Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2007

НА СЦЕНЕ ИСТОРИИ

     Сцена из спектакля «Красавец мужчина», поставленного в 1970 году по А.Н. Островскому в Русском драмтеатре Саранска. 1970 год
     На теле России история ставит свои самые драматические сюжеты. Самой главной ареной мировых столкновений были именно её поля – и метафизические, и земные. Здесь по ним, падая и вновь поднимаясь, прошли миллионы великих воинов, тысячи знамён, опалённых жаром сражений, пронеслись в победоносных руках. И веками мир, заглядывая за наши высокие границы, с замиранием сердца, со страхом и надеждой следил за исходом очередной драмы, пытаясь понять секрет исторического действа. Здесь на одежде актёров – не краска, а на головы храбрых падают не картонные мечи. Настоящая кровь длинными следами тянется за медленно бредущими через всю историю ранеными, настоящая боль пронзает тела вопиющих. Настоящие слёзы падают на остывающие лица погибших. И на всей земле нет более таких просторных сцен и нет таких актёров, а потому такие спектакли больше ставить негде. И мы вновь и вновь принимаем на себя огонь всемирного напряжения. Мы ставим миру – историю его бытия, отдавая жизни для большей схожести с действительными событиями.
     …25 марта завершился II Международный фестиваль русских драматических театров в Саранске. Театральный праздник в Республике Мордовия – это больше, чем просто событие для любителей сцены. В России не только поэт, но и театр – «больше, чем театр». За то время, пока актёры в течение недели говорили на русском языке о мировых и личных драмах, люди вновь забыли, что живут в разных государствах. Фестиваль театрального творчества в очередной раз показал, что русский язык является универсальным языком культурного объединения. Именно на русском языке говорят самые яркие образы и самые высокие идеи мировой культуры. Фестиваль демонстрирует не только возрождающуюся славу русского театрального пространства, но и художественную мощь русской культуры, способной собирать вокруг себя лучшие духовные и творческие силы мира!
     Фестиваль стал значительным театральным событием, но для нас он значит гораздо больше. Эта неделя стала символом того, что единый язык всегда означает – единый народ.
     Наш язык на годы остался один на один с заглушающим гудением нефтепроводов и рекламными огнями, в молчании провёл он годы, потому что молчали те, у которых горько застыла душа, потрясённая ударной волной исторического взрыва. Но теперь пришли времена, когда слова очнулись и требуют плоти, хотят вновь набрать силу и начать свободно жить среди нас. И у этих слов ни на секунду не возникло сомнения, на каком языке воскреснуть – русский язык вновь стал мостом между теми, кого когда-то соединяла великая земля – сегодня разрезанная границами, но не переставшая быть единой метафизической родиной, единым Отечеством, единой историей.
     Как не случайно возник – или воскрес – этот фестиваль!
     Россия, открытая ветрам исторической драмы, открывает сегодня свои сцены для грядущего торжества духа. Здесь, на провинциальных и столичных подмостках, сегодня вновь начинается репетиция её грядущей блистательной победы – победы над злом и ложью мира, победы над мелочной рутиной повседневности, покрывшей пылью сияющий идеал высоких свершений.
     И вот уже снова – аншлаг. И снова под торжествующие аплодисменты новые герои выходят на подмостки, приветствуя собравшихся. Лишь солнечный свет и пустые стулья долго были нашими единственными зрителями. Но на пустых стульях сидит тишина, а мир хочет говорить. И пока его речь заглушают нефтепроводы и гвалт на биржах, русский язык берёт на себя право говорить от имени всех цивилизаций. И это право ему снова и снова обходится слишком дорого. Разорванное тело страны – это разорванная плоть языка. Но столь велика его сила, что и куски своего тела он превращает в великий сюжет новой драмы. Драму о своём воскресении и воссоединении. История эта продлится до тех пор, пока не сомкнутся обрывы, пока не замолчит безмолвие разделяющих русский мир пропастей.
     Сегодня – другие зрители, и зал вновь переполнен. Как всегда, среди приглашённых значатся все времена и все цивилизации. Для меньшего числа зрителей не согласится играть ни один наш актёр. Мы открываем занавес забытья, чтобы со всех континентов видели поднятую нашей конницей пыль, изо всех городов видели бы столбы света и огня, чтобы в каждом окне отражался настоящий солнечный рассвет.
     Тише, начинается спектакль, свечи горят ярче, и тишина грозит превратиться в торжествующий крик. В больших и маленьких русских драматических театрах играют великую русскую драму!
     

Алексей ИНДРИКОВ г. САРАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования