Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2007

МАФИЯ БЕССМЕРТНА?

     фото Андрея Василевского
     Ведущие издания страны продолжают комментировать встречу российского президента Владимира Путина с молодыми литераторами в Ново-Огарёве. Большинство СМИ делают акцент на проблему госзаказа. Мечта об издательских квотах, похоже, очень греет и юных авторов. Но сколько раз мы сталкивались с тем, что мечты и реалии – это совершенно разные вещи.
     Сегодня самое сложное для молодых, да и для солидных по возрасту авторов – не опубликоваться, а распространить свои сочинения среди читателей. Многие книготорговые сети действуют как самая настоящая мафия, продают лишь «своих» и не допускают до прилавков «чужих». На рынок практически невозможно пробиться не только новым именам. У нас шлагбаумы ставят даже перед именитыми авторами. Мы, например, столкнулись с этой ненормальной ситуацией, когда взялись за распространение новой книги Романа Сенчина.
     Понятно, что в наше время только на слово мало кто кому верит. Поэтому мы сегодня специально печатаем обширное досье на Сенчина. Пусть читатели сами убедятся, насколько Сенчин известный автор и насколько его сочинения нужны народу. А рядом даём список книготорговых сетей, которые ну никак не хотят принять новую книгу Сенчина на реализацию. Здесь же читайте наши версии, почему магазины отмахиваются от Сенчина. Давайте вместе обсуждать и главное – вместе пытаться решать архисложнейшие проблемы распространения книг современных писателей.

     
     
     
     
     КТО ТАКОЙ РОМАН СЕНЧИН
     
     Роман Валерьевич Сенчин родился 2 декабря 1971 года в Кызыле. После школы пробовал поступить на ист-фак Новосибирского университета, но провалил сочинение. Затем отправился в Ленинград, где сдал документы в одно из строительных училищ. В 1989 году был призван в пограничные войска и направлен на охрану советско-финской границы. Демобилизовавшись, поступил в Кызылский педагогический институт. Когда в Туве разыгрались националистические страсти, вместе с родителями перебрался в Хакасию. В 1996 году сдал вступительные экзамены в Литературный институт и был принят на семинар прозы к Александру Рекемчуку. Студентом часто печатался в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Наш современник», «Литературная учёба», «Новый мир», «Октябрь». После выхода первой книги Наталья Иванова записала Сенчина в наследники Виктора Астафьева. Получив в 2001 году диплом о высшем образовании, остался в альма-матер преподавателем. Позже освоил журналистское ремесло. В 2005 году стал членом Литературной академии – жюри премии «Большая книга».
     
     



     
     ОПАЛЬНАЯ КНИГА
     
     
     Ещё раз напомним, какая именно книга Сенчина никак не может попасть на книжные прилавки. Это сборник рассказов «День без числа».
     Но может это тот случай, когда писателя постигла неудача, и поэтому книгу незачем выставлять в магазинах? Однако если верить критикам, напротив, книга у Сенчина очень даже получилась.
     Мы приведём только одну цитату из журнала «Афиша».
     «На свете много бытописателей и реалистов-рецидивистов; многие могут воспроизвести кафкианскую атмосферу «российского пустыря» – но мало кто, как Сенчин, рисуя абсурд, делает это для того, чтобы читатель скорее пожалел живущих в нём, чем посмеялся; мало кто умеет одновременно иронизировать над этими людьми, но и по-настоящему интересоваться ими – то есть заботиться о них, когда все их бросили. Он и сам понимает, насколько нелепа его фигура – интеллигент-мизантроп, не вполне вписывающийся ни в своё люмпенское окружение, ни тем более в общество победителей, и тем чаще выстраивает сюжет вокруг персонажа по имени Роман Сенчин, патентованного неудачника; будто самого себя в мир посылает.
     Одинаково корявые фигуры, серый колорит, часто сведённый к минимуму драматизм; да, с такими романами не стоит рассчитывать на слишком многих читателей, зато Сенчин, как сказал бы Максим Кантор, не малюет квадратики, а рисует – он на самом деле художник. Не так плохо для 35 лет».
     Автор цитаты – известный и не самый плохой критик Лев Данилкин.
     Кроме «Афиши», о книге Сенчина «День без числа» уже успели тепло отозваться газета «Ex libris НГ», радиостанция «Говорит Москва» и «зарубежный голос», то бишь вещающая из Праги «Свобода».
     Значит, книга стоит того, чтобы о ней говорили ведущие издания страны и даже мира. И только у руководителей книготорговых сетей, похоже, иное мнение.
     
     



     
     КТО ПРОДВИГАЕТ СЕНЧИНА В НАРОД
     
     Сеть «У Сытина» (через эту сеть книга «День без числа» постоянно попадает на прилавки Дома книги на Арбате, в крупнейшие столичные магазины «Библиоглобус» (на Мясницкой) и «Молодая гвардия» (на Большой Полянке), а также в интернет-магазин «Озон» и «Букет»).
     Лавка Литературного института и их партнёры.
     
     
     КТО НЕ ПУСКАЕТ СЕНЧИНА К ЧИТАТЕЛЯМ
     
     Сеть книжных магазинов «Буква»
     Сеть магазинов «Новый книжный»
     Сеть «Столица-сервис»
     Сеть «Книжный лабиринт»
     Книжный клуб «36,6»
     



     
     Блиц-опрос
     
     1. Почему новую книгу Романа Сенчина не допускают до магазинов?
     2. Вам нужна проза Сенчина?

     
     Валерия ПУСТОВАЯ,
     лауреат премии «Дебют» по критике

     1. Виновата инерция мышления. Издательства и книжные магазины бросаются на крупные, раздутые бренды и перекрывают читателям доступ к более элитарным, но менее раскрученным авторам. Поэтому книги приходят к читателям с опозданием. Очень огорчает предубеждение против маленьких издательств.
     2. Я очень уважаю Романа Сенчина за то, что он схватил нерв эпохи, нашего переходного времени. Особенно актуальна его проза в провинции. У Романа очень самобытный голос. Такого автора нельзя исключать из читательского набора.
     
     Станислав КУНЯЕВ,
     главный редактор журнала «Наш современник»

     1. Ничего удивительного. Именно поэтому я никогда не сдавал свои книги в книжные магазины. Это муторно. Справедливой системы книгораспространения не существует. Иметь дело с современными сетями книготорговли – значит унижаться. Когда-то можно было купить любую книгу, независимо от того, где она вышла – в Чите или Калининграде.
     2. Роман Сенчин человек способный. Несколько лет назад мы напечатали его небольшую повесть.
     
     Владимир БОНДАРЕНКО,
     главный редактор газеты «День литературы»

     1. По-видимому, Роман Сенчин не вписался в современную рыночную конъюнктуру, которая руководствуется заниженными нравственными и эстетическими критериями. Пять крупнейших издательств контролируют почти весь книжный рынок. Естественно, сетям книгораспространения выгоднее иметь дело только с ними. Но самые мощные издательства делают ставку на самую примитивную литературу. Вот довели до банкротства «Ультра. Культуру». Теперь очередь за другими мелкими издательствами. В пору требовать применения антимонопольного законодательства.
     2. Она нужна не только мне, она нужна всем нормальным читателям. Нам требуются живые характеры, образы. Проза Сенчина – литература образов. А образы всегда влияют на человека, воспитывают его.
     
     Захар ПРИЛЕПИН,
      финалист Букеровской премии и премии «Национальный бестселлер»

     1. Я не слишком близко знаком с книготорговлей, по моему ощущению, она ведёт себя безобразно. Это массивная, неповоротливая, безапелляционная система, предназначенная для зарабатывания денег. Случай с Ромой Сенчиным вопиющ, потому что он очень любим своими читателями. Именно из-за подобной политики сетей книготорговли многие книги не доходят до своих читателей, особенно в провинции.
     2. Проза Сенчина нужна не только мне, а многим людям. У Романа уникальный, очень спокойный и беспристрастный взгляд на вещи. Я не знаю аналогов взгляду Сенчина в современной литературе.
     
     
     Римма КАЗАКОВА,
     первый секретарь Союза писателей Москвы

     1. Наше общество – это общество уродливого, строящегося капитализма. Коммерция – принцип этого общества и книготорговли в том числе. Поэтому так много словесного мусора.
     2. Рома Сенчин – замечательный писатель. Лауреат премии «Венец» Союза писателей города Москвы. Проза его не бесспорна, мрачновата, но что есть бесспорного в нашей жизни? Это исследование жизни. Лично я хочу, чтобы Роман чаще улыбался.
     
     



     
     ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАГРАДЫ
     
     Премия еженедельника «Литературная Россия» (1997)
     Первый лауреат премии «Эврика» (2001)
     Премия журнала «Знамя» (2001)
     Премия Союза писателей Москвы «Венец» (2006)
     Кроме того, в 2006 году Сенчин был включён в шорт-лист премии имени Юрия Казакова за опубликованный в журнале «Знамя» рассказ «Персен».
     
     
     
     БИБЛИОГРАФИЯ
     
     Афинские ночи: Повести и рассказы / Послесловие А. Рекемчука. – М.: ПиК, 2001.
     Минус: Повесть / Предисловие Н. Ивановой. – М.: ЭКСМО, 2002.
     Нубук: Роман. – М.: ЭКСМО, 2003.
     То же. – М.: Роман-газета, 2004, № 8.
     День без числа: Сборник рассказов / Вст. статья В.Огрызко; Послесловие М. Бойко. – М.: Литературная Россия, 2006.
     Особо подчеркнём: повесть «Минус» в 2004 году была переведена на немецкий язык и выпущена отдельной книгой в Берлине.
     Из публикаций в периодике выделим новую повесть писателя «Конец сезона», опубликованную в первом номере журнала «Новый мир» за 2007 год.
     
     
     В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ
     
     Роман Сенчин – неутомимый наблюдатель современного городского быта. Его герои – нынешние социальные аутсайдеры. В прозе Сенчина есть ранящая правда. У него почти всегда все люди мелки и сломлены бытом, ничтожны и обречены на прозябание. Так уж настроен его острый писательский глаз.
     Евгений ЕРМОЛИН, сборник «Новые писатели», М., 2003
     
     Мне-то как критику он [Сенчин. – Ред.] очень интересен, даже по-человечески. Его «подробная автобиографичность», по-моему, не «злой рок», а единственный для него залог литературной удачи. Он как заразы боится литературной лжи и, подозревая её в любой возможной неточности, может писать о том, что знает доподлинно.
     Ирина РОДНЯНСКАЯ, сборник «Новые писатели», вып. 2, М., 2004
     
     Горький во всех смыслах быт Сенчина беспощадно подтвердил старую истину: литература – лучшее из призваний и худшее из ремёсел.
     Ольга и Владимир НОВИКОВЫ, «Литературная газета», 2005, № 49–50
     
     Кроме того, о Сенчине писали Владимир БОНДАРЕНКО, Дмитрий БЫКОВ, Сергей КАЗНАЧЕЕВ, Капитолина КОКШЕНЁВА, Мария РЕМИЗОВА, многие другие известные критики.
     Добавим, статья о Сенчине вошла в первое и второе издания путеводителя Сергея Чупринина «Русская литература сегодня». Всего во втором издании путеводителя представлено 184 имени. А это значит, что Сенчин входит как минимум в первые две сотни ведущих писателей страны. Представлен Сенчин и в других лексиконах современной русской литературы.
     
     
     НАШИ ВЕРСИИ
     
     1. На книжном рынке господствует мафия, которая не хочет пускать «чужих».
     2. Книготорговцы не мытьём, так катаньем вымогают от мелких и средних издательств деньги (или откаты) якобы за вход в книготорговые сети.
     3. Крупные книготорговые сети не заинтересованы в распространении социально значимой литературы, в том числе книг современных писателей: хлопот много, а прибыль копеечна.
     4. Сенчин перешёл дорогу некоторым влиятельным многотиражным авторам, которые из-за зависти решили ему «перекрыть» кислород.
     А ваша версия? Пишите.
     

Авторы полосы – Михаил Бойко и Вячеслав Огрызко




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования