода, в разрешении которого наработанные тактические модели, вероятно, не помогут.

Василина ОРЛОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования