Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 09.06.2006

ПОСЛЕ ВОЙНЫ НАЧИНАЕТСЯ МИР

     
     29 мая в конференц-зале исполкома МСПС прошло обсуждение журнала «Дружба народов». Мероприятие это плановое, требующее ко всему прочему и официального отчёта. Но официальный отчёт, как говорится, официальным отчётом, но мне как непосредственному участнику действа в конференц-зале сегодня хотелось бы высказать собственную субъективную точку зрения на эту немаловажную, а во многом и знаковую веху нашего весьма хаотичного в последние годы литературного процесса.
     Все мы, сегодняшние литераторы, хотим мы этого или не хотим, живём в эпоху окончания гражданской войны в литературе. Война эта, столь яростно шумевшая с конца восьмидесятых годов, расставила свои заборы, жёстко разделила многих на литературные лагеря. То, что это не полезно, а подчас и противно самой литературе, как-то не принято было говорить. Все мы весьма комфортно чувствовали себя в своих клановых резервациях, которые не переставали множиться даже внутри больших лагерей.
     Журнал «Дружба народов» в общественном сознании прочно укоренился в нише умеренно-либеральной. Трудно было заподозрить редколлегию в почвеннических настроениях, а самих почвенников едва ли можно было уличить в больших симпатиях к этому журналу. Однако последние события в МСПС заставили посмотреть на многие вещи иначе. На смену политики агрессивного невежества, насаждаемой прошлым секретариатом и аппаратом, пришло острое понимание необходимости объединения всех здоровых литературных сил на территории бывшего СССР и стран соцлагеря. Здесь интересы и помыслы МСПС во главе с легендарным советским классиком Сергеем Михалковым и журнала «Дружба народов» во главе с Александром Эбаноидзе сошлись в самой высокой точке. Действительно, то, что делает журнал по линии пропаганды литератур СНГ, достойно всяческого уважения, и в наше некоммерческое время вполне может приравнено к подвигу. Ведь такие публикации носят заведомо некоммерческий характер, но при этом несут невероятно благородную духовную миссию. Несколько раз в год «Дружба народов» отдаёт огромные журнальные площади для публикации переводов писателей бывших советских республик. Чтобы там ни творили политики, как бы ни старались разъединить братские народы, духовная составляющая, явленная в переводах, в языковом проникновении всегда будет сильнее любых сиюминутных инсинуаций! Такая линия журнала «Дружба народов» может вызывать у исполкома МСПС и его руководства только поддержку.
     Теперь поговорим о так называемой русской составляющей «Дружбы народов», то есть той части, где журнал воплощает идею традиционного литературно-художественного журнала. Разговор этот весьма деликатен, поскольку корпус текстов обширен и едва ли может составлять некое эстетическое единство. Однако стоит отметить, что всё же «Дружба народов» нацелена на круг авторов, близких к либеральной эстетике. Сразу оговорюсь, что ни в коем разе не отмечаю это в укор редколлегии. В конце концов, редколлегия – это живые люди со своим художественным вкусом. При этом эта либеральная эстетика всё же не носит в журнале характер русофобский или шизофренический, что встречается порой в других изданиях традиционно демократического толка. Такие поэты как Александр Тимофеевский, Елена Исаева, к примеру, являются явными приверженцами академической традиционной доминаты стихосложения, их строки из русского, исконного поэтического воздуха, а прозаическое слово Михаила Кураева, Ольги Трифоновой – из той добротной отечественной словесности, о которой что только не говорили в смутные ельцинские времена, как только не пытались подавить её, – но она жива, жива и на страницах журнала «Дружба народов». С особым для себя удовольствием я нашёл среди авторов журнала своих товарищей, тончайшего лирика, выходца из русского Казахстана Славу Киктенко, могучего поэта Андрея Шацкого. Появление в «Дружбе народов» этих авторов наглядно свидетельствует о том, что последствия изнурительной гражданской войны в литературе медленно, но верно преодолеваются, и для редколлегий толстых журналов снова на первый план выходит не клановая принадлежность авторов, а качество их текстов. Хотя, повторюсь, этот процесс только в самом начале, и сила инерции ещё достаточно велика. Именно к этой инерции я отношу частое появление на страницах «Дружбы народов» героя прошлых литературных лет Льва Аннинского, мастера литературных передёргиваний и заказных панегириков. Аннинский – критик и литературовед, поэтому о его профессиональных достоинствах мне, действующему писателю, говорить не совсем этично. Но всё же рискну заметить, что подходы Аннинского несколько устарели, критик ныне должен быть глубже самого анализируемого текста, а не парить над ним, любуясь собственным красноречием.
     Вот такой у нас журнал «Дружба народов». Журнал любопытный во всех отношениях, который я рекомендую читать самым внимательным образом, хотя бы для того, чтобы оспорить мои нынешние выводы.

Максим ЗАМШЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования