Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 15.12.2006

     
     Книга – удача
     РАЗНОИМЁННОЕ НЕБЫТИЕ

     
     Разработкой «небытологии» в России занимаются по преимуществу два философа: заведующий кафедрой философии Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева Натан Солодухо, беседа с которым была опубликована в нашей газете («ЛР», 2006, № 23), и научный сотрудник кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Родзинский.
     Подходы двух современных российских философов во многом противоположны. Солодухо исходит из естественных наук и методологической необходимости понятия «Ничто» для построения целостного научного знания. Родзинский стремится уловить логику древних философов Греции, Индии и Китая, чтобы, устранив пустые места или неясности в дошедших до нас фрагментах, восстановить древние философские системы в первозданном виде. Путеводной нитью реконструкции выступает понятие «Небытие», или «Ничто», выплывающее в разных учениях под разными именами – как «Пустота» в буддизме, как «Единое» в неоплатонизме и т.д.
     Вслед за мыслителями древности Родзинский пытается разрешить волновавшие их вопросы – например: могущественно или немощно Небытие? «Реконструированный» ход рассуждений таков: «Пустота Небытия не имеет оппонентов, которые могли бы противопоставить себя ей. Иначе говоря, пустота Небытия абсолютно могущественна, ибо внутри себя не встречает сопротивления, а там, где нет конкуренции, нет и борьбы за право считаться сильнейшим. Пустота Небытия, оставаясь единственным претендентом, способна на всё».
     Или, например: что ценнее, Бытие или Небытие? «В бодрствующем состоянии Небытие проявляет себя в физическом здоровье. Ибо пока тело не испытывает боли, сознание его не ощущает. Но как только появляется боль, то она мгновенно напоминает о бытии органа, о существовании которого раньше могли даже не подозревать. Боль становится символом бытия, а сам мир, сознание и любое мышление остаются болезненными его проявлениями. Следовательно, все формы здоровья принадлежат Небытию, а все форы болезней – бытию».
     Пересказ древних учений у Родзинского, как правило, не отделён от собственных комментариев. Проводит ли Родзинский контрабандой свою собственную философию или выдаёт постмодернистскую версию древних учений? Как бы то ни было, читателю предстоит захватывающая мистерия познания.
     
     Михаил БОЙКО
     
     Дмитрий Родзинский. Небытие и бытие сознания в ранних формах индийской, китайской и греческой философии. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 280 с.
     



     
     
     Книга – провал
     ПОВЕСА-ЖИЗНЕЛЮБ С АВАНТЮРИСТСКОЙ ЖИЛКОЙ

     
     Что в первую очередь интересует читателя очередной беллетризованной биографии таинственного испанского художника? Зачем Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров? Что расшатало психику художника? В каком аду привиделись ему образы, вылившиеся в две знаменитые серии офортов: «Причуды» («Капричос») и «Нелепости» («Диспаратес»)? Почему, несмотря на правдивые до жестокости портреты, Гойя оставался на протяжении всей жизни одним из самых востребованных художников?
     Ни на один из этих вопросов мы не найдём ответа в книге. Основное вниманием автора посвящено любовным приключениям Гойи: дерзкому налёту на женский монастырь, многочисленным адюльтерам, отношениям с герцогиней Альбой и т.д. Перед нами ещё один роман о повесе-жизнелюбе с авантюристской жилкой. Недостаток воображения автора выдаёт его бессилие справиться с колоритной исторической темой. Расчёт издательства несложно разгадать. Книга стала основой для фильма «Франсиско Гойя», «удостоенной крупнейших мировых наград». Нехорошо развёрнутый синопсис киноленты выдавать за литературную ценность! Фильм этот я, кстати, не смотрел. И после прочтения книги – не буду.
     
     Макс НИТЧЕНКО
     
     Манфред Шнайдер. Франсиско Гойя. Роман. Пер. с нем. – М.: Гелеос, 2006. – 384 с.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования