Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 26.01.2007

ВСЁ ЗАСЛОНЯЕТ ПРОБЛЕМА ВЫЖИВАНИЯ

     
     В Колонном зале Дома союзов, на юбилейном вечере народного артиста России Михаила Ножкина состоялось вручение премий победителям конкурса «Гремят раскаты молодые», который был организован финансовой компанией «Росбытсоюз-Инвест» и еженедельником «Литературная Россия». Дипломы и ключи от автомобилей Владиславу Артёмову и Владимиру Фёдорову вручил председатель жюри конкурса Михаил Ножкин. Сегодня прозаик из Балахны Владимир Фёдоров – гость нашей газеты.
     

     – Расскажите, как выживает писатель Фёдоров вдалеке от столиц, журналов, издательств?
     
– Если говорить о биологическом выживании, то в данное время я занимаюсь ремонтно-строительным бизнесом. Правда, бизнес, это громко сказано, но, в общем, – работаю. Кувалдой, лопатой. У нас бригада три человека, заказов хватает, хотя по ряду причин работаем не в Балахне, где живём, а приходится ездить в другой город – в Чкаловск. И, к сожалению, на литературу, если быть честным, времени практически не остаётся. К тому же сейчас я строю и собственный дом. Тот, что у нас есть, дышит на ладан... Стараюсь побольше читать, но в основном старые книги – новинки до провинции почти не доходят. Только если случайно. Вообще, библиотеки находятся в ужасающем состоянии. Я об этом уже не раз говорил, но что толку – те, от кого зависит спасение культуры, улыбаются, покупают себе новые машины, ездят за границу, а библиотеки умирают. И не то, что это только у нас в Балахне так – это, как я знаю, практически всюду. Где есть люди в управленческой элите, которые понимают, что если не будет сохраняться и развиваться речевая культура, то исчезнет и русский язык, там ещё что-то делается. Но это в основном касается крупных городов.
     – Владимир, вас знают в основном как автора рассказов. Есть ли желание писать эпопею о русской душе, своего рода продолжение вашего романа «Песни гипербореев»?
     
– Надеюсь, что новый роман будет, он у меня в работе. Но когда я смогу его дописать – не знаю. К сожалению, проблема выживания заслоняет остальное, в том числе и литературу. У меня семья, семью надо кормить, а зарабатывать писательством невозможно. В Москве и то им зарабатывают лишь авторы порнографических романов и того, что сегодня почему-то называют детективами. Я таким видом литературной деятельности заниматься не могу, а то, что пишу, баснословных, мягко говоря, гонораров не приносит. И то, что мне присудили премию по итогам конкурса «Литературной России», для меня что-то на грани фантастики. Я совершенно не ожидал. Это радостно и приятно, и эта премия мне здорово поможет, но сказать, что завтра я выпущу роман, не могу.
     В издательстве «Сова», где вышел роман «Песни гипербореев», давно лежит рукопись моих сказок. По мнению тех, кто их читал, сказки неплохие, дети, и не только мои, от них в восторге, но никак они не могут дождаться очереди быть опубликованными. Всё, как мне говорят, упирается в финансовые возможности издательства. Но надежды не теряю.
     – Да, Владимир, поздравляю вас с премией и в связи с этим следующий вопрос – вообще как вы относитесь к литературным премиям? Повышают ли они сегодня статус писателя, являются ли поддержкой пишущим людям?
     
– Меня называют человеком ершистым, но я не такой, просто могу позволить себе говорить то, что думаю. Я не вхожу в какие-то тусовки, я сам по себе – русский писатель, который живёт в провинции. Иногда мне попадаются книги, за которые присуждаются сумасшедшие в финансовом составляющем премии, но я вижу, что они совершенно таким громким премиям не соответствуют. Настораживает то, что писателей награждают по кругу – одних и тех же, и в основном из Москвы и окружающих её населённых пунктов. Это касается не только литературы, но и других сфер культуры, науки. А миллионы людей, отлично работающих, создающих выдающиеся произведения, делающих открытия, но живущих далеко от Москвы, остаются совершенно незамеченными. И они вынуждены ехать в столицу, как-то здесь устраиваться, многие при этом бросают заниматься тем, что было их призванием. А премии и награды получают по большей части те, чей язык бархатней. К сожалению, это так.
     – Вы издавали журнал «Балахна». Что с ним теперь? И кто, по-вашему, должен заниматься просветительством?
     
– Журнал «Балахна» прожил ровно год. Это был действительно культурно-просветительский журнал нашего района. Я выпускал его для библиотек, поддержки не было, да я её и не особо просил. Хотел только, чтобы мне не мешали. Но в итоге благодаря изданию журнала я заимел много врагов в своей жизни.
     – Почему?
     
– Понимаете, государственная система управления в России, подбор кадров строятся так, что чем бездарнее, безвольнее чиновник, тем он прочнее сидит в своём кресле. Советская традиция привила такое отношение к культуре – провели мероприятие, устроили декаду, получили за это премии, грамоты, и хорошо, и можно продолжать ничего не делать какое-то время. Но это не государственный подход, культура требует постоянного внимания, работы. И такой работой для меня был журнал «Балахна», где публиковались проза, стихи, статьи по истории нашего района, области. Это многих раздражало... Просветительская работа необходима. О том, чем знаменит город Балахна, Нижегородская земля, большинство местных жителей, особенно молодых, узнавало из журнала. Посмотрите на сегодняшних подростков четырнадцати-пятнадцати лет. Ведь они совершенно необразованны, а дальше будет хуже, если ничего не делать. Я убеждён и открыто это заявляю: нынешнее положение вещей, это преступление против народа, против его языковой культуры. И оно должно караться на уровне измены Родины... Когда-то в наших городах были два храма – церковь, или мечеть, синагога, в зависимости от местности, конфессий, и – библиотека. Теперь же их сменили ночной клуб и рынок. Так быть не должно.
     – Вы занимались рок-музыкой. Что, на ваш взгляд, дал рок русской культуре и конкретно литературе?
     
– Я увлёкся роком во времена андеграунда. Мечтать в то время о первоклассных инструментах, аппаратуре не приходилось. Поэтому, думаю, русский рок существенно отличается от того, какой существовал на Западе. У нас первичен был текст. В определённой степени, это был литературный рок – мы пытались увязать поэзию с музыкальной гармонией. Главным считалось не как поём, как играем, а что хотим сказать. Корни нашего рока идут, скорее, не от рок-н-ролла, а от бардовского движения. Даже, наверное, от скоморошества. Сегодня рок в том виде исчез. Те, кто стал известен ещё в советское время, продолжают что-то делать, имея имя, финансовую поддержку, но новым пробиться, быть услышанным очень сложно. Думаю, здесь тоже необходима поддержка государства.
     – Но ведь рок традиционно находился к государственному устройству в активной оппозиции.
     
– Дело в том, что очень многие рок-музыканты – в первую очередь очень хорошие поэты. В их песнях есть поэзия. А русский язык, языковую культуру нужно подавать в разных формах. Рок – одна из таких форм подачи... Мы должны развивать и защищать свою культуру. Сейчас модно говорить о глобализации, и, может быть, в экономике от неё никуда не денешься, может, это и необходимо. Но культура народа не может становиться предметом глобализации. Посмотрите, что к нам приходит – лучшим называется, всячески навязывается упрощённое, дешёвое. И оно прививается зрителю, слушателю, тиражируется. Моделью жизнеустройства становится работа и телевизионный ящик. Этому, я убеждён, нужно всячески противодействовать.
     

Беседу вёл Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования