Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2007

УПОЕНИЕ ЖИЗНЬЮ

     Булат Окуджава. Фрагмент работы Зураба Церетели.
     Для Зураба Церетели главное в искусстве и жизни – Любовь и Радость бытия. Пожалуй, эти наиболее интимные струны его души ассоциативно звучат в портрете внучки «Моя Виктория» (2006). Во взгляде широко распахнутых детских глаз – недетская вселенская мудрость, печаль от большого знания и в то же время детская доверчивость, доброта, всеобъемлющая любовь, милосердие, предостережение и мольба-призыв не утерять драгоценность человеческого. Удивительное сочетание хрупкости и мощи, ранимости и великого стояния Духа. Символично звучит и название самой работы «Моя Виктория» – «Моя Победа». Вот она – победа настоящего художника: это Добро, побеждающее зло, это вечное торжество жизни, её продление, это постижение тайны бытия, это открытость всему и вся. Портрет является своеобразным философским негласным камертоном всей персональной выставки произведений Зураба Церетели, состоящей из 144 работ, которая проходит сейчас в Саранске.
     
     
      Выставка Зураба Церетели в Саранске
     
     Выставка подобного ранга, так полно представляющая творчество всемирно известного мастера, чьи почётные титулы и награды и перечислить все невозможно, чьи монументальные композиции украшают крупнейшие страны планеты, о ком так много спорят и кем так страстно восхищаются, всколыхнула жизнь республики, став незабываемым событием. Двери Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи не закрываются, поток зрителей с первого дня работы выставки не ослабевает, а усиливается, что свидетельствует о горячем интересе общественности к творчеству художника. Из записей в книге отзывов становится понятно, насколько искажённый образ самого маэстро и его искусства формируется в умах простых обывателей под действием негативной прессы. Ведь чаще всего его представляют лишь как скульптора-монументалиста, ничего не зная о его работах в живописи, станковой скульптуре, эмали, графике. Люди заново открывают для себя поистине ренессансный масштаб личности Зураба Церетели, его мощное оптимистичное мироощущение, удивительное живоносное чувство цвета и света, психологизм и философичность созданных им образов. Некоторые идут на выставку с предубеждением, считая её коммерческой, и когда узнают о благотворительном жесте Зураба Церетели, искренне радуются своей ошибке. Действительно, и дорогие транспортировка и страховка произведений, и монтаж экспозиции, и роскошный каталог – всё это безвозмездно предоставлено Академией художеств Республике Мордовия.
     Неоднократно в книге отзывов повторяется мысль: богатейший вкус к жизни Зураба Константиновича, мудрое её приятие во всех печалях и радостях, счастье и горе, комическом и трагическом, умение радоваться каждому прожитому мгновению и дарить эту радость окружающим помогают выйти из тяжёлой депрессии, почувствовать вновь прелесть бытия. А ведь это дорогого стоит. То есть, может быть, и не совсем просвещённый в искусстве человек на интуитивном уровне улавливает исходящую от произведений Церетели живительную сияющую чувственную волну, захлёстывающую мажорным оптимизмом. Эта добрая, искрящаяся положительными эмоциями, созидательная энергия объединила сотни людей разных поколений и профессий, пришедших на открытие выставки. Научные сотрудники музея говорят, что никогда ещё не наблюдали такого феномена единения зрителей под знаком прекрасного. А знакомые, близкие к искусству и далёкие от него, в один голос подтверждают, что давно не испытывали на вернисажах такого подъёма душевных сил. Равнодушных не было.
     Искусство Церетели ошеломляет. Оно «другое», не совсем привычное для провинциального глаза. Основанное на натурно-ассоциативном методе показа действительности с большой долей декоративизма, оно очень современно по форме при классическом высоком традиционном содержании. Об эту достаточно условную форму иногда «спотыкается» наше стереотипное мышление, и многие, к сожалению, сквозь неё не могут проникнуть во внутренний мир созданных Церетели образов, прочитать многочисленные подтексты, заложенные в их художественную структуру. Характерно, что творчество мастера вбирает в себя как смелое новаторство, так и стойкую приверженность традициям. Кстати, и остро современная форма его произведений тоже вырастает из традиций древнейшей народной грузинской культуры. Вот почему основная тема искусства художника – тема жизни души человеческой в различных её ипостасях (одиноком предстоянии перед Богом, человеческих взаимоотношениях, радостном буйстве бытия, наслаждении красотой лучшего из миров) раскрывается прежде всего цветом с драгоценно переливающимися оттенками в живописи и объёмной эмали. Здесь он столь же интимен и психологичен, как звук в музыке и, являясь основным формообразующим элементом произведений Церетели, передаёт даже то, что нельзя видеть, можно только чувствовать, – потаённые движения и голос самой души. При встрече с сияющими эмалями Зураба Константиновича, с их предельно обобщённой, лаконичной такой выразительно-мелодичной линией, характеризующей объёмы, мгновенно возникают ассоциации с мощным мужским грузинским многоголосием, звучащим то празднично, то притчево, то вечно объяснением в любви. Это влечёт за собой и своеобразное построение пространства, и специфический отголосок вечности в ощущении мастером времени.
     Зураб Церетели являет собой пример художника, в творчестве которого сильны и естественны национальные традиции. При этом его искусство стало неотъемлемой частью культуры всего мира.
     

Елена ГОЛЫШЕНКОВА г. САРАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования