Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 24.11.2006

СПИ СПОКОЙНО, ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ

     
     Попросту и незавидная, неинтересная, а может быть, даже и постыдная роль-то эта писательская. Смешно ходить в писателях взрослому мужику, здоровой женщине… К такому выводу приходишь, озирая в очередной раз расцвеченный предпраздничными огоньками холл, где происходят многочисленные дуэли на амбициях между бородатыми «семинаристами» с поседевшими висками.
     Побывала на 6-м Форуме молодых писателей в подмосковных Липках. Шесть лет – это срок. За такое время можно и до школы дорасти. Не так уж они и молоды, те писатели. И если кому-нибудь неизвестны, то потому лишь, что в современной информационной ситуации и опубликоваться-то невозможно – так мелко нарезано «поле», нашинковано, поделено на дробные делянки. Имена, в общем, те же: Захар Прилепин, Роман Сенчин, Денис Гуцко, Дмитрий Новиков, Александр Карасёв, Андрей Рудалёв, Ирина Мамаева, Сергей Шабуцкий, Андрей Нитченко, Дмитрий Орехов… И другие, можно перечислять. Не так их и мало, но какие ж они молодые? Большинство названных – зрелые тридцатилетние люди. А то им и под сорок. Ведь того гляди – стукнет. Но немолоды не поэтому, конечно. Просто профессионализм их давно известен. Ни у кого, по-видимому, не вызывает особенных сомнений. Хотя наверняка есть другие. Не менее профессиональные и прочее. Но мы их не знаем. Их произведения не попали в число рукописей, просеиваемых при отборе для Форума. Озвучивалась цифра, но без особого педалирования. Немаленькое, конечно, число. Но и, прямо скажем, небольшое. (На Форум позвали 160 человек.)
     Что касается названных авторов, можно не соглашаться с их позициями, но не считаться с самим фактом существования их произведений нельзя. Если говорить о современной литературе.
     Беда только в том, что говорить о современной литературе не хочется. Ну, чего о ней говорить-то? А если вдруг и придёт фантазия вот так однажды поговорить о современной литературе, так, конечно, не о той, которая «находит оправдание сама в себе». В себе да и в себе. Не препятствуется. По-настоящему интересны книги, которые замешаны на проблемах политических, религиоведческих, философских, культурологических. Современных, конечно. (О несовременных проблемах, видите ли, многое ведь уже написано.)
     «Чистой» литературы, беспримесной, внеидеологической, быть может, никогда и не существовало, но ведь сама социальная роль писателя – на удивление бледная, непривлекательная сегодня. Должен он быть имиджмейкером и шоуменом, должен быть немножко пугалом, а немножко рубахой-парнем, не терять чувства юмора и глядеть на мир, читателя и рейтинги продаж книжных магазинов несколько иронически. А то ему никакого счастья не будет в труде и личной жизни.
     Жаждет писатель сегодня. Читателя он жаждет. А не дают. Тиражи маленькие, обложки глупенькие, издатель жадный и скаредный, библиотеки бедные, журналы кичливые, магазины зверохитрые, да и сам-то читатель грубый нынче пошёл, нелюбопытствующий.
     Вглядеться – бесконечно длинные списки безвестных премий, публикации в заштатных изданиях, переводы на малоизученные диалекты полумёртвых языков называет сегодня писатель в сведениях о себе. Цитирует критиков. А всё только чтобы человеком себя почувствовать. Достаточно полистать библиографические справки участников и мастеров Форума. Голографический комикс. По оценке такого-то сверхвлиятельного издания, выходящего с две тысячи удивительного года тиражом три с половиною экземпляра, «на роль властителя дум в литературе 90-х он претендует, как никто другой».
     И никак, конечно, непредставим в подобном контексте тот, кто выбрал отнюдь не унавоженную лавровым перегноем ниву, выражаясь высокопарно, простой человеческой деятельности. Кто оставил детские шалости и стал военным, врачом, даже, извините, чиновником. Да что там чиновником – хоть бы и журналистом. Только звание менеджера по продажам сегодня может быть грустнее некогда крепкого, да поистёршегося на сгибах писательского титула. То есть, конечно, и менеджер может писать, это ведь так понятно, естественно и простительно, пишется тебе – ну и пиши. Заведи там блог, я не знаю… Но пусть, конечно, письмо – всякие стихи, повести и романы – будет всё же побочным, неглавным. Да иначе ведь и не проживёшь... Не зря предупреждал тот камешек на распутье, мхом заросший, как же ты мог его не заметить, там же бегущей строкой: «В литературу пойдёшь – потерпишь социальную катастрофу».
     И поэтому жалко смотреть, как юноша бледный, всерьёз поверивший, что нечто в копилку мировой литературы он уже вложил, ломает свою неокрепшую молодую жизнь – он больше не работает по специальности и не намерен создавать семью. Потому как в одном табачном разговоре в Липках ему сказали, что он не полная бездарность и может дальше переводить чернила в картридже принтера и длить свою порочную бумагомарательскую практику. Со значительными притом результатами. Каковыми без сомнения должны быть признаны публикации в толстых журналах. (Толстые журналы доныне известны как места нашего наивысшего упокоения.)
     

Василина ОРЛОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования