Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2007

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

     1. Человек – эволюционное существо, тот, кто имеет инстинкт свободы и интенцию свободы, а животное – холоп и раб, существо, страдающее мизонеизмом – страхом свободы, инновации, изменения, в мере сохраняя преемственность в культуре.
     Под свободой понимается реализация прав и обязанностей первого поколения (свобода: политические и гражданские права и обязанности), второго поколения (равенство: экономические, социальные и культурные права и обязанности), третьего поколения (братство: солидарные права и обязанности), четвёртого поколения (права и обязанности культурно-исторических типов как метацелостных коллективов и их составляющих), пятого поколения (права и обязанности мировых хозяйственных систем типа ЕС). Свобода предполагает единство прав и обязанностей и реализацию меры свободы и несвободы, зависимости в эволюции и исторических формах общества. Несвобода и зависимость имеют следующую структуру: а) зависимость от Бога; б) зависимость от природы, её законосообразностей и инстинктов от греха; в) зависимость от соразмерности дела; г) зависимость от эволюции, социальности, форм жизни; д) общая зависимость: от семьи и женщины или мужчины; идентификации в культурно-исторический тип и коллектив, систем «я» и «мы»; от целеполагания в культуре и цивилизации; от циклов жизни и полодемографических стадий развития человека, организационных институтов и систем исторического действия.
     Все народы и расы имеют свою меру свободы и несвободы, но в абсолютной форме не реализуются никакие права, а свобода не может быть использована в формах, разрушающих комплекс Homo sapiens. Свобода реализуется в моральной и правовой форме, но может, если она извращена, растлевать человека, превращая его в преступника.
     2. Абсолютная тотальная свобода – абсолютное зло. А.Камю пишет: «Тотальная свобода, включая и свободу преступления, предполагает уничтожение границ всего человеческого» (А. Камю. Человек бунтующий. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с, с. 183).
     Свобода – высшая ценность, а потому и злоупотребление ею – высшая степень преступления.
     Как злоупотребляют свободой? Во-первых, вводя принцип обмана как инвариант жизни в рынке и демократии (Л.Уорд). Во-вторых, присваивая на этой основе имена добра – злу (например, Ф.Фукуяма именует ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки США борьбой за демократию), а добру и формам поступательной эволюции (типам культуры и креативности Востока, ислама, буддизма, индуизма, православия, России) – имена регресса и зла! Возмездие истории эволюции не замедлит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!» (Ис. 5:20).
     3. Свобода уничтожается грехом и преступлением.
     Грех: первичная склонность человека к добру и злу неизменна; но со времён Неолитической революции (собственность и власть) формой выживания становятся рефлексы зла, которые свёртывают рефлекс добра; наступает растление коллективной природы и сознания народов; развивается похоть и индифферентность к средствам действия как всеобщая греховность семей; похоть (духовное и материальное мошенничество, блуд) порождают грех, преступление и вину, ответственность, которую несут личности и народы, расы, человечество.
     4. Расширяется и углубляется свобода в обществе на основе заповеди Христа – любви к ближнему, прощения обид и стремления понять своё благо как часть общего блага, а общее благо как сумму частных благ, а не нечто от них отличное в глазах законодательной и исполнительной власти.
     Лучше апостола Павла эту истину не выскажешь: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24).
     «В этом преимущественно и состоит жизнь; напротив, кто живёт только для самого себя, а о всех прочих нерадит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого» (Иже во святых отца нашего арх. Константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. – М.: Посад, 1993. – 891с, т. 2, с. 783).
     Если есть гражданское общество – в людях идея общего блага и как части в нём – моего блага, там забота о другом – ближнем и дальнем – есть и забота о себе, сострадание и сорадование всем, ищущим справедливость и истину есть лучшая помощь самому себе. Но если идея общего блага и общей воли умерла, то и народ умер, превратившись в народонаселение и толпу, в которой каждый сражается сам за себя, ибо тогда действительно нет общего блага – ни к чему школа, университет, здоровье народа, искусство, сохранение этноса, но к чему только мой личный корыстный интерес, который единственно и обеспечивает мне НЕ ЖИЗНЬ, а ВЫЖИВАНИЕ и СУЩЕСТВОВАНИЕ в мире войны всех против всех. Так и происходит в мире, где нет социальной ответственности групп, личностей бизнеса и власти, где, как в России, нарушен баланс прав и ответственности собственников и людей власти.
     Всякий раз, когда мы позволяем отнять свободу у дальнего – мы уменьшаем свою собственную свободу, своё собственное благо, а народ приближается к своей гибели и исчезновению из истории.
     5. Кто же ближний? Всякий, кто страдает и сорадует твоей честности и порядочности независимо от религии, расы, языка, пола. А кто дальний? Всякий, кто реализует идеи истины, общего блага, справедливости, равенства, борьбы с любыми формами угнетения. Всякий раз, когда мы позволяем отнять свободу у дальнего – мы уменьшаем и свою собственную свободу, своё собственное благо, а народ приближается к своей гибели и исчезновению из истории.
     Любовь к ближнему предполагает: быть на своём месте и прилагать все усилия, которые ты только можешь осуществить, сознавая это, для помощи тем, кто реализует истину и справедливость, развитие жизни, прилагая усилия к воспрепятствованию творимому злу. Соответственно и оценивать человека надлежит не по тому, что он сделал плохо, неудачно, это есть у всех, а по тому, пусть малому, что человек сделал для вечности, что будет продолжать жить после его смерти, входя в общее благо народа и человечества (Христос, Л.Фейербах, В.И. Ленин).
     
     
     Андрей ГАГАЕВ,
     доктор философских наук, профессор
     г. РУЗАЕВКА, Республика Мордовия

     
     Андрей Александрович Гагаев родился в 1952 году в г. Сердобске. Окончил в 1976 году Мордовский университет. В 1994 году стал доктором философских наук. Вместе с братом издал книги «Русская душа» (1996), «Философия А.Л. Чижевского» (1999) и другие работы.
     

     




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования