Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 31.03.2006

ЛЕВОН

     Один из моих любимых рассказов Левона Осепяна называется «Кружка пива». Что в нём особенного? История о мальчике, мечтавшем испить «взрослый» напиток, а, попробовав, горько разочаровавшемся:
     «В эти секунды я видел лица людей, смеющихся надо мной, глупцом, попытавшимся перешагнуть через детство, ворваться в чужую и совсем нерадостную жизнь».
     Вроде бы простой сюжет. Вроде бы простым языком. Вроде бы всё понятно. Но что-то цепляет, завораживает, и снова цепляет – наверное, то самое необходимое умение писателя находить поэзию в прозе. И он находит. Полистайте как-нибудь его книгу «Телефонный звонок». Если найдёте свободный экземпляр, конечно. Книга эта, состоящая из небольших рассказов, читается на одном дыхании. Есть фразы, к которым хочется возвращаться снова и снова, – а не это ли самое главное для человека пишущего – ВОСТРЕБОВАННОСТЬ его слова? Слова Осепяна действительно востребованы. Но не менее востребованы и дела.
     «Меценат и Мир» – журнал, задуманный Левоном Оганесовичем в середине девяностых как благотворительное международное издание. Главный редактор, коим он и является с момента основания, пытается помочь талантливым людям, особенно молодым, в реализации их проектов и, по возможности, в отыскании меценатов и спонсоров. Мой дебют тоже разрешился с лёгкой руки «Мецената…» – сначала рифмами, потом – их антонимом: не совсем догнанной «академичными» критиками прозой.
     Но только потом, год спустя, в мастерской одной московской художницы на Арбате, я услышала «рифмы» Осепяна. Но нет, это были не рифмы! Это был «КРИК» (сборник так и называется) – то, что нельзя уложить в ямбы и хореи, как слаженно они ни звучали бы и какую бы внутреннюю силу в себе ни несли.
     Осепян читал неспешно. И взгляд его по мере чтения становился каким-то другим, голос – более отстранённым и в то же время трогательно-неравнодушным. На столе потрескивали свечи, а бутылка вина тоже как будто прикинулась слушательницей. И то, как Осепян читал тогда, я помню до сих пор – а это случается со мной не часто из-за обилия лиц и людей. Но…
     
     


     Словам не верь…
     Из флейты душ их извлекает дьявол,
     Круша сознанье,
     Смеясь
     Над нашей простотой…
     Над мирозданьем…
     
     Словам не верь, когда есть чувство…

     
     Как «Женщина Пишущая» (подвид), я поймалась на «удочку чувства» и подперла щёку ладонью. Мне хотелось, чтобы слова лились долго-долго.
     Потом, ещё какое-то время спустя, зимой, в той же арбатской мастерской Людмилы Кухарук, Левон Оганесович читал рассказ «Кружка пива». Было тесно, почти темно; он щурился, ловя свет маленькой лампы. Голоса смолкли – остались только Осепян и его текст, наполненный простой мудростью вечного Смысла. Ему хлопали, а он, как всегда, опаздывал на последнюю электричку, и в двенадцатом часу шагал на вокзал – через снег и неустройство, через недосып и медные трубы; ещё он помнил, наверное, про Огонь и Воду.
     Левон Оганесович – прозаик, поэт, эссеист – можно долго перечислять регалии, – как-то сказал, что главное дело его жизни всё-таки журнал. Именно журнал, а не собственная проза. Конечно, есть, что сказать самому, но Осепян хочет, чтобы кроме него услышали ещё стольких!
     Я киваю. Я-то всё помню. Когда ваши рукописи «горят» везде, первая публикация особенно важна. И то, что когда-то, уже (ох!) в прошлом веке это случилось в «Меценате и Мире», ценно для меня – ведь то было впервые: ну, как с любовью, что ли, – хотя б имя помнишь, если быть циничной.
     Как-то Осепян подарил мне свою книжечку – что-то типа своеобразной визитной карточки; единственное стихотворение, которое есть в ней, называется «Моя Голгофа» (автор считает его итоговым на определённом этапе):
     
     

     …Я ошибался много раз,
     Неправедным бывал порою,
     Но поднимался над собою,
     И шёл к Голгофе, крест неся…

     
     А потом надел пальто, шапку, взял тяжеленный портфель с книгами и рукописями, и ушёл: нести дальше, да уместен здесь будет некий пафос.
     – Он всё-таки удивительный человек, – сказала тогда художница.
     Писатель, мечтающий о собственном столе для работы и времени – просто для того, чтобы хоть иногда писать самому. Но у нас слишком любят ценить в некрологах. «Вот если бы создать условия при жизни», – говорят обычно потом, разводя руками.
     Так в воздухе остаются разводы – как «Картины, писанные маслом по чёрной клеёнке» (Осепян – в рассказе о Пиросмани).

Наталья РУБАНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования