Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2007

ДУХОВНЫЕ СТИХИ – ПОЭЗИЯ ДУХОВНОСТИ

     


     Сладкозвучное пение хора, –
     Свет, который во тьме не погас,
     Эхо, эхо в конце коридора,
     И медовый да яблочный Спас.
     
     Это Пастырь, взошедший на гору,
     Что стоит перед миром – один...
     Отблеск света в конце коридора
     Над отчаяньем снежных равнин.
     Это бродят средь клочьев тумана
     Чьи-то тени в вечерней тиши...
     Это как-то чудесно, нежданно
     Повстречались две близких души.

     
     И стихотворение, и вся книга написаны глубоко верующим православным человеком. Любое вероисповедание заслуживает уважения. Если верят в Бога-Творца, утешителя, а не гонителя иноверцев.
     И всё-таки почему я, почти атеист, для которого Высшая сила – это Духовность космического Логоса, пишу о стихах, вызванных к жизни одной из традиционных религиозных вер? Вроде бы, по причине непосвящённости, и права не имею. Да, сакральные знания православия рецензенту доступны разве что на уровне факультета «научного атеизма», который я когда-то закончил. И канонические словосочетания из книги Евгения Данилова – Царство Божие, Озарённый Дух, Храм, Град, Вечность и подобные – для меня в основном символы и образы поэтической речи. Они в стихах расширяют или конкретизируют смысл, второй и т.д. планы. Но максимально, в полном объёме, – лишь для своих, братьев и сестёр по вере. А я пишу о книге Данилова как стихотворствующий о работе коллеги.
     Во-первых, духовная, религиозная поэзия может быть интересной и не очень. Стихи автора – безусловно, интересны – и сутью, и поэтикой. Собственно, о поэтических приёмах Данилова говорить, выделять, вычленять их – не хочется. Тексты органичны, созданы чутким, эмоционально окрашенным сознанием. Без натуги, без специально встроенных элементов стихотворной техники. И без подпорок из заимствований, оригинальничания. У автора – свой, собственный стиль. Он свободно владеет и архаичной, канонической для православия, и общелитературной лексикой.
     
     

     Словно Храм в лесах строительных,
     Раны залечить спеша, –
     Искушающих, прельстительных
     Да избегнет пут душа.
     Да избегнет многословия –
     Слов пустых, ненужных строк,
     Не забывши суесловия
     Огорчительный итог.

     
     С такой внутренней самоустановкой следует писать хорошие стихи. Что Данилову и удаётся. Во-вторых, классно сочинить можно и похожее на «Протоколы сионских мудрецов», или на «Майн Кампф». А Евгений Данилов пишет о Пречистом Слове, о Радости, Свете, о Господней Любви. Именно так, с большой буквы.
     Его духовные поиски Божьего Града и трагичны, и оптимистичны. Трагичны, потому что в нынешней России святости мало. Оптимистичны, потому что Данилов, судя по стихам, верит в справедливое воздаяние за добрые мысли и дела. Как всегда верили в России – чем жизнь в ней огорчительней, – тем больше.
     Стихи сборника динамичны, упруги, горячи, иногда просто раскалены – до пророчеств.
     Но раскалённое вещество опасно резко охлаждать – редакторским и собственным невниманием. Знаю – лучшие редакторские силы в России закуплены для обстругивания и шлифовки продажной (во всех смыслах) литпродукции. И не каждый пишущий сам себя убережёт от казусов. Вот некоторые из книги: «Чтоб ерунды не спороть», «Храму белому приди на порог», «Возносится вслед своего удара», «Скрипят времян седые дроги».
     Это уже не тайнопись, а затемнение смысла и сути. Но строчек чётких, афористичных, к удовольствию рецензента и читателей, гораздо больше. И поскольку тираж «Эха в конце коридора» невелик, прочитайте хотя бы здесь:
     
     

     Не коварной масонскою ложею
     Очарована наша страна,
     А бездушью, безверью, безбожию
     Нами всеми она предана.

     
***


     


     Всё к ночи скроет темнота,
     И дух наш в скорби изнемог,
     И всюду смерти пустота,
     Но – видит Бог, но – любит Бог.
     И тень высокого Креста
     На перепутьях всех дорог,
     И жизнь почти что прожита,
     Но – видит Бог, но – любит Бог.

     
***


     


     Строчки на желтеющей бумаге –
     Вот и всё, что после остаётся,
     Приходили сиры мы и наги,
     А уходим на закате Солнца,
     Как и были – сиры и убоги,
     Как и были – голодны и наги,
     в чём-то тоже бывшие как боги, –
     в пониманье, в обретенье боли, –
     лишь письмом оставшись на бумаге.

     
     А «Цветочки из любовного гербария»? Так назван довольно большой (почти девяносто стихотворений) раздел книги. Стихи полны эмоций, «фирменной» даниловской страсти.
     В духовной поэзии страстный напор даёт высокий накал мыслям и желаниям. А в лирической – у автора получается не всё. Громозвучное обожание разных (извините за новояз) адресаток мало персонифицировано, похоже друг на друга. Когда-то на столбах электролиний висели угрозы: «Не влезай, убьёт!» Любовные послания Данилова тоже – высокая энергия. Прочитал – влез и током получил. И ещё раз. И ещё. А потом – привыкаешь. Или обходишь. Встречается и святая простота самовыражения, например, в «Балладе про розу и шипы»:
     
     

     Как наркоман от наркоза
     Я от тебя забалдел.

     
     И тут же:
     
     

     Розы колючей и чайной
     Только шипы на руках…

     
     Видимо, интимная лирика для Евгения Данилова – боковое ответвление таланта.
     О прозе в сборнике – эссе «Город на вершине». Понимаю, что оно очень нужно и важно автору. Это его размышления о вере, судьбе России, духовном будущем человечества. Скажу только, что в поэтической книге эссе не кажется чужеродным, заземлённым отсутствием рифмы и стихотворного ритма. Мысль развивается, раскручивается по спирали нарастания не плакатного пафоса.
     То, что не плакатного – хорошо. Но иногда и не в меру – зашифрованного, эзоповского, с переносами смысла из явного в область догадок.
     Лучшее в сборнике – всё-таки духовная, мировоззренческая поэзия.
     


     Евгений Данилов. Эхо в конце коридора. Стихи и эссе. – Обнинск, 2005.

Александр ЗИМИН Германия




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования