Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 08.09.2006

Звездолёт над тундрой

      Кто сказал, что литература народов Севера – это обязательно олени, чумы, шаманы и старые легенды о том, как возникло северное сияние? А как насчёт межгалактических ракет, звёздных туманностей, инопланетных существ? Всё это (и не только) есть в рассказах первого юкагирского фантаста Николая Курилова, который печатает их под звучным псевдонимом Окат Бэй. По образованию Николай Николаевич художник (окончил Красноярское художественно-графическое училище), но ограничиваться одним занятием в жизни не стал. Был школьным учителем и фотокорреспондентом районной газеты, делал офорты, литографии и аппликации, работал над юкагирской азбукой и школьными учебниками, писал стихи и прозу, получил известность как детский писатель…
      Что касается фантастики, то быть первопроходцем в данной области национальной литературы и почётно, и трудно. Наверное, единственно возможный путь – отдавая дань жанровым традициям, держаться своих северных корней, что Курилов-Бэй и делает. Впрочем, делать можно по-разному: посадить звездолёт посереди тундры, распугав оленей и куропаток, – дело нехитрое. Приём смешения «небывальщины» с повседневностью не нов, проверен не одной сотней фантастов и при должном умении даёт комический, драматический и какой угодно эффект. Представленные здесь рассказы написаны в течение 1980 – 1990 годов. Всего одно десятилетие – а столько вместило! Начало 1980-х – это ещё социалистическая «великая эпоха» (кажется, к 1980 году Хрущёв обещал построение коммунизма?); середина – приход Горбачёва, перестройка; конец – уже дикий, рыночный капитализм… Может быть, с высоты космического полёта – всё это мелочи, но не для Курилова. Его рассказы целиком попадают под определение «социальная фантастика». Причём в этом словосочетании важнее не существительное, а прилагательное.
      Даже в самых невероятных сюжетах отчётливо проступают «земные» черты. Вот «Монолог жителя планетки «Чи»: её обитатели (температура там доходит до -150 градусов) – летающие ластоногие говорящие собаки – разводят капризных шестилапых ЛАУ («прежде чем отправить пастись, надо предварительно их вымыть, одеть им на голову рога, обуть»), ловят «чешуйчато-шерстяную АГУ» (то ли рыбу, то ли водную зверушку) на собственные… плевки. И что здесь «земного», спросите вы. Да хотя бы то, что пришельцы с другой планеты, наученные людьми, строят «КОНТОР», ставят запретные знаки в лесу, в воде, на льду: «поплавать захочешь – должен пять или шесть контор пройти и отдать каждому обитателю по пять мамонтовых берцовых костей». Вам такая система ничего не напоминает?
      В рассказе «Это» главный герой, охотник-промысловик, ведёт разговоры с Богом – то ли наяву, то ли во сне. Господь предлагает ему на недельку поменяться местами, герой артачится: ответственность-то какая! Богу ведь проще простого план по песцам выполнить и перевыполнить, а охотнику потом с бухгалтерией объясняться. В конце рассказа, кстати, так и происходит: «План свой я выполнил, только вот в бухгалтерии сказали, что у тебя, мол, слишком много денег к оплате получается. Больше, чем у самих бухгалтеров.
      Я и ушёл с охотничьего промысла: пусть теперь бухгалтера охотятся да план по пушной добыче выполняют для совхоза».
      В «Монологе последнего чучуны» два пришельца, заброшенные на Землю, наглядно и буквально демонстрируют принцип «человек человеку – волк»: один принимает людской облик, а второй – волчий, загрызая товарища насмерть. В рассказе «Голубая планетка» космические разведчики с ужасом обнаруживают планету, чьи обитатели истребляют друг друга термоядерными ракетами: «Красива Голубая Планетка, да начинка смертоносна!» В «Куропатке с пурпурными глазами» охотоведу маленького северного совхоза становится известно об исчезновении бывшего одноклассника, охотника ФЕТЬКИ, которого забрали инопланетяне. Точнее, не забрали, а предложили улететь с ними и вернуться через сто земных лет. По отношению к Земле у пришельцев строгое правило: не навреди! «Но все разведчики всех Галактик… очень огорчены, что на такой планете, где разумное существо живёт без шлема и дышит открыто, много кровавых событий»…
      Да, на извечный вопрос нашей литературы, «кто виноват» в земных бедах, ответ надо искать не в межгалактических туманностях, а гораздо ближе. Но зачем тогда звездолёты, пришельцы, иные планеты? Чтобы ещё раз подтвердить классические строки поэта: «большое видится на расстоянье»? Не превратить рассуждения о будущем Севера (и не только Севера) в голую публицистику, рассказав старую сказку на новый лад? Окат Бэй попытался совместить «серьёзное» и «занимательное», поговорить о наболевшем на современном языке. Его фантастика порой грешит излишней традиционностью: например, в «Голубой планетке» слишком долго и подробно описан полёт космических разведчиков – все эти Пеленги, Главные Компьютеры и прочие мудрёные приборы, кочующие по фантастическим рассказам, повестям и романам не один десяток лет. «Техника» – всего лишь фон для «психологии», так что пусть традиционные космические прибамбасы и останутся на заднем плане, обозначаясь лишь пунктирно, не заслоняя самого главного – человека. Или инопланетянина, который, если присмотреться, тоже во многом человек…
     Итак, первый фантастический опыт автора и, наверное, всей северной литературы состоялся. Он – первый, и в этом его достоинства и недостатки. Сделать сказку былью, а быль – сказкой, проторить свою тропу в фантастических дебрях Севера, избегая банальщины и храня национальный колорит, написать новый юкагирский эпос – всё это предстоит Курилову и его последователям, которые обязательно появятся, если уже не появились. Через тернии – к звёздам. Как преодолеть этот путь – на оленьей упряжке или сверхскоростной ракете – каждый выбирает сам. Хотя, повторюсь, это всего лишь детали: от «средства передвижения» зависит только скорость. А исходная и конечная точки пути неизменны: от человека к человеку…
     

Ольга РЫЧКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования