Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 24.02.2006

ДЕНЕЖНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И НЕКОМПЕТЕНТНЫЕ СТРЕЛОЧНИКИ, или Почему издательство «Андреевский флаг» потерпело полный крах

     Когда года четыре назад на книжном рынке зажглась звезда нового издательства «Андреевский флаг», возникло много шума. Прежде всего возликовали консерваторы. Они решили, будто наконец появилось издательство, специализирующееся на выпуске прозы старых и новых правых. И, действительно, всего за несколько месяцев рынок заполонили переиздания и новые вещи Юрия Лощица, Александра Сегеня, Владимира Крупина и других известных почвенников. Издатели обещали за один только 2003 год выдать в серии «Современная русская проза» 50 книг.
     Однако эксперты сразу же высказали большие сомнения в успехе акции. Во-первых, их смутил подбор авторов. Они считали, что нельзя было новую серию запускать с книги никому неизвестных авторов типа Юрия Тюрина. Во-вторых, эксперты предостерегали против огромных тиражей. Десять тысяч экземпляров для Сегеня, говорили специалисты, это слишком много. По расчётам маркетологов, максимальный тираж придуманной в «Андреевском флаге» серии не должен был превышать трёх тысяч экземпляров каждого тома. Иначе издатели станут работать на склад.
     Но что получилось в итоге? С одной стороны, издательство увлеклось заключением договоров с перспективными авторами (кажется, за один только год было оформлено более ста договоров с выплатой немалых авансов). Уж не торговать ли правами оно собиралось? А с другой – выпуск книг в какой-то момент вдруг прекратился.
     Создавшуюся ситуацию мы тогда прямо по горячим следам проанализировали в статье «Флаг спущен», опубликованной в «Литературной России» осенью 2004 года. На наш взгляд, прежде всего виноват был руководитель издательства Сергей Мельник. Молодой, двадцати двух лет от роду человек явно оказался не на своём месте. Он пять лет изучал в университете Китай. Но книжный рынок, похоже, оказался ему не по зубам. В равной, если не в большей, степени ответственность за провал ложилась и на его отца – Александра Мельника. Ведь все же понимали, что деньги на запуск серии «Современная русская проза» и на пышные банкеты по случаю выхода первых книг младший Мельник брал не из собственного кармана. Все знали, что старший Мельник практически руководил целым холдингом, в который, кроме издательства, входили различные фонды и центры, финансировавшиеся на средства, скажем так, спонсоров.
     Однако после выхода статьи «Флаг спущен» у Мельников нашлось немало защитников, которые пытались убедить и газету, и литературную общественность в том, что ничего страшного не произошло и что издательство ещё себя покажет в полной красе. Но мы в эти обещания не поверили. И вот почему.
     Когда предприятие попадает в нелучшую ситуацию, оно в первую очередь начинает опираться на опытных антикризисных менеджеров. А что произошло в нашем случае? Один из Мельников срочно на должность главного редактора издательства пригласил из Калининграда Валерия Горбаня. Но Горбань раньше никогда книжным бизнесом не занимался. У него два образования: биологическое и милицейское. Да, он написал неплохую книгу рассказов о чеченской войне, которая могла стать событием в нашей литературе, но не стала (видимо, помешала чрезмерная расчётливость автора; наверное, в литературе нельзя быть чересчур осторожным; дерзость – не последнее свойство таланта). Однако для главреда этого явно недостаточно.
     Судя по всему, издательство, приглашая Горбаня на ключевую позицию, отнюдь и не думало по новой выходить на книжные рынки. Похоже, Горбань по замыслу новых своих начальников должен был решить совсем другие задачи, не связанные с издательским бизнесом.
     Почему я так думаю? Прежде всего потому, что Горбань в литературном мире до сих пор остаётся во многом неизвестной фигурой. Он долго жил в Магадане, а после окончания академии МВД перебрался в Калининград. Современные писательские течения ему не знакомы. Более-менее он разбирается лишь в прозе, посвящённой первой и второй чеченским войнам (да и то только в той части, которая написана милицейскими офицерами). А ведь Горбаню в «Андреевском флаге» предстояло решать возникшие ещё до него проблемы с Тимуром Зульфикаровым, Ниной Горлановой, наследниками Юрия Кузнецова и с другими именитыми авторами, о которых раньше он даже никогда не слышал.
     И тем не менее издатели предпочли вызвать в Москву Горбаня, а не стали искать опытных антикризисных менеджеров в столице. Значит, им нужен был именно иногородний новичок, чтобы тот за короткое время не просто вычистил авгиевы конюшни с уже заключёнными договорами и выплаченными авансами. Я не исключаю, что просто из Горбаня в дальнейшем хотели сделать стрелочника за все промахи прошлого. А платой за эти услуги, видимо, должно было стать издание его собственной книги.
     Скорей всего, так и произошло. Косвенное тому подтверждение: именно при Горбане окончательно заглохла серия «Современная русская проза».
     Кстати, как только надобность в Горбане отпала, руководители издательства тут же поспешили отправить его обратно в Калининград.
     Странно другое: почему Горбань, не один год прослуживший в милиции, не понимал, что его, грубо говоря, так ловко провели за нос. Одно из двух: или очень хотелось издаться в Москве, и потому он на всё глаза закрыл, или он был очень плохим милиционером.
     На этом можно было бы поставить точку, если б не один нюанс. Куда же смотрели высокопоставленные попечители тех структур, в которые входило издательство «Андреевский флаг»? Впрочем, они, кажется, тоже прозрели. Говорят, на днях президент Российских железных дорог В.Якунин попросил Мельника-старшего в отставку. Ну и правильно. Хватит под красивыми лозунгами заниматься размножением контор типа «Рога и копыта».

В. РЯЗАНЦЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования