Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 24.11.2006

У ИСТОКОВ РЕК ЛИТЕРАТУРНЫХ…

     
     Проводимые Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ форумы молодых писателей России всё явственней присутствуют в литературной жизни. У себя в провинции наблюдаем, как приятно возбуждённые пишущие молодые люди отправляются пообщаться, почитать своё, послушать чужое. Возвращаются и на следующий год едут снова. И на следующий – опять… Становятся завсегдатаями литературных тусовок, вырабатывают особое «семинарское» мировоззрение и вроде бы – тем вернее торят себе путь в БОЛЬШУЮ литературу. Естественно и любопытство к участникам форумов, и всяческое их привечание. Мэтры пишут «предвариловки» к публикациям начинающих собратьев. А все остальные знакомятся с молодёжью по традиционным уже сборникам «Новые писатели».
     Вот и мы тоже с интересом открыли изданный в 2004 году «выпуск второй» (к сожалению, так нерегулярно, с опозданием и через десятые руки доходят в не такую уж далёкую от Москвы провинцию подобные издания). Многие авторы оказались знакомы и по произведениям, и по рецензиям. Замахиваться на подробный анализ сборника, где столько значительных имён, воистину труд неблагодарный и потому лишь несколько «характеристических» чёрточек.
     Скажем, Михаил Рощин представляет очередную пьесу Василия Сигарева «Агасфер». «…Персонажи примитивные, злые, противные – обыкновенные люди. Живут, ненавидя друг друга… говорят едва не чистым матом… Я читал пьесу и ловил себя на том, что хочется читать её вслух… Разве виноват автор, что герои живут в тесных убогих комнатах, живут бездарно и бездуховно, злобятся, пьют без меры, похабничают? Не писатели научили народ отравить свои реки, свести леса, опустошить недра, убить целые моря, отравить самый воздух. Вместе с другими богатствами люди испоганили своё сокровище, великий и могучий русский язык… ничего не остаётся как покончить с собой… Молодец, я считаю, Вася Сигарев!.. Хочется сказать: Василий Сигарев вполне современный и даже народный писатель. Что ж, таков ныне, скажем прямо, русский народ, таковы его нравы, таков язык. Всё правда…»
     Просто – ни прибавить, ни убавить. Лев Толстой, бедняга, давно валяется на литературной свалке, ведь это он когда-то сказал, что русский писатель начинается с «чувства стыда перед своим народом». А может, это не Толстой, а кто-то другой лежит на помойке, сладострастно описывая её?.. Крайне трогательно здесь отрицание какой-либо возможной писательской ответственности, ну хоть за «великий и могучий» признали бы? Нет! И тут не виноваты литераторы. «Они сами такие», русский народ этот. А уж про то, что только с собой покончить осталось, – это, конечно, из-за левого плеча продиктовали.
     Попробуем на критический зуб нечто другое. И вот отрадное: Денис Гуцко «Там, при реках Вавилона». И вовсе не потому, что написал ему читатель письмо и поблагодарил «за правду». Искусство – не фотография. Правдив ли был Виктор Астафьев в своей трагической вещи «Прокляты и убиты»? Знаем ветеранов, которые побывали в то же время и в тех же местах, и писали ему гневные письма, что солгал, потому что всё равно всё было иначе: была молодость и перебивавшая всё жажда жизни. Жизнь всегда разная… И разнонаправленные процессы совершаются в ней одномоментно… Писателю вовсе нет нужды анализировать их все, чтобы дать целостную картину. Талант бросает выразительную деталь, и читатель уже всё понял, не надо досказывать… Сложно показал Денис Гуцко армейский организм и проблему самоопределения человека, которая неизбежно встаёт перед ним: чей ты, кем себя мыслишь… Человек – не Бог, он не может парить над своей собственной судьбой. Потому и герой Дениса Гуцко – «прервался, наткнувшись на неожиданную мысль: «Эх, Митя! И ты ещё смеешь сомневаться, русский ли ты!» …И та неожиданная мысль, столь неожиданным образом расставившая все точки, заставила его вздохнуть глубоко и с наслаждением… Старорусские деревянные мостки вовсе не в пустоту уводят его. И раскисшие дороги – не чужбина… Он – оттуда. Живое, чувствуешь? – живое…» Другие могут научиться и стать гражданами Вавилона. Митя – с живой душой – обречён на печаль обретения ответственности и вины, на боль, делающую человека человеком, на попытку разглядеть своё отражение в тёмных водах рек Вавилона.
     Много проще и по задачам, и по исполнению показалась другая вещь на армейскую тематику: рассказ Александра Карасёва «Запах сигареты». Привлекает и достаточно скупая манера изложения, мужественная сама по себе, и позиция автора-героя. Вот, скажем, забавный эпизод о «рядовом Ветошкине», который бежал из части (его били и заставляли попрошайничать на рынке). Вернули, а через неделю он снова бежал. Под Новый год задержали, и тогда из части отправили за воином старшего лейтенанта Иващенко. У сопровождавшего наручников не имелось, и дабы Ветошкин не сбежал, немолодой взводник сунул сапоги рядового в отделение под нижней полкой, «с чистой совестью лёг на неё и уснул». В часть Иващенко возвратился один, причём в «огромных стоптанных сапогах, потому что Ветошкин ночью сбежал в его берцах. Мы дружно смеялись над этой историей и даже решили, что Ветошкин не такой уж плохой парень…»
     Замечателен здесь вывод и поистине это вывод, сделанный в мужском коллективе: битый Ветошкин, может быть, и «не такой уж плохой парень», коль способен на поступок, на сопротивление среде…
     Немного хочется добавить о жажде «типического». Может, это грех и не авторов вовсе, часто, вероятно, и не имеющих подобных претензий, а руководителей семинаров. Ведь это – весомо. Когда человек подметил, обобщил и вывел тип. Это приближает к классике. «Русская «натуральная» школа на свежем… витке», – замечает Татьяна Бек, предваряя рассказ Сергея Адлыкова «Один из нас».
     Что ж? Сам этот рассказ действительно можно назвать «типовым» – всё угадываемо с первых фраз, отвратительная самоубийственная гибель давно погибшего морально героя в конце возвращает нас к словам Рощина: «…ничего не остаётся, как покончить с собой…»
     Татьяна Бек пишет: «Главный персонаж – монстр и вырожденец… жертва социума… типическое лицо в типических обстоятельствах… Беспробудное пьянство, рваные бытийные связи, некая повальная неуместность всех и вся…» И никакое это не типическое лицо, просто маргинал и вырожденец. Миллион раз читали и жаждем нового. И почему всегда столичным, рафинированным литераторам кажется, что, чуть только автор своего героя за окружную дорогу поместит, так тут тебе и «вся Россия», и «натуральная школа» даже?
     У вас, любезные друзья, гоголи как грибы растут!
     Выходит, сахалинский автор Александр Морев уже в силу своей прописки обречён быть оригинальным и одновременно – выводить современные типы. Хоть и замечает здраво Анатолий Курчаткин, что Морев «в самом начале своего творческого пути… дай Бог, выбрать верные ориентиры…», а сам ведь выше говорит: «…полноценная, глубокая, ёмкая проза, тут каждое слово к месту, тут сама жизнь во всей правде и красках, тут уже прорывается голос настоящего мастера… «Собаки» – это некая метафора современной российской жизни, рассказ-символ. Отличный рассказ…»
     Опять символ, опять современной российской жизни!.. А ведь просто патологическая история свихнувшейся к старости бабки, обрекшей деда на «срамную» смерть. Одним словом, «с кого портреты эти пишут?..» Оглядимся вокруг себя и – ни ситуаций таких диких, ни знакомых, подобных изображаемым вырожденцам, не обнаружим. Скорее это отклонение и исключение, болезненное, конечно, скорбное и вполне могущее послужить сюжетом для очередной страшилки. Но откуда тут взяться – символам, а следовательно – обобщениям, типическим лицам и характерам и прочему классическому добру?.. А уж если кому пристала охота водить компанию исключительно с маргиналами, то это, извините, их выбор. И в том, маргинальном, самоубийственном мире действительно – воскресать нечему.
     В сборнике, кстати, помещён и обзор критика Евгения Ермолина, имеющий в основе тексты опубликованных под этой обложкой молодых авторов, озаглавленный пышно: «Литература и свобода». По жанру это скорее филологическое эссе, витиеватое, прихотливое, избегающее внятных суждений. «Квазиимперская ностальгия, мобилизация остаточной державности нисколько не обозначают вдохновляющей перспективы в отсутствие настоящего волевого усилия …» Или – о стихах «совсем юной Аси Беляевой»: «Пригашенные рифмы здесь адекватны этой мглистости жизненной консистенции…» Ну мы-то ладно, взрослые люди. А вот что юная Ася подумает?.. Вдруг да всерьёз воспримет? Впрочем, всё это дела литературные, давно известные.
     

Анна и Константин СМОРОДИНЫ г. САРАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования