Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35. 01.09.2006

АУ, КУДА ДЕЛИСЬ ПРОЗАИКИ?

     Дагестан – республика поэтов, а не прозаиков. Русскоязычная дагестанская проза, взращённая на методе соцреализма и давшая Магомеда Хуршилова, Хизгила Авшалумова и прочих в разной степени достойных прозаиков, после перестройки потеряла направление и почву под ногами. Написанного «в стол» и «возвращённой» литературы в верной консерватизму республике не очутилось почти или даже совсем. Поэтому действительными участниками литпроцесса оказались поэты, которых в Дагестане во все века было много.
     Проза вся ушла в публицистику, благо того требовала сама литературная ситуация: зачем народу ещё не устоявшаяся по качеству художественность, когда есть проблемы насущные, хлёсткие, и говорить о них порою даже опасно. Жанр сатиры, иносказания, журналистских порокобичеваний очень привился, а одно из многих сопровождающих эпитетов писателя слово «правдолюбец» вдруг стало основным его нареканием. Вазиф Мейланов, Багаудин Узунаев – основные представители правдолюбцев, но к прозаикам их, само собой, не причислишь, хоть и пишут они большей частью прозой.
     Молодые кадры есть, но для кадров – молодых и опытных – нужна площадка. За неимением сформированной системы русскоязычных литературно-художественных журналов со своими полюсами и уклонами вся имеющаяся текучка печатается в журнале «Дагестан», да и тот к моему ужасу успел за короткое время трансформироваться в официозный экономико-политический ресурс. Художественная литература поэтому либо перебивается самоизданными брошюрами стихов, либо страницами обычной периодики. Все понимают, что журналами нужно заняться, и серьёзно, но нахождение на государственных дотациях, видимо, обходится долей свободы. На фоне московской многоплановости и расколотости неживая целостность дагестанской литературы выглядит по меньшей мере нездорово. Спокойствие и отсутствие альтернатив мышления – это не есть жизнь.
     Поэт и переводчик Фазир Джеферов до отъезда в Москву организовал было литклуб «Верба», но и «Верба» и «Неолит» – это всё поэты, поэты талантливые, молодые, профессиональные. Из прозаиков знаю лишь физика Абутраба Аливердиева, который публикуется в сети и пишет сказки и фантастику («У Лукоморья», «Колдун» и т.д.). Причём даже не пытается задать новую ноту, свежий темп, введя, к примеру, в свои фэнтези мотивы дагестанской мифологии, которые были бы более интересны, чем пустые повторения за Киром Булычёвым.
     Вадим Керамов, студент Литинститута, пожалуй, наиболее представительный из современных русскоязычных прозаиков. Это ещё не говорит об абсолютном качестве, но об относительном вполне говорит. Попытки искривить махачкалинскую действительность (опять тяга к сатире, аллегории), любовно поиздеваться над ней вперемежку с комическими этюдами-впечатлениями об учёбе в Литинституте или лирическими рассказиками о свиданиях вылились в самоизданную книжку «Муха». Однако слона из мухи не стало. Начинающий талантливый прозаик, тонко чувствующий своё отличие, своё творческое Я, амбициозный и неуверенный одновременно, вдруг понял, что он не прозаик. Год назад Вадим Керамов окончательно переквалифицировался в поэта, и нынче даёт авторские встречи и концерты в клубах Москвы.
     Случилось это внезапно и, видимо, безвозвратно, несмотря на то, что он, ещё занимаясь прозой, постоянно обдумывал её кухню, постигал, находил и, видимо, очень желал постичь её законы и теорию. Это видно и из рассказа «Муха», давшего название сборнику, где творческие муки молодого человека за листом бумаги запараллелены с движением серой мухи по комнате. Видно и из опубликованного в «Дагестане» эссе «О трёх стилях», где он делится взглядами на то, как надо и как не надо писать. Что ж, одним хорошим совершенствующимся поэтом стало больше, но такой нужный республике прозаик скрылся. Возможно, просто пережидает.
     Поэзия, эмоционально завязанная на действительности, всё же больше от неё отрывается, тогда как проза всегда к ней ближе. Дагестанская действительность, видимо, пока располагает только к нехудожественным обличениям, очеркам (к примеру, тюремным, как у Махача Магомедова), либо сказкам о Колдунах и Иванках, совершенно к жизни республики не относящимся. Получается, русскоязычной качественной прозы в Дагестане нет, и говорить, следовательно, не о чем.
     Всё это нужно решать, товарищи! Немедленно решать!
     

Алиса ГАНИЕВА г. МАХАЧКАЛА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования