Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 01.12.2006

КРЫЛАТЫЙ ЭКШЕН

     
     Взять заезженные компоненты и создать нечто оригинальное – задача не из лёгких. И даже решение взяться за такую задачу требует от писателя немалого мужества. Ну что, казалось бы, необычного – другая планета, стремительно проживающая позднее Средневековье. Земляне, из своего просвещённого «сегодня» взирающие на феодальных туземцев, один или несколько из которых непременно вступят с ними в контакт особо плотно. На ум моментально приходят Стругацкие – «Трудно быть богом». Если порыться, примеров можно найти ещё тьму-тьмущую.
     Тонкости отношений, «психологические моменты» и так далее – все ходы, казалось бы, давно известны.
     Однако приходится признать: Юрию Нестеренко в романе «Крылья» (издательство «ЭКСМО») удалось избежать повтора своих предшественников и не впасть в банальность. Инопланетный мир, как и полагается, прорисован до мельчайших подробностей – в теле повествования, идущего от лица главной героини, девушки-подростка, то и дело всплывает местная мифология, бытовые элементы – вплоть до того, какие там домашние животные и чему они служат. Причём всё это не раздражает своей навороченностью, а выглядит вполне естественно. Автор не «закапывается» в деталях, свободно и осмысленно разворачивая действие в отдельно взятой действительности. Возможно, причина успеха кроется в том, что «Крылья» – это не экшен ради экшена и не фантастика ради фантастики как таковой. Читатель, знакомый с творчеством Нестеренко, не мог не обратить внимания, что он вообще никогда не пишет «ни о чём» и не увлекается красотой и заумью, заполонившими благополучно скатившуюся в постмодернизм современную фантастику. Плоть от плоти эпохи модерна, он ставит вопрос ребром и заставляет героя конкретно на него отвечать. Родилась девочка мало того что дочкой пирата (криминальное отродье угнетаемого пола), да ещё и с огромными крыльями (генетический сбой как другой повод для дискриминации) – будь добра отстаивать своё право на индивидуальность. Взялась искать себе подобных – иди до конца. А вся острота проблематики произрастает на почве конфликта личности и общества. «Не такая как все» – это приговор или стимул ответить на мучительный для современного человека вопрос «кто я?»? Что нужно предпринять – постараться слиться с окружающими – отрезать крылья, смирить бунтарский дух, или наоборот – бороться? А может, выход в уходе к себе подобным? Что важнее – внешние отличие и схожесть или внутренние? И, в конце-то концов, какой полёт даёт возможность подняться выше – физический или полёт мысли? В сочетании с хорошим языком... Таким образом, «Крылья» лучше всего отнести к фантастике социальной и/или психологической – несмотря на весь антураж. В лучших традициях декорации являются только декорациями, позволяющими главным действующим лицам ярче «раскрыть тему».
     Вопросы, как видим, в романе поднимаются непростые. Может так получиться, что жизненные установки и взгляды юной Эйольты (подозреваем, что они совпадают с мировоззрением самого автора) вызовут у читателя недоумение, а то и внутренний протест. Но разве этот всплеск эмоций не означает, что «Крылья» – не «жвачка для мозгов», пустое развлекательное чтиво, а настоящая литература, заставляющая думать.
     

Наталья МАКЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования