Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2007

ИМПЕРИЯ ТРУБИТ В ТРУБУ ТЮШТИ

     А.И. КОРОВИН. Старый Саранск
     Мне вспоминается картина из детства. В дни церковных праздников через наше село Акчеево длинной вереницей в ярких национальных нарядах шли жители села Мордовские Пошаты в сторону Каменного Брода, где находилась в то время единственная во всей округе действующая православная церковь. Мордва, переплыв на лодках Мокшу-реку, через татарское селение шла к храму в русское село. С детства я запомнил и полюбил этот живой и красивый образ нашего многонационального единства. Такому единству народов нашей России, кажется, не одна тысяча лет…
     
     
     
     Повесть временных лет
     
     По преданию, когда древний мордовский правитель Тюштя покинул землю и вознёсся на небеса, он оставил народу свою медную трубу. И сказал Тюштя многочисленному мордовскому племени: будет нужно – трубите в эту трубу, зовите меня.
     Мордва и в третьем тысячелетии остаётся более чем миллионным народом. Более того, около 20 миллионов россиян имеют мордовские корни. У мордвы есть своя государственность на родной земле, своя письменность и культура.
     Но труба Тюшти не выброшена на свалку истории. Сегодня сама Россия отыскала эту трубу в глубинах исторической памяти своего мордовского народа и собирается протрубить в неё. Потому, по большому счёту, это не только Мордовия отмечает 1000-летие единения мордовского народа с многонациональным Русским государством, но и вся Россия. Для многих очевидно, что эта дата – условная, символическая, но время от времени бывает исторически необходимо громко и торжественно заявить о древней сплочённости народов России, о нашем многонациональном родстве – как о Божьем даре…
     По оценке учёных Института российской истории РАН, мордовский народ, начиная уже с IX – X веков, участвовал в строительстве Российской государственности, на основе договора с русскими князьями платил им дань. Об этом упоминается и в знаменитой «Повести временных лет». Народы, живущие на нашей земле, ещё тысячу лет назад умели договариваться – чтобы вместе выживать и вместе развиваться!
     
     
     Чествование народа
     
     Россией востребованы сегодня значимые даты, символизирующие древнее единство её народов. Востребованы в ответственный час, когда идёт глобальный передел мира, когда наша страна столкнулась с проблемами, от решения которых зависит завтрашняя геополитическая картина на всей планете Земля. В новейшей истории России оказалось необходимым чествование народов, составляющих основу государства. Это нужно и для сохранения и воодушевления самих этих народов, и это нужно для сохранения и укрепления многонациональной России.
     Это Россия сегодня трубит в трубу Тюшти, которую бережно сохранила Республика Мордовия. Это Россия зовёт Тюштю, чтобы он сказал: мы 1000 лет с Русью. Более того – мы всегда вместе!..
     Сегодня Россия зовёт Тюштю, чтобы он своим веским, могущественным словом помог ей сохранить себя как уникальную и неповторимую землю.
     Мордва – народ земли. Потому он и выжил в исторических ураганах, что не отрывался от земли, боготворил её. С территории нынешнего Поволжья исчезли многие народы и племена, с которыми мордва часто воевала, порой терпела и поражение от них. Но народ выстоял, и во многом благодаря тому, что создал мощный духовно-культурный союз с Русью, обогативший и расцветивший историю России.
     Можно сказать и по-другому: Русь растила себя в мордве, растила трудолюбивой, мужественной, песенной, доброй и жизнелюбивой. В мордовском костюме много красного цвета. Это – цвет жизнелюбия, радости. После тяжёлых исторических катастроф, случавшихся за тысячу лет, Русь и в мордовском наряде выходила на свет Божий – демонстрируя миру, что она жива, что она на этой земле – навсегда.
     Мудрый мордовский народ из века в век рождал и достойных лидеров, благодаря которым мордва сохранила и свою самобытную культуру, и стала одной из основных опор великого Российского государства. И сегодня Республика Мордовия является регионом политической и экономической стабильности, регионом мощной самобытной культуры.
     Кстати, только государственная автономия, укрепить которую призвана и эта внушительная историческая дата, а также связанные с ней крупные мероприятия общероссийского значения, обеспечивает условия для сохранения этнической культуры.
     Вне автономий в составе Российского государства было бы невозможно развивать и пропагандировать национальную культуру. И вообще, идеи национального развития, помещённые внутри автономии, обретают центр, обретают точку опоры. Существование на карте Российской Федерации Республики Мордовия, тем более – обретающей известность и авторитет в стране, даёт возможность укрепить национальное достоинство всему миллионному мордовскому народу, где бы он сегодня ни жил по воле судьбы и жизненных обстоятельств…
     
     
     Юбилей национального достоинства
     
     То, что мы стали тысячелетиями обозначать значительные вехи в своей жизни, свидетельствует о глобальном характере политического мышления, присущего нашему времени. Об этом свидетельствует и 1000-летие Казани, и 1000-летие Уфы, и 1150-летие Великого Новгорода, и 450-летие добровольного вхождения черкесских земель в состав России. Скорее всего, последуют и другие масштабные юбилеи. Мы обрели особую патриотическую зрелость, и нам уже необходимо иметь глобальную совместную судьбу и необъятную биографию в родном Отечестве. Потому и идёт исторически позитивный процесс приведения в порядок нашего прошлого.
     И в случае с 1000-летием единения мордвы с многонациональным Русским государством имеет место государственная целесообразность этой даты. Потому что это нужно, прежде всего, самой Российской Федерации. Думается, исходя в значительной мере и из общественно-политической своевременности красивой исторической даты, и инициировало руководство Мордовии данный юбилей, несомненно имеющий всероссийский резонанс.
     Общегосударственный резонанс пять лет назад имели и торжества, посвящённые 125-летию со дня рождения скульптора Степана Эрьзи. Это имя более других имён делает мордовский народ известным в мире. Скульптор объехал мир, жил и творил в разных странах, но его вдохновляло ощущение дома в лесном краю, его укрепляло ощущение своей страны. И он вернулся домой – в Россию. Привёз сюда и свои бессмертные произведения, которые сегодня хранятся в уникальном музее в столице Мордовии. В Саранске покоится и прах великого мастера мирового масштаба. Можно сказать и так, что Степан Эрьзя всю свою долгую жизнь через весь мир, вобрав в себя планетарную культуру, возвращался в родную Мордовию, в сияющий край полей и лесов. Новую родину здесь обрёл и ветхозаветный Моисей, сотворённый руками гениального мордвина.
     Не случайно народы, стремящиеся укрепиться и сохраниться в современном мире, учитывают информационную особенность этого мира и поднимают на щит наиболее знаковые имена, прочно утвердившиеся в историческом сознании. Из глубин Руси любит и оберегает родной народ великая мордва: патриарх Никон, памятник которому появился в Саранске в этом году, и народная певица Лидия Русланова, историк Василий Ключевский и лётчик Михаил Девятаев, совершивший побег из фашистского концлагеря на немецком самолёте. И песня «Умарина» (Яблоня), которую до всей России и до всего мира донесла народная артистка страны мордовка Мария Антонова, объединяет народы земли, где эта яблоня расцвела. А на яблоне-умарине за тысячи лет поспели плоды нашего многонационального единства в России. И о чём больше всего любит петь мордва? О яблоне, о берёзе, о любви, о земле, о России…
     
     
     Дорога к храму
     
     В последнее время Мордовия стала чаще обращаться к имени адмирала Фёдора Ушакова, который многие годы своей жизни провёл на мордовской земле, провёл – в трудах и молитвах. Здесь же, в Санаксарском монастыре, он и похоронен. В 2001 году адмирал был канонизирован. Жизнь русского воина Ушакова в мордовском краю красноречиво символизирует единство Руси и мордвы, потому что это – прежде всего единство людей!
     И символично, что центральным событием юбилейных мероприятий стало открытие в Саранске кафедрального Собора святого праведного воина Феодора Ушакова. Участие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в освящении Собора и посещение храма Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подчёркивает общероссийское значение даты, обозначающей единение мордвы с другими народами великой страны.
     Дойти до храма – значит, пройти в истории праведный путь, который у народа, не отрывающегося от Бога, не закончится никогда…
     Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле матери-истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через тысячу лет Божьей милостью русский поэт мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!..».
     Несомненно, Сергей Есенин хотел бы, чтобы эти его слова, обращённые к Родине, оставались актуальными ещё тысячи лет. Потому что «любимой Руси» нет без мордвы и других народов, живущих здесь, как и самих этих народов уже тысячу лет нет без Руси. Многонациональное единство нашей земли, насчитывающее десятки славных веков, само по себе грандиозное историческое событие!
     
     Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году. Автор девяти книг стихов и эссе. Заслуженный писатель Республики Мордовия.
     

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования