Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 24.03.2006

ПУШКИН И КЕДРОВ, или СУМБУР ВМЕСТО ПОЭЗИИ

     


      Когда б вы знали, из какого сора
     Растут стихи, не ведая стыда.
     Анна Ахматова.

     
     В литературном журнале с претенциозным названием «Футурум Арт» (два номера в год под редакцией Евгения Степанова), в № 2 за 2005 год в разделе «Интервью» резанул по глазам заголовок: «Константин Кедров: «Пушкин – это наше ничто!». «Что, что?!» Ущипнул себя за руку – стало мучительно больно. «Значит, – явь», – ужаснулся и начал читать. (В начале 1980-х я однажды встречался с интервьюентом – ныне 64-летним широко известным в узких кругах функционеров и приверженцев авангардистской литературы «знаменитым поэтом и философом», как он именуется во врезке к материалу, кандидатом филологических наук по кличке «Ихтиозавр» (согласно табели о рангах в основанном им и покойным Генрихом Сапгиром скандально известном литературном содружестве ДООС – «Добровольном обществе охраны стрекоз»), автором нескольких десятков тонких книг и одного толстого ПСС. Тогда этот неброской наружности сотрудник газеты «Известия» производил впечатление вполне вменяемого, адекватно мыслящего «бойца литературного фронта», и ничто не предвещало стремительного превращения его – русского советского человека, чьё эстетическое воспитание велось на основе лучших произведений классической прозы и поэзии (а значит, конечно, и на стихах Пушкина) – в законченного нигилиста, способного на столь кощунственное высказывание о гении.)
     Вот отрывки из интервью Константина Александровича (интервьюер – Е.Степанов, «стрекозавр»).
     «– Нет ли у Вас ощущения, что культ Пушкина, явно существующий в России, нанёс огромный вред русской поэзии, которая многие века идёт путём прозы, т.е. что-то рассказывает читателю, а не является для него божественным откровением?
     – ...Пушкин – гений банальности... Он всё время ломится в открытую дверь. Я не понимаю, «что в вымени тебе моём» (каков озорник-извратитель – интервьюент! – Г.Л.). Так и не осилил «Евгения Онегина» до конца, только помню, что «она любила на балконе». Почему бы и нет? Помню «Кончаю. Страшно перечесть...» Тоже неплохо. Ещё какие-то глупости...».
     Жаль Кедрова, который не осилил до конца «Евгения Онегина» и из любимого миллионами романа способен вспомнить только два стиха, при этом ёрничая (вряд ли человек, сам приобщённый к поэзии, не знает, что «она» не просто «любила на балконе», а «Она любила на балконе / предупреждать зари восход» и что «кончаю» сказано вовсе не применительно к пресловутому «этому», а сказано «кончаю» о знаменитом письме Татьяны к Онегину и сказать иначе нельзя. Остаётся непонятным, как сподобился такой антилитературный литератор защитить в МГУ диссертацию на тему (сейчас вы сильно удивитесь!) «Эпическое начало в русском романе 1-й половины XIX в. («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)»?!
     «– Какая же альтернатива пушкинской традиции?» – спокойно, «чувств никаких не изведав», продолжает спрашивать «ихтиозавра» «стрекозавр».
     «– Футуризм, неофутуризм, дадаизм, сюр, метаметафора, концепт. Да мало ли всего ещё не открытого. Что угодно, только не Пушкин...».
     И далее идёт позорящая уста всякого (не только российского) нормального человека фраза-утверждение, вынесенная в заголовок интервью.
     В брошюре «Ступени поэзии» (2005 г.) её автор – поэт-просветитель Дмитрий Сван отобразил ступеньками (сотами) ход поэтического творчества: тема – сюжет – язык – грамотность – троп – метр – краткость (элементы верлибра) – законченность – рифма (элементы высокой поэзии) – Пушкин – идеал. По всему, Кедров – «один из самых ярких поэтов современности» («стрекозавр» А.Парщиков) – и его единоверцы по ДООС идеалом считают результаты своего творчества.
     У наших доморощенных модернистов (у иноязычных, видимо, тоже) не «работают» четыре нижние и две верхние свановские ступеньки творчества. Кроме того, они лишены чувства родины во всём широком смысле этого слова, их творения не трогают душу человеческую. Не зря Есенин, который говорил: «Чувство родины – основное в моём творчестве», увлекался имажинизмом (как известно, это род абстракционизма) всего лишь год. У Кедрова подобных высказываний не обнаруживается . Зато есть такое (в разбираемом злонамеренном интервью Степанову): «Мы докопались до генокода (?– Г.Л.) поэзии... Мы – квантовая механика». «Генокодом», видимо, надо считать, например, такие вот палиндромические упражнения «поэта»:
     
     

     Спит Онегин они генотип-с
     Вызов воз и в
     лету тел
     Гул о Гоголь лог оголил
     Бог: ДА БУДет свет!
     Дьявол: Те в сте ДУБ АД!

     
     Или это:
     
     

     О, гибни, «Боинг»!
     тень хана
     хана, Манхеттен!
     А бен Ладен не дал неба.

     
     То, что «творит» Кедров, – это «чистая поэзия... живой витамин поэзии, чистая энергия новой поэзии, а значит, новой России» (это из отзыва А.Вознесенского о кедровском «Или»).
     В брошюре Д.Свана можно прочитать: «Борьба за место в поэзии часто ведётся сомнительными методами. Чего стоят попытки исключить из числа великих Некрасова и даже Пушкина. Это вызывает опасение за будущее поэзии». А Георгий Иванов сказал как будто специально о новой (олицетворённой в Кедрове) и классической (олицетворённой в Пушкине) поэзии: «Состав весеннего воздуха можно исследовать и определить. Но насколько естественней просто вдохнуть его...». Исследуйте, исследуйте, господа модернисты, свою «квантовую чистую поэзию», развлекайтесь в ваших ДООСах, «Футурум-apтах» etc. Как хотите – тихо, громко, «без шума и пыли», с шумом и пылью. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось. А мы – будем дышать. Чистым воздухом истинной поэзии, в том числе поэзии Пушкина!
     Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Генрих ЛЯТИЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования