Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 09.06.2006

НА ВОЛНАХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

     

***


     Трагедия современной России просматривается даже в названиях книг. В начале XIX века выдающийся летописец Н.М. Карамзин написал «Историю государства Российского». В середине XX века другой, не менее страстный летописец А.И. Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ». Как говорят, почувствуйте разницу…
     Но это не всё. Такому бы перу, как у А.И. Солженицына, написать ещё одну книгу, быть может, более трагическую, чем «Архипелаг…» – «Материк демократия». Впрочем, поклонимся ему за то, что он осмелился написать книгу «Двести лет вместе».
     

***


     Ломают копья вокруг «шедевра» К.Малевича «Чёрный квадрат»: искусство это или не искусство? Для начала приведём слова из одного письма П.Пикассо, где он говорит: я, дескать, понимаю, что то, что я делаю, не является искусством, но богачи покупают…
     Теперь другой эпизод. Двое эмигрантов из России создали в Европе фирму по продаже икры – под видом русской икры, хотя икру закупали в Азии. Иногда в партиях товара попадалась икра абсолютно белого цвета – некий альбинос, она безвредная, но считалась бракованной, и её отправляли обратно поставщику. Однако однажды наши ушлые эмигранты подумали: а что если сделать особенную баночку для этой икры, назвать икру «Бриллиант», цену на неё поднять раз в пять…
     Чем закончилось дело? Богатейшие люди Европы записывались в очередь на икру «Бриллиант», а когда она появлялась, устраивали пышные презентации и приглашали самых дорогих гостей…
     Феномен «Чёрного квадрата» легко объясним: аферизм во многих сферах нашего бытия прекрасно себя чувствует, в том числе и в сфере искусства. «Чёрный квадрат» – удавшийся аферизм, не имеющий никакого отношения к искусству. Символика квадрата и раскалённый ажиотаж публики… – всё сработало на «пятёрку».
     Ребёнок, у которого чувство прекрасного и интересного пока не испорчено миром и является некоторым эталоном чистого восприятия, вряд ли задержится в музее у «Чёрного квадрата», а если и задержится, то, скорее всего, почувствует какой-то подвох; но он непременно задержится у картин Васнецова, Шишкина, Саврасова, Сурикова, Перова, Поленова, Айвазовского и не будет пугаться в душе от подвоха… Пора, пора писать «Белый параллелепипед»! Или «Жёлтый треугольник»! Или…
     

***


     Ох, как русским сочинителям хотелось «испытать» хорошую девушку плохим мужиком! «Гроза» А.Н. Островского, «Обрыв» И.А. Гончарова и т.п. Но всё же своих заветных героинь русские писатели оберегали. Вот она, жажда высокого идеала! У Пушкина – Татьяна, у Тургенева – Лиза, у Толстого – Наташа.
     

***


     Лев Толстой и многие его современники пытались создать семейную идиллию в своих романах: Левин и Кити, Наташа и Пьер… Когда дело доходило до идиллии, то читатель всё меньше в неё верил. Вероятно, оттого, что идеала нет в жизни, идеала не может быть и в литературе, или в литературе он кажется слишком искусственным. Понимая это и сопротивляясь этому, наши русские гении, в первую очередь Л.Н. Толстой, оставляли в финале своих «семейных» романов некоторое сомнение и тоску…
     Жизнь «ломала», в том числе и Л.Н. Толстого, хотя он был и могучим человеком, смазывала идеалы, в чём-то глубоко разочаровывала. Литература оказывалась слаба против жизни. И разврат, и добро можно внедрять с помощью писательского слова, но не литература определяет общественное сознание. И хотя словесность могла влиять на умы и душу читателя, всё же столкновение с жизнью оказывалось много сильнее, чем с литературными образами.
     Натура способна раздавить любые философии. Значение влияния литературы на общество всегда было в России завышенным. Хотя натура, жизнь несопоставимо богаче, больнее, ярче и непредсказуемее, чем любое творение любого гения. Это в зрелом возрасте, кажется, отчётливо понимал Л.Н. Толстой. Поэтому иногда и бросал писать.
     

***


     Непризнанных гениев не бывает! По крайней мере, в русской литературе таковы неизвестны. Все гении были признаны. Хотя бы в очень узком кругу.
     

***


     Почитаешь наших современных писателей и ужаснёшься. В некоторых книгах даже у главных героев нет характера, нет живых черт или есть заведомые штампы. В настоящей литературе даже собака и кошка со своим характером. Муму у И.С. Тургенева, белый пудель у А.И. Куприна, Бим у Г.Н. Троепольского, Каштанка у Чехова.
     Когда за перо берёшься, героя-то своего представь! Чаю с ним попей или водки… А после, может, о нём и писать не захочется.
     
     
     
     В эти дни нашему соратнику Евгению Шишкину исполнилось 50 лет. Сердечно поздравляем его с этим событием и желаем всего самого доброго.
     
     
     
     

Евгений ШИШКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования