Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 15.06.2007

ЗА РЮМКОЙ КРАСНОГО ВИНА

     
     К 75-летию Олега Михайлова
     
     На самом краю лесной части Переделкина стоит за забором одноэтажная дача, в которой более десяти лет обитает Олег Михайлов. Если войти в этот дом, то можно лицезреть уютное, комфортабельнее жилище обеспеченного, процветающего литератора – хорошая мебель, красивая люстра с подвесками, чей-то старинный портрет в золочёной раме и большой также старинный бюст Суворова на подставке. И последнее не случайно. Суворов является как бы лейтмотивом всей долгой жизни в литературе Олега Михайлова – именно с исторического романа о великом полководце, собственно, по-настоящему «взлетела» его литературная карьера. Книга о Суворове, впервые вышедшая в 70-х годах, – это поистине «звёздный час» Олега Михайлова. За «Суворовым» потом, в разные годы последовали исторические беллетризованные биографии Кутузова, Ермолова, генерала Гурко, а затем Державина, императора Александра III (если говорить больше об исторической линии в творчестве писателя), но известность и положение к нему пришли именно после «Суворова».
     Интерес к военной истории для Михайлова вполне закономерен – он окончил после войны Суворовское училище в Курске, служил семь лет офицером, отсюда у него и такой пиетет к имени Суворова. Историческая беллетристика Михайлову удаётся, несомненно, хорошо – исключительно глубокое знание материалов, умение их выигрышно использовать и претворять в беллетризованную форму, лёгкое, изящное перо, проявляющееся в мастерстве описаний, деталей и диалогов, благодаря чему исторические персонажи, изображённые им, становятся живыми и убедительными.
     То же самое возможно сказать и о написанных Михайловым биографиях И.А. Бунина и А.И. Куприна, где добротное, вполне культурное литературоведение, опора на материалы, среди которых постоянно фигурируют новые, идёт рука об руку с беллетристическим даром автора.
     Что касается чистой прозы, преимущественно автобиографического характера, которой столь же давно занимается Михайлов, – небольшие рассказы, роман «Час разлуки» (немного скучновато) и, главным образом, появившаяся в последний год истекшего века «Пляска на помойке», – то она всё же, следует признать, не вполне удаётся ему. Так, в последнем своём романе, повествующем о страшном одиночестве героя, о его глубоко, трагически несчастливой личной, семейной жизни, автору не удалось избежать некоторых атрибутов бульварной, рассчитанной на не шибко требовательных читателей, даже коммерческой литературы, создают кричащий диссонанс по отношению к представленной в романе по-настоящему трагической, вызывающей щемящее чувство личной драме. Однако читать эту книгу всё же интересно, тем более что она наполнена колоритными реалиями современной, во многом уродливой жизни, когда всё перевернулось, но ещё не «укладается».
     Подчеркну: Михайлов – это с головы до ног литературный человек с исключительно цепкой памятью, в то же время абсолютно светский, за рюмкой красного вина блещущий всегдашним каскадом метких и остроумных суждений, оценок, воспоминаний о давно прошеших временах и людях.
     «Симфония!» – одно из любимых его восклицаний, которое он произносит, когда что-то его приводит в восторг. С ним истинное наслаждение говорить о классической музыке, которую он великолепно знает, обожает и чувствует, не получив никакого музыкального образования. Сразу становится видано, что это от природы музыкально одарённый челавек, с почти абсолютным слухом и прежде всего с изумительной музыкальной памятью и сильным, почти поставленным (хотя и никто не ставил ему) голосом, сделавшим бы честь профессиональному певцу, способному спеть целиком оперную арию. Иногда мне приходит в голову мысль, что если Михаилов не был бы литератором, то он мог бы стать профессиональным и очень хорошим музыкантом. Его легко представить себе за роялем, играющим сонату Бетховена, ноктюрн или полонез Шопена или же какую-нибудь чисто немецкую романтическую музыку Шумана.
     Этот почти моцартиански одарённый человек, в повседневной жизни несколько богемный, несобранный, необязательный, иногда внутренне дисгармоничный (быть может, как и многие из нас), но всегда лёгкий, весёлый, откликающийся на всё, и совершенно «памятью незлобный».

Александр РУДНЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования