Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2007

ПОЭТ – ПОНЯТИЕ МИСТИЧЕСКОЕ

     В Каире прошла Первая международная конференция «Поэзия в нашей жизни». Россию на ней представляли Геннадий Иванов и Николай Переяслов. Мы попросили рассказать о конференции
     Г.В. Иванова.

     
     – Инициатор этого большого разговора о современной поэзии – Высший совет по культуре при министерстве культуры Египта. В арабском мире ситуация с поэзией ничуть не лучше, чем у нас в России. Тиражи тоже сильно упали, издатели относятся к поэзии как к обузе, распространением стихотворных книг никто не занимается. На арабском языке говорят 300 миллионов человек, а книга, изданная, например, в Каире, здесь же и оседает, никто не везёт её в Сирию или в Иорданию. Тираж – 500 экземпляров.
     Я думал, что развал Советского Союза сыграл у нас решающую роль в ситуации с изданием поэзии. Оказывается, такая ситуация сейчас во всём мире. Об этом говорили и француз, и американец, и южный кореец, и хорват, и все арабы. Один китаец сообщил только нечто утешительное – государство там ещё ощутимо поддерживает поэтов, хотя тоже тиражи сильно упали. Но там хоть гонорары ещё более-менее приличные платят.
     Мы говорили обо всех этих проблемах, решение которых сводилось в основном к надежде на возрождение интереса читателей к поэзии и на солидарность самих поэтов, на поддержку друг друга, ну и на требование к властям – поддержать поэтов.
     На конференции поэты в первую половину дня читали свои доклады, а вечером читали стихи. Мне было предложено выступить по теме «Поэт и народ». Чтобы понять мою позицию по этой теме, приведу концовку доклада: «В конце двадцатого века наш народ опять пережил огромные потрясения – разрушен Советский Союз, социализм заменён диким капитализмом, неудачные экономические реформы сделали миллионы людей очень бедными, нищими.
     В России вместе с замечательной свободой слова появились в огромном количестве в искусстве и средствах массовой информации вседозволенность, пошлость, грязь, унизительное для великой русской культуры бесконечное преклонение перед золотым тельцом. Поэт стал почти никому не интересен. Тиражи книг катастрофически упали. В основном выходят книги тиражом 500 экземпляров. А ведь ещё лет двадцать назад у этих же авторов книги выходили тиражом 10 – 20 тысяч экземпляров. В книжных магазинах на прилавках стоят томики в основном посредственных, но модных авторов, раскрученных средствами массовой информации. Подлинная поэзия в загоне. В стране разрушена система книгораспространения. Книга, изданная в Москве, в Москве же и продаётся, в другой город, тем более далёкий от Москвы, её не повезут.
     Конечно, в эти годы многие, очень многие поэты страдают вместе с народом от всего того, что произошло со страной. Но появилось и нечто новое – порой появляется ощущение, что народа уже почти нет. Есть какая-то масса людей. А вот народа как некоего единства, как носителя культуры, традиции, нравственности – нет. Но в это не хочется верить, и я тогда, отыскивая опору, пишу в стихах:
     


     Народ не число, а идея.
     Пусть в ком-нибудь только в одном
     Она выживает, светлея, –
     Откроется миру потом.

     Я думаю так, что в русской поэзии сейчас наступил момент очень опасный: многие разочаровались в традиционном искусстве – пошли в модернизм, стали ломать форму, искать новое содержание, стали свысока относиться и к народу, и к стране, и даже к своему искусству. Стали вообще считать, что высокое и серьёзное искусство умерло. Что сейчас нужны только развлечения, только зрелища. И на этом фоне некоторые подлинные поэты стали писать как бы для самих себя и для небольшого кружка близких людей. Камерность и народ – вещи мало совместимые.
     Правда, сейчас тема «поэт и народ» приобретает религиозный характер. Вместе со свободой слова к нам пришла и свобода вероисповедания. Поэты стали размышлять о вере. О ней сейчас немало размышляет и наш народ. И здесь поэт и народ находят взаимопонимание.
     Я думаю, что народ – это понятие мистическое, сакральное, от Бога. Так же как и поэт. Поэтому пока подлунный мир стоит, поэтов будет волновать жизнь народа, а народ будет прислушиваться к своим поэтам».
     У Николая Переяслова был доклад «Поэзия и глобализация».
     




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования