Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 20.07.2007

СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ

     В минувшем июне произошли два примечательных события в культурной жизни страны, странным образом почти обойдённые достойным вниманием нашей прогрессивной прессы: вручение премий Государственных и солженицынских. В первом случае мы прежде всего увидели патриархов советского подводного судостроения – Героев Социалистического Труда С.Н. Ковалёва (дважды), которому вот-вот уже девяносто лет, И.Д. Спасского, перешагнувшего за восемьдесят, и Героя России Д.Г. Пашаева, которому за семьдесят. Что ж, старикам везде у нас почёт. Получили премии также знаменитая ленинградская певица Ольга Бородина, недавно взошедшая звезда Большого театра Светлана Захарова и труженики Госфильмофонда – Н.Бордачёв, И.Васина, В.Дмитриев.
     Каждый из награждённых заслуживает обстоятельного рассказа, и такие рассказы, надо полагать, будут, а с читателями «Литературной России» хочется в первую очередь поделиться некоторыми соображениями о литературных премиях, но среди Государственных в этом году таковых не было, поэтому обратимся к солженицынским. Но и тут я ограничу себя. Прошу читателей поверить на слово, как верят они, надо думать, справедливости наград С.Н. Ковалёва, Ольги Бородиной или Светланы Захаровой, что и филологические работы С.Г. Бочарова и А.А. Зализняка удостоены премии заслуженно. А пообстоятельней выскажусь я только о том, как почтили солженицынских лауреатов члены жюри. Ведь их речам при вручении премии не кто-нибудь, а сама «Литературная газета» в № 25 отвела целую полосу под аршинной «шапкой» «Похвала филологии» и с большими портретами почему-то хохочущего товарища Зализняка и отчего-то печального товарища Бочарова. И это после того, как в предыдущем номере тоже уделила полосу для речей самих лауреатов под той же «шапкой» и тоже с портретами лауреатов. Да ещё и объявлено всё это «Торжеством высокой филологии».
     Думаю, что даже взгляд только на речи членов жюри – а они самые активные! – в известной мере даст представление и о жюри в целом и о некоторых особенностях самой премии. Уж очень всё характерно тут.
     Кто же эти члены жюри, эти Аристотели и Демосфены? О, фигуры известные! Валентин Непомнящий – большой специалист по Пушкину, даже председатель Всероссийской Пушкинской комиссии, лауреат Государственной премии, и Людмила Сараскина – столь же великий специалист по Достоевскому, была профессором-визитёром в трех университетах Дании да еще США и Польши, является также академиком Российской академии искусств.
     Сначала я почему-то обратился к речи Л.Сараскиной, озаглавленной ею «Литература не средство, а цель». Естественно, заголовок выражает суть статьи. И меня сразу поразило творческое бесстрашие уже далеко не молодой г-жи Сараскиной. Она же здесь не визитёр, а постоянный член жюри. Но ведь если литература, как утверждается в статье, не средство достижения какого-то результата, а сама по себе конечная цель, то мадам вступает в жестокий спор с самим учредителем премии. Для Александра-то Исаевича все его писания всегда были именно средством достижения совершенно конкретных нелитературных и внеэстетических эффектов: опорочить Октябрьскую революцию и Советскую власть, оклеветать коммунистов и историю Великой Отечественной войны, оболгать своих литературных и политических противников, изобразить себя бескорыстным великим патриотом, предстать перед читателем в образе пророка и небывалого страдальца и т.д. Право, я опасаюсь, что после такой речи фундатор премии предложит мадам Сараскиной удалиться куда подальше, как он не раз проделывал это со своими компаньонами. Что ж, за красивое бесстрашие приходится платить.
     Я стал читать статью В.Непомнящего. Как и полагается премированному пушкинисту, он начал, конечно, с цитаты из классика и восторженной похвалы ей: «Бывают странные сближения» – это крылатое бездонное слово Пушкина приходит на ум в связи с нынешним, десятым по счёту годов, решением жюри». В чем дело? Оказывается, в 1998 году премия тоже была вручена филологу – академику В.Н. Топорову. Но, во-первых, какое же тут сближение? Прошло десять лет, лауреат успел умереть вскоре после получения премии. Во-вторых, что тут «странного»? Тогда был филолог и ныне филологи.
     Читаю дальше: «Нынешнее решение жюри срифмовавшееся (?) с выбором 1998 года филолога В.Топорова, беспрецедентно сдвоившее премию ради заслуг выдающихся филологов, это решение выпало как надиктованный временем жребий, в котором непредвиденно проявились и символ, и вызов».
     Я несколько обалдел. Что такое «рифмующиеся решения»? Топорову – Бочарову. Да, рифмуется. А Зализняк? Он же остаётся без рифмы. Зализняк – Железняк это из другой оперы. А «сдвоенная премия» – это в два раза увеличенная, что ли? Не 25, а 50 тысяч американских долларов за успехи в русской филологии? А тут у Непомнящего видим ещё и «выпавшее решение», «надиктованный жребий»… Так теперь говорят все пушкинисты-лауреаты?
     А рядом и такое написано: «Никаких специально «художественных» усилий исследователь не предпринимает. Просто слово исследователя, нагруженное (!) знанием литературы. Одушевлённое почти детски непосредственной интуицией, способностью как бы связать слово писателя – и в его неповторимости, и как составляющую одного многомерного пространства – русской литературы – пластика речи, с её интонацией сосредоточенного внутреннего монолога и в то же время интонацией явной обращённости вовне, к собеседнику, с её подчас тяжеловатым и как бы нечаянным изяществом, – всё это будто от природы содержит ген художества и будто само по себе рождает не «дискурс», а прозу, чьё словесное тело – постигающий интеллект». Да, тяжеловатое изящество налицо и даже с избытком. Но где тут ген художества и гемоглобин смысла?… Ведь тут даже «постигающий интеллект» самого Пушкина ничего не постиг бы. И таким языком теперь принято говорить на празднествах филологии?..

Владимир БУШИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования