Архив : №15. 13.04.2007
ДУХОВНЫЕ СТИХИ –
ПОЭЗИЯ ДУХОВНОСТИ
Сладкозвучное пение хора, –
Свет, который во тьме не погас,
Эхо, эхо в конце коридора,
И медовый да яблочный Спас.
Это Пастырь, взошедший на гору,
Что стоит перед миром – один...
Отблеск света в конце коридора
Над отчаяньем снежных равнин.
Это бродят средь клочьев тумана
Чьи-то тени в вечерней тиши...
Это как-то чудесно, нежданно
Повстречались две близких души. |
И стихотворение, и вся книга написаны глубоко верующим православным человеком. Любое вероисповедание заслуживает уважения. Если верят в Бога-Творца, утешителя, а не гонителя иноверцев.
И всё-таки почему я, почти атеист, для которого Высшая сила – это Духовность космического Логоса, пишу о стихах, вызванных к жизни одной из традиционных религиозных вер? Вроде бы, по причине непосвящённости, и права не имею. Да, сакральные знания православия рецензенту доступны разве что на уровне факультета «научного атеизма», который я когда-то закончил. И канонические словосочетания из книги Евгения Данилова – Царство Божие, Озарённый Дух, Храм, Град, Вечность и подобные – для меня в основном символы и образы поэтической речи. Они в стихах расширяют или конкретизируют смысл, второй и т.д. планы. Но максимально, в полном объёме, – лишь для своих, братьев и сестёр по вере. А я пишу о книге Данилова как стихотворствующий о работе коллеги.
Во-первых, духовная, религиозная поэзия может быть интересной и не очень. Стихи автора – безусловно, интересны – и сутью, и поэтикой. Собственно, о поэтических приёмах Данилова говорить, выделять, вычленять их – не хочется. Тексты органичны, созданы чутким, эмоционально окрашенным сознанием. Без натуги, без специально встроенных элементов стихотворной техники. И без подпорок из заимствований, оригинальничания. У автора – свой, собственный стиль. Он свободно владеет и архаичной, канонической для православия, и общелитературной лексикой.
Словно Храм в лесах строительных,
Раны залечить спеша, –
Искушающих, прельстительных
Да избегнет пут душа.
Да избегнет многословия –
Слов пустых, ненужных строк,
Не забывши суесловия
Огорчительный итог. |
С такой внутренней самоустановкой следует писать хорошие стихи. Что Данилову и удаётся. Во-вторых, классно сочинить можно и похожее на «Протоколы сионских мудрецов», или на «Майн Кампф». А Евгений Данилов пишет о Пречистом Слове, о Радости, Свете, о Господней Любви. Именно так, с большой буквы.
Его духовные поиски Божьего Града и трагичны, и оптимистичны. Трагичны, потому что в нынешней России святости мало. Оптимистичны, потому что Данилов, судя по стихам, верит в справедливое воздаяние за добрые мысли и дела. Как всегда верили в России – чем жизнь в ней огорчительней, – тем больше.
Стихи сборника динамичны, упруги, горячи, иногда просто раскалены – до пророчеств.
Но раскалённое вещество опасно резко охлаждать – редакторским и собственным невниманием. Знаю – лучшие редакторские силы в России закуплены для обстругивания и шлифовки продажной (во всех смыслах) литпродукции. И не каждый пишущий сам себя убережёт от казусов. Вот некоторые из книги: «Чтоб ерунды не спороть», «Храму белому приди на порог», «Возносится вслед своего удара», «Скрипят времян седые дроги».
Это уже не тайнопись, а затемнение смысла и сути. Но строчек чётких, афористичных, к удовольствию рецензента и читателей, гораздо больше. И поскольку тираж «Эха в конце коридора» невелик, прочитайте хотя бы здесь:
Не коварной масонскою ложею
Очарована наша страна,
А бездушью, безверью, безбожию
Нами всеми она предана. |