Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2007

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

     Да, именно так можно назвать открытие новой экспозиции в Екатеринбургском литературно-мемориальном музее самого знаменитого уральского писателя Мамина-Сибиряка. Отныне интерьеры этого старого дома можно рассматривать не как дежурную биографическую экспозицию, а как место, где обитает сам дух «певца Урала». И прежде чем мы расскажем, как же это удалось осуществить объединённой творческой команде уральских и московских специалистов, – несколько слов о том, при каких обстоятельствах возник этот замечательный музей.
     Мамин-Сибиряк, как известно, ушёл из жизни в 1912 году. И сразу же уральская общественность высказала идею о создании в Екатеринбурге его музея. Тем более что, уезжая в столицу, Дмитрий Наркисович оставил здесь на хранение рукописи своих опубликованных и непубликовавшихся произведений. Ещё до революции вдова писателя О.Ф. Гувале, поддержавшая этот почин, стала посылать в Екатеринбург посылки с личными вещами Мамина, его книгами... Однако дальнейшие события в стране – гражданская война, внутриполитическая борьба, индустриализация и проч. – отодвинули реализацию этой благой идеи. Следом началась Великая Отечественная война, и в маминскую усадьбу, освобождённую было под музей, снова въехали совсем другие хозяева...
     И только в середине прошлого века одноэтажный рубленый дом, обложенный по фасаду кирпичом, по адресу ул. Пушкинская (бывш. Соборная), 27, впервые принял музейную экспозицию. Долгое время это было своеобразное музейное «общежитие» – тут были комнаты, посвящённые не только бывшему хозяину, но и Ф.М. Решетникову, П П. Бажову, другим литераторам Урала – дореволюционным и советским. Одним словом, открывшийся музей был скорее литературным, нежели мемориальным. Однако шло время, и постепенно каждый из названных выше коллег по перу Д.Н. Мамина-Сибиряка обретал свой дом-музей. Буквально рядом – с угла на угол от маминского – возник целый Литературный квартал, объединивший в себе комплекс старинных зданий, в которых разместились экспозиции, касающиеся всех аспектов литературного движения на Урале, начиная с века XVIII-го и по нынешний день. Здесь в год своего 200-летия обрёл прописку бронзовый Пушкин, здесь ежедневно зажигает огни рампы свой Камерный театр, в репертуаре которого и пушкинская «Метель», и маминские «Золотопромышленники», и спектакли для детей...
     Вот тогда и возникла идея сделать дом-музей Мамина-Сибиряка скорее «домом», чем «музеем». Захотелось уйти от традиционных пыльных стендов и витрин с высохшими пожелтевшими копиями под стеклом. Идея эта зрела давно в умах екатеринбуржцев, пока не получила действенную поддержку в лице руководства центрального Гослитмузея. Оно-то и познакомило уральских маминцев с московским художником Аветом Тавризовым, который обобщил пожелания екатеринбуржцев, ввёл их в русло современной музейной культуры и создал экспозицию, которая отвечает вкусам наступившего века. Нет, традиционная информационная часть из стен музея никуда не ушла, она по-прежнему присутствует, но... без экскурсовода вы её не найдёте. Дело в том, что теперешняя экскурсия в маминском доме превращается в некое священнодействие.
     

Владимир СУТЫРИН, собственный корреспондент «ЛР» по Свердловской обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования