Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 16.06.2006

ДОСТОИНСТВО УЧЁНОГО

     Открытое письмо А.Ю. Большаковой «Честь имею» явилось предметом дискуссии в «Литературной газете» и «Литературной России». Тема, поднятая А.Ю. Большаковой, актуальна, своевременна, что признаёт В.В. Огрызко. С некоторыми доводами несостоявшегося члена Академии он согласен: в науке есть люди, не имеющие должного опыта исследовательской работы и стремящиеся занять руководящие посты в РАН. И разговор о духовном состоянии нашей нации, о нивелировании русского языка, русской литературы, начатый в начале письма, действительно необходим.
     Но после прочтения всего обращения создалось впечатление, что А.Ю. Большакова обеспокоена узколичными интересами. Меня удивило отсутствие скромности у автора письма. Писать о себе, да ещё в таком претенциозном тоне, интеллигентному человеку всегда было стыдно. Или времена изменились? И теперь каждый исследователь может лично заявлять о своей научной состоятельности, самостоятельно оценивать свой вклад в науку? Тем более не всё в работах А.Ю. Большаковой воспринимается однозначно. Например, не понятна слепая преданность исследовательницы литературы творчеству В.П. Астафьева («…Астафьев – никакой не чернушник…», «травлю наших выдающихся писателей», среди которых назван и В.П. Астафьев и т.д.).
     Если обратиться к комментарию писателя к роману «Последний поклон» (окончен в 1994 г.), то можно прочитать следующее: «Не видел я и не слышал, чтобы немцы учиняли надругательства над трупами наших воинов. Они верили в Бога (курсив наш. – Е.Г.) и в то, что перед Богом все мёртвые равны». Читаем дальше: «И что спрашивать с наших вояк, Бога не ведающих (курсив наш. – Е.Г.), воспитанных на призывах к беспощадной борьбе с врагами…». И не надо никого «чернить» в антипатриотизме, подвергать травле. В.П. Астафьев сам разъяснил свою позицию, полностью отражённую на страницах романах о Великой Отечественной войне (о ней ли?).
     Писатель хотел шокировать читателя «правдой» о «настоящей» войне. А получился роман-издёвка над одной из святынь нашего народа – Победой в тяжелейшей войне. Я уверена, что 1945 год стал для нас победоносным потому, что количество подлинных героев в Советском Союзе превышало количество предателей, что патриотов было больше, чем тех, кто презирал собственную Родину, что людей, несущих в своих душах Божий свет, опять-таки, оказалось больше, чем человеконенавистников. И эту Истину о Великой Отечественной войне я буду доносить и до своих учеников, и до своих родных детей, а не ту, о которой поведал В.П. Астафьев.
     Создав «Последний поклон», В.П. Астафьев, на мой взгляд, ничего выдающегося не сделал ни для истории Отечества, ни для истории русской литературы. А.Ю. Большакова – филолог, достаточно авторитетный в научных кругах, – не увидела принципиальной разницы между ранним Астафьевым («Царь-рыба») и Астафьевым поздним – уже ставшим другим.
     Не скрою, что не раз обращалась к монографиям, статьям Аллы Юрьевны. Особенно интересными для меня оказались работы, посвящённые «деревенской прозе». Но смутило в них то, что А.Ю. Большакова не считает религиозную веру основой русского менталитета, не ищет в ней ответа на вопрос о загадочности русской души («Очевидно, высшую точку нравственных исканий деревенской прозы следует искать в сопряжении её этических установок с натурфилософскими и онтологическими, выдвигающими на первый план признание самоценности Жизни как таковой»). Здесь, я уверена, следует напомнить, что существуют такие понятия, за которые человеку и жизнь отдать не жалко: за Родину, за веру, за близких, за истину, за свободу и т.д. Выходит, что жизнь – не самоцель. Она обесценивается без извечных её составляющих веры, добра, любви, которые сходятся в единой «высшей точке» – в Боге. Подобное постижение жизни несут в себе лучшие творения «деревенской прозы».
     Работа в этом направлении, как мне кажется, обогатила бы исследовательские выкладки А.Ю. Большаковой, сделала бы её методологию в решении некоторых вопросов логичнее и стройнее, что позволило бы ей как учёному-филологу выйти на качественно новый уровень осмысления истории русской литературы.
     Хотелось бы высказаться и по поводу того, что А.Ю. Большакова сняла с голосования свою кандидатуру в члены-корреспонденты РАН по причине «серости» учёных, атмосферы лжи и интриг, царящей в Академии. Во-первых, своё мнение нужно выражать корректно, апеллируя к фактам, а не слухам. Во-вторых, настоящий учёный никогда не отступит от намеченной цели при первом же поражении, а будет с достойным упорством идти вперёд, не пеняя на обстоятельства и некомпетентность окружающих людей, ища источник неудачи прежде всего в самом себе.
     
     Е. ГАПОН г. АРМАВИР
     

     
     
     
     Мнение редакции
     
     Честно говоря, мы уже устали от Аллы Большаковой. Согласны с нашими читателями: да, этот литературовед оказался нечистоплотным. Да, ужасно, что человек в ответ на критику занялся придумкой фальшивок: мол, кто-то бегает и клянчит у него автографы. Но вряд ли кто-то теперь сможет перевоспитать такого несостоявшегося члена-корреспондента Российской академии наук.
     Короче, мы дали возможность всем, кто хотел, высказаться. Но когда-то надо поставить точку. А то недолго заполучить и новое обвинение: мол, газета затравила бедную Аллу Юрьевну.
     




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования