Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №19. 12.05.2006

РУССКИЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ?

     В последние годы политики и философы в стране заняты поиском объединяющей идеи и видят её, как правило, в русской соборности, о которой немало сказали в своё время талантливые философы Соловьёв и Бердяев, но почему-то возникают сомнения по поводу её благотворного воздействия. Как известно, русская соборность берёт своё начало в общинном пользовании земли для сельскохозяйственных нужд – это действительно сплачивало огромное количество крестьянского населения страны... Сенокос, на который выходит село разом, обмолот и другие события в жизни крестьянина помогали ему морально и физически собраться на непростой труд, заставляли не лениться, не быть хуже соседа, не полёживать на печи, когда другие трудятся... Всё это стимулировало! Но возникали и другие проблемы: всеобщего равенства, ибо община, как правило, может существовать, когда люди находятся примерно в одной экономической весовой категории – равное количество земли на душу, одна лошадёнка, одна коровёнка... Если же у кого-то имущества больше, то начинается расслоение, возникает зависть и обида. Дескать, чем же он лучше меня?! И, несмотря на то, что тот действительно трудолюбивее и лучше хозяйствует, но признать это большинство в общине не желает, – действует закон любого коллектива: не высовывайся!
     Чувство крестьянской общинности в дореволюционной России весьма легко перетекло в чувство общинности рабочих, которые ещё недавно были жителями сёл. И вот на так называемых «маёвках», о которых Горький с умилением пишет в своём романе «Мать» (но не говорит, что первоначально люди выходили на природу из шумного душного города лишь для того, чтоб напиться на природе, кулаками помахать и девок потискать), и начали большевики сеять семена ненависти и злобы у рабочих к своим работодателям. Ну а рабочий, которому завтра, может быть, не на что опохмелиться, разогретый парами алкоголя, очень легко поддаётся соблазну и идёт крушить кого угодно и что угодно... Вот здесь мы подошли к весьма важному выводу: оказывается, толпу и так называемую общину очень легко завести, особенно на какое-нибудь разрушительное дело, где морды будут бить, что-нибудь подожгут, словом, устроят своеобразный праздник по-русски! Самодисциплина, острастка перед законом – они же так ненавистны русской вольнице... Очень пришлось Сталину постараться, чтоб выпущенный большевиками пар из котла этой вольницы заставить работать – только, к сожалению, через дула винтовок в лагерях ГУЛАГа удалось! Но одновременно он, конечно, поощрял и коллективизм, только под очень жёстким контролем, ибо массами очень легко управлять (если перестрелять там всех индивидуалистов) и посылать то на демонстрацию, то на войну, то на возведение Магнитки... Да и в коллективе «товарищам в штатском» сразу видно, кто что замышляет. А разве узнаешь, о чём думает человек, который «оторвался от коллектива», заперся в своей квартирке? Может, он переворот готовит!?
     Конечно, нельзя отрицать, что коллектив воспитывал порой в человеке лучшие качества – чувство взаимопомощи, желание трудиться (муравей разве будет отлынивать?). В коллективе осуждали пьяниц, вороватых людей... Но с какого-то времени вдруг началась пробуксовка, коллектив перестал воспитывать, и там стали процветать круговая порука, коллективное пьянство, всеобщий трудовой саботаж. С этим багажом мы и пришли к краху социализма, и вот сейчас некоторые политики пытаются реанимировать русскую общину, видя в ней спасение от оголтелого торгашеского индивидуализма. Действительно, кое-кто из честных политиков желает таким образом поднять патриотические настроения в стране, но кто-то тоскует по тем временам, когда безропотную толпу можно было направить в нужном для партии направлении...
     Может, не стал бы писать эту статью, да только очень наболело, особенно после того, как недавно умер от передозировки наркотиков второй сын хорошей знакомой, а первого её сына зарезали совсем молодым, когда заступился за кого-то в компании... Они с мужем интеллигентные люди, из творческой среды, с высшим образованием, трудолюбивые – то есть, не из той категории алкоголиков и антисоциальных элементов, дети которых подвержены порокам... Долго думал, за что такое наказание, за какие грехи, и пришёл вдруг к парадоксальному выводу, что, оказывается, они с мужем вели (впрочем, как и многие творческие люди) богемную жизнь и очень часто по русской традиции приглашали к себе гостей, где всегда был праздник, музыка, песни, и тем самым своим детям показывали пример добродушия, открытости, общения. Естественно, и дети с той же открытостью вливались в дворовые компании, они там не были лидерами (те очень часто себе на уме), им просто хотелось общаться – и вот что в результате получилось. А были бы индивидуалистами, их бы не тянуло на улицу в компанию, они бы читали дома книжки, в Интернете бы лазали, мастерили бы что-нибудь, то жизнь могла сложиться по-другому...
     В воспитании в каждом человеке самостоятельной и самодостаточной личности, в умении человека индивидуально трудиться и здесь находить отдохновение и удовольствие, в понимании, что патриотизм это не то, когда толпой, ради хорошей жизни честолюбивых вождей ты бросаешься на амбразуру, а когда умом и талантом делаешь родину сильной, – в этом, думаю, сейчас спасение России!

Михаил ГОГОЛЕВ г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования