Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 26.01.2007

ЗАТОНУВШИЙ ОСТРОВ

     
     Редко какой фильм оставляет такое тягостное чувство. Со столь изощрённым глумлением над православием и конъюнктурным заискиванием перед ним на большом экране российскому зрителю ещё не приходилось встречаться. Конечно, никто не ожидал от вчерашнего либерала и заступника российских олигархов Павла Лунгина патриотического или православного шедевра. Тем более обидно, что такое большое количество людей поверило в мнимое «перерождение» безбожного кинорежиссёра. Возможно, адекватной оценке кинокартины помешала эйфория от того, что на большой экран вышел фильм, поднимающий действительно важные духовные вопросы и, как будто, лояльный Православию. В этом смысле показательна официальная реакция со стороны Русской Православной Церкви. В Воронеже, например, показ фильма Лунгина «Остров» прошёл в арендованном местной епархией кинотеатре. В зале сидели священнослужители, прихожане, преподаватели и студенты духовной семинарии. Просмотр фильма начался с молитвы. Ранее во всех сорока храмах города рядом с расписанием богослужений была вывешена реклама предстоящей кинопремьеры…
     Кажется, никто не указал настоящие недостатки фильма. То, что называют в качестве недостатков, не является недостатками вовсе. Фильм немилосердно растянут? Внешняя бессобытийность монастырской жизни только подчёркивает напряжённость внутренней жизни! Картины монастырского быта напоминают православный лубок и рекламный ролик? Режиссёр удовлетворил тоску по идеализированным картинам православной жизни! Игра Мамонова ниже всякой критики? Плохая игра Мамонова придаёт образу отца Анатолия особый психологизм!
     О чём собственно фильм «Остров»? Фильм состоит из трёх эпизодов. В первом эпизоде немецкий военный катер захватывает баржу с углем в северном море и вылавливает её экипаж – шкипера и матроса. Матрос Анатолий отчаянно просит сохранить ему жизнь, а шкипер Тихон под дулом пистолета спокойно прикуривает папиросу. Немецкий офицер предлагает матросу застрелить шкипера, что тот и делает после недол-гого внутреннего сопротивления. После этого немцы покидают баржу и взрывают её. Выплывшего Анатолия подбирают монахи островного монастыря.
     Второй эпизод разворачивается в 1976 году, спустя тридцать лет. Раскаявшийся матрос, служащий при монастыре истопником, становится юродивым старцем, к нему приходят за исцелениями и советами. Отец Анатолий живёт в прокопчённой кочегарке, спит на куче угля и по нескольку раз на день ходит за углем с тележкой.
     Наконец, в третьем эпизоде к отцу Анатолию привозит больную дочь некий адмирал, в котором он узнаёт того самого шкипера Тихона, из-за которого так мучился всю свою жизнь. По отъезде адмирала с исцелённой дочерью монах мирно умирает в заготовленном для этого гробе.
     И всё же что-то с причинно-следственными связями в фильме не то. Раскаяние в совершённом преступлении, конечно, может побудить матроса к подвижническому образу жизни и наложению на себя тяжёлой епитимьи, длительностью во всю оставшуюся жизнь. Но как со вторым эпизодом связан третий?
     Может быть, Бог послал отцу Анатолию прощение и возможность искупить зло, причинённое Тихону, – а именно исцелить его дочь? Сразу встаёт вопрос: а если бы немцы принудили Анатолия расстрелять Тихона в упор, так что у того не было бы возможности спастись? Как изменился бы этический пафос фильма, если бы Анатолий умер, зная, что ничем и никогда не может искупить своё преступление перед Тихоном? Что тогда? Или нравственный смысл фильма состоит в том, что в жизни бывают случайности, а иногда ещё и совпадения, в результате которых наши грехи подчас оказываются не столь тяжёлыми, как нам кажется? Стоит ли подобный фильм затраченной на него киноплёнки?
     Непродуманность, фальшивость и несуразность сюжета были бы простительны, если бы «Остров» не замахивался на нечто большее – на ревизию православного учения об искуплении. Как-то забывается, что матрос совершил преступление не только по отношению к Тихону, но и по отношению к государству, и на душе Анатолия не только персональный грех по отношению к Тихону, но и предательство военно-служащим своей Родины. Тема военного предательства на протяжении фильма даже не ставится. Может быть, Лунгиным проводится мысль, что у православного человека не может быть обязательств перед безбожным государством, каким был Советский Союз? Или он призывает РПЦ покаяться за свой призыв в годы Великой Отечественной войны встать на борьбу против фашизма?
     Представим, что некий модный кинорежиссёр экранизировал «Преступление и наказание», но – как полагается – с небольшим отступлением от текста. Раскаявшийся Раскольников отправляется не в полицейский участок, как должен был поступить истинно православный человек и как ему советовала горячо верующая Сонечка, а – вместо этого – сбежал в удалённый сибирский монастырь, чтоб утаиться от правосудия. Там через двадцать лет подвижнической жизни он получает дар исцеления, и однажды к нему являются столетняя процентщица и её сестра Лизавета, которых он по ошибке считал погибшими, но на самом деле лишь слегка покалечил. Раскольников исцеляет двух старушек и тихо умирает в своей келье… Как бы мы отнеслись к этому киношедевру? Рукоплескали бы ему, как лунгинской халтуре? И почему бросающиеся в глаза факты не были отмечены никем из критиков?
     Отец Анатолий – не просто убийца, это военный преступник. Искупление своего преступления он мог бы получить только в советской исправительно-трудовой системе. И я думаю, что по сравнению с работой на лесоповале, епитимья, состоящая из ежедневных хождений за углем с тележкой вперемежку с чудачествами во время литургии, не показалась бы ему слишком суровой.
     Настораживает и единодушно положительное восприятие фильма. Зная наше критическое сообщество, легко догадаться, что действительно православный фильм на большом экране ждала бы глухая блокада. Но в данном случае появление бездарного и бездуховного фильма, очевидно, совпало с желанием определённой публики отыграться на ненавистной им монастырской, церковной и православной теме.
     

Михаил БОЙКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования