Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 15.06.2007

ТАНЦУЮТ, КАК МОГУТ

     
     «Лебединое озеро» Боурна, поставленное на музыку Чайковского «Бэк роу продакшнз» совместно с «Нью эдвенчерз», в России ждали больше десяти лет. Вот приедет англичанин, англичанин нас научит… Каких только отзывов не публиковали о нём на родине! Читали и про успех, который «прокатился по всему миру», и про «ошеломляющую трактовку». Спектакль получил более 30 международных театральных наград, включая Премию Оливье и три премии «Тони». Не зря англичане со скепсисом приняли наш балет «Ромео и Джульетта», поставленный на Новой сцене Большого театра, «оставив» нам классику, традиции, которые они могут разрушать до основанья. А что затем?
     Аргентинский танцовщик Хулио Бокка в одном интервью сказал: «В идеале то, что делает актёр, сводится к оживлению чужой души». В русском обыденном сознании понятия «душа» и «дух» часто взаимозаменяются. Это, конечно же, ошибка. Дух существует вне телесности. Именно это всегда демонстрировал русский балет. И слово «дух» со словом «проект» у нас никогда не будет стоять рядом.
     Совсем другое дело – «Лебединое озеро» Боурна. Некоторые российские критики мягко заметили, что это вовсе не балет. Неправильное словоупотребление. Просто человек любит танцевать, но не умеет.
     Боурн явил миру свою радикальную постановку всерьёз и надолго. Увиденное можно назвать проектом. В программке с анатомической дотошностью перечисляются все, кто причастен был. Это у нас пишут только «художник по костюмам», а там у каждого – своя специализация. Лебедей одевал один портной, Королеву другой, Принцессу – третий… Рубашки пошил четвёртый, а окрашивал и набивал рисунки десятый. Не забыли указать и страховщиков, и дизайнеров сайта, и водителей. Кому только, пользуясь случаем, не захотелось передать привет!
     После всех этих перечислений зрители уже могли не удивляться, что билеты в первые ряды стоили шесть тысяч рублей. МХТ заполнил люд, который сроду здесь не бывал. Всё смешалось: длинноногие, ярко крашенные девы (неужели балерины Большого??), английские бизнесмены, громко хохочущие в предвкушении свидания с родным искусством, средненько одетые москвичи, заплатившие по полторы-две тысячи за билет в середине партера, привыкшие, что там, где ставят Булгакова и Чехова, театрала не обидят.
     Всё познаётся в сравнении. Читала, что «Лебединому озеру» Боурна устраивали полновесные овации, а игрался «проект» ни много ни мало одиннадцать фестивальных дней. И многие теперь благодарны организаторам фестиваля, что, наконец, увидели это. Запретный плод был слишком сладок. А то, что здесь будут эпатировать, было понятно сразу: вместо знаменитой чайки на занавесе театра реял чёрный лебедь, изображённый, впрочем, карикатурно, напоминая чудом взлетевшую потрёпанную курицу.
     Про либретто Бегичева – Гельцера с Зигфридом, Ротбаром, Одеттой, Одиллией можно не вспоминать. Перед нами – история инфантильного принца, недолюбленного мамой. Скука и мертвечина королевской жизни королевского двора становится причиной побега венценосного отпрыска. Идёт, что вполне ожидаемо, в бар за сомнительными удовольствиями. Нет, это тоже не то. Тогда принц отправляется в городской парк к озеру, где встречает «мужских» лебедей. Самого главного из них исполнял Томас Уайтхед. Он потом явится в сцене бала в образе Незнакомца-искусителя. Искушает, правда, всех подряд… Такой поворот позволил некоторым называть балет Боурна «гейским». Что было оспорено на форуме «Коммерсанта»: где критик узрел гомоэротику?!
     Да хоть бы и гейский! Нам что, в первой, что ли… Учит же нас высшая школа отличать этику от эстетики. Если бы они танцевали! Татьяна Кузнецова в рецензии «Удар по пачкам» съязвила: «Лишь в первом ночном «вылете» у английских «лебедей» хватает сил подпрыгнуть одновременно и высоко». Это справедливо. Юноши, которые могли бы быть прекрасными танцовщиками, заколдованы злым волшебником Боурном. В массивных штанах из перьев, тяжеловесные, слишком телесные, обливаясь потом, «лебеди» трудились, как атлеты. Принц вообще начал танцевать только во втором акте. До этого просыпался, одевался, теребил игрушечного лебедя, маршировал, флиртовал, обижался на маму. Какая душа? Какой дух? Однообразные прыжки (их никто не назовёт парением, зависанием) и повороты превращали танец в шоу механизмов. Тут в пору вспомнить фильм с участием Алена Делона «Танцевальная машина».
     Спектакль англичанам стоило делать драматическим. Как актёры здесь состоялись бы многие. И подружка принца, здорово сыгранная (не станцованная) Ниной Голдмен, и гости на балу, для каждого нашлась своя «краска». И знаменитый английский юмор, по счастью, радовал.
     Сальвадор Дали писал, что художника по фамилии Кандинский он не знает. Погорячился, конечно. Теперь нам можно не знать балетмейстера по фамилии Боурн. Знаем Леонида Лавровского, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского…

Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования