Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 03.08.2007

ЧТОБЫ КАЖДОЕ СЛОВО СО СМЫСЛОМ СРОСЛОСЬ…

     Щедра земля Псковская, подарившая нам творчество людей, на протяжении многих лет следовавших традициям отечественной литературы: Иван Васильев, Игорь Григорьев, Лев Маляков… Их имена и сейчас на слуху, их книги занимают видное место в изучении программного курса «Литература Псковского края», на вечерах их памяти не бывает свободных мест, – не это ли есть благодарность читателей?
     Что же сейчас происходит в некогда сильном и здоровом организме псковской писательской организации? Почему случилось так, что среди издаваемых новинок наших авторов появляются книги крайне низкого содержания? Содержания, которое даже комментировать не хочется, слишком уж оно бестолково и убого. А комментировать всё же надо, как надо во исцеление иссекать злокачественные места.
     

     

Рис. А. Гурского


     

      – Что же теперь, после Пушкина, вообще стихов не писать?
     – Отчего же не писать… Только ответственность большая...

     «Десятая книга стихотворений Валерия Мухина» – любезно прописано на одной из первых страниц. Однако данное уточнение, как и своеобразное забрало в виде «авторской редакции» всё-таки излишни и не вызывают священного трепета, по той простой причине, что главным остаётся содержание.
     Дружеская обстановка, присутствие родных, знакомых, доброжелательная атмосфера – что может быть лучше для презентации нового издания? Казалось бы, что ещё нужно – слова благодарности и напутствия сказаны, цветы вручены, очередной «рубикон» перейдён, не за горами следующий…
     А теперь отойдём в сторону, «стряхнём» с себя лёгкий флер первого, озвученного другими, восприятия, и прислушаемся к собственному, раскрыв книгу.
     Препарация стихов – утомительное и неблагодарное занятие, но когда читаешь строки и тут же вступаешь в конфликт несовпадения заявленной в названии темы и содержания, поневоле займёшься разбором, дабы попытаться понять и определиться с выводами.
     Первый же стих «Берёзонька» (ласки сколько в названии!), ровненько тянущийся по странице подобно стеблю, обрывается встроенными не к месту: «…И вошёл в меня здоровый дух / Новое дыхание и зренье / Обонянье чуткое и слух…» – и уже нет ни стиха, ни настроения, ни нежности. С таким вот запалом разве что правду-матку рубить, какие там сантименты!
     Ещё занимательнее представленный вниманию читателей «Красивый закат». Во-первых, закат не бывает некрасивым, это раз. Во-вторых, ждешь стиха-картины, стиха-очарования, не иначе. А получается, что: «явления природы меня на подвиги зовут»?.. Что-то не помню я таких отягчающих последствий любования натурой. У большинства людей понятие «подвига» прочно ассоциируется с гражданской позицией, при чём тут природа? – по меньшей мере, неудачное сравнение. «О эти краски, эти звуки…» – какие краски и какие звуки? – когда «день бездарно прожит»? Совсем не хочется наблюдать тот невнятный закат, после которого можно припечатать: «Неужто кто-то может спиться / Уйти от этой красоты?».
     Листаем дальше… Конечно, хорошо, что автор сборника озабочен проблемами и всемирного, и местного масштаба, о чём и пишет, но когда читаешь: «комар задолбал», «а рыбе не просто…», «Россия моя, что лежишь грустноглазой собакой» («Хозяина нету»), «Превратиться в тёплый ветер…», «Баллада о муравье» – возникает спасительное предположение: может, это какой-то новый способ самовыражения, так сказать, на грани… не то юмора, не то его подобия? Но как прикажете относиться к главе «Вечные хлопоты»: вроде бы о дачных переживаниях (кстати, тема так часта у авторов, что имеет смысл ввести специализацию – «дачная поэзия»), а вчитаешься – тут и про «страну инженеров», и про спиртохранилище, и беспокойство за Псковщину, «хозяйство которой на соплях»?.. А в цикле «Караульная служба» – забавно смешаны жанры: от триллера «В дозоре»: «И оставлю сердце на ветвях…», «алой кровью утро задымится…» до невразумительной «Втихомолкусочинялочки» – «караулим и… мечтаем», в которой кто-то «торопится по бабам». Гордое заявление «Где б ни жить – в меду или в дерьме, / А стихи писать везде я буду…» («Хмурое утро») – вообще сродни присяге, остаётся только встать по стойке «смирно».
     Очень много в стихах Валерия Мухина (и не только у него) чередования окончаний в словах, отчего ритмический рисунок сохраняется, но невольно задумываешься: может, проблема в неумении подобрать более точные слова? Примеры: «Радостной песнею…», «цветною ватой…», «солнечною метой…», «вешней красотою…».
     Не могу обойти вниманием присутствие в стихах слов и фраз, бесспорно, употребляемых в речи, но приветствовать их появление на страницах поэтического сборника нельзя никак: «какого, блин, мессии…», «молчите словно страусы, уроды…», а «большинство сегодня – быдло…» (совершенно недопустимый рифмованный опус – «Большинство – лояльно, стадно…»!).
     
     
     Немного об ассоциациях (с комментариями)
     
     Неисчерпаемы они в нашей, условно говоря, поэзии! Впору писать оды им, перманентно реанимирующим нашу фантазию! И снова обращаюсь к сборнику.
     Для начала – загадка: «Что не видано – увидеть / Что не найдено – искать / Ни мышонка не обидеть / Всех зверей переласкать…» («Превратиться в тёплый ветер…»). Бравые такие стишки. А как насчёт разности форм глаголов? – в угоду сомнительной рифме? – стоило ли? Более того, после прочтения этой строфы впору заметить, что зверюшек не надо бы трогать, они уж сами разберутся. И «с букашками в цветах» не надо играть – очень хрупкие создания, того и гляди крылышко сломаешь или усик. А «отдохнуть и… изнемочь» лучше всё-таки дома…
     «Летний дождь»: «Нещадная жара – бессилен даже вождь…»… Честное слово, не знала, что при жаре надобно взывать к сильным мира сего. Да и рифма «дождь – вождь» – из ряда вон.
     «Рожь косой косили…» – дивное уточнение, а чем же ещё её косить?! Окончание стиха вообще схоже с абракадаброй, видимо, для особо сообразительных: «Уходит он туда, где мир светлей и чище, / Сам, делая его и чище, и светлей» (пунктуация сохранена).
     «Жизнь хороша»:
     «Мелькали девочки и мальчики в трусах…» – так и хочется спросить: а в чём ещё они могли быть?.. Впрочем, куда симпатичнее следующие строчки – «Но тут сквозь боль тихонько фибрами шурша / Шепнула мне моя светилица душа…» – какие «творческие муки» ради рифм, какие образы!..
     «Сердце»«На земле и такое бывало / По зиме не поют соловьи…» – вопрос к соловьям: И часто это с ними? А летом петь не пробовали?..
     Или В.Мухин имел в виду сердечных соловьёв, которые, на милость нам, способны петь когда и где угодно? Тогда было бы нелишне тщательнее продумать начало стиха.
     «Три радуги» – певучее, симпатичное вступление, топорно загубленное автором нелепым сочетанием «смыслом – коромыслом». А под конец редчайший природный уникум и вовсе обозван «банальным явленьем». Зачем тогда было писать о нём? И с каких пор «банальные явленья» врачуют сердца… красотой?
     «О счастье»«Оно уходит не спросив / И точит ножик отовсюду» – это о нашем простом человеческом счастье – не знала, что оно столь коварно. И там же о мечте, которая, оказывается, «зловеща».
     «И куда это сон подевался?..» – с совершенно сокрушительной для слуха концовочкой: «И ответами – разум разбит / И не сплю я, которую полночь / Всё зову я кого-то на помощь// Вот и лезут глаза из орбит»… – зрелище устрашающее, мягко говоря.
     «Жизнь моя – светлое горе мое…»«Долго по свету иду нараспашку / Чувствую: что-то немного продрог…» в сочетании с рифмой «букашку – нараспашку» – побуждает воскликнуть автору: – Что же вы себя так не берёжете!
     «О любви»«Хмелею я от воздуха бесплатного…» – ?!..
     «Сначала был неповторимо-чудный сон…»«Сегодня сам я отнимаю у весны / Слова и мысли, звуки, запахи и краски…» – скромно так, ненавязчиво…
     Отдельная «благодарность» за новообразование «не по злобе» с ударением на последнем слоге, укороченное «счас», за таинственную пору: «в пору смехом подавиться», за чудо–Муравья, шедшего «дорогой Разума и Веры», за пронзительные строки: «Все беды всплывут на земле / Посмотрят в глаза человеку», за загадочную фразу: «Теперь лишь, не когда ни будь».
     
     
     Немного о лирике (почти без комментариев)
     
     Стих, гордо названный «Притча», обращённый к мужчинам, увы, не тянет даже на хлипенькую историю со смыслом и моралью, поскольку нет ни истории, ни смысла, и вообще, непонятно, зачем написан.
     «Ревность»«Не люблю, когда ты крутишь задом / Перед ним в присутствии меня» – правильно, чем же ещё крутить, когда падежи не совпадают?
     «Мне хотелось бы любить тебя всегда»«Если б мог тебя на цепь я посадить!».
     «Знать твоя всему виною красота»«…И глазёнки у тебя уже блестят…».
     Всё о нас, любимых…
     Может, лучше классику перечитать в который раз, и пусть в который раз собьётся в привычного ритма сердце, сжавшись в почти забытой радости знакомых чувств и ностальгии по ним…
     
     
     Полный Непрокий
     
     Иногда, прочитав те или иные стихи, не понимаешь, о чём, собственно, хотел сказать автор, и возникает неприятное ощущение, что ты, грубо говоря, пока не дорос до понимания. Тогда вновь и вновь вчитываешься в строки, и опять толку чуть. Вопрос к автору: о чём стихи – «В мире удивительных чудес…», «Здесь Русь», «Непрокий», «Американизировать Россию…»…? На мой взгляд, из их содержания несложно извлечь пресловутое: «вроде всё понятно, но непонятно ничего» – обыкновенные, так называемые наспех срифмованные конструкции по поводу, но ни о чём. И становится жаль, что название данной рецензии может служить пожеланием автору, но никак не констатацией факта.
     Подобные «откровения» лучше держать дома и никому не показывать, а то по простоте душевной сочтут за поэзию. Публика у нас не избалованная, – что дадут, то и скушает, ещё и спасибо скажет, и денежку даст. Негоже обманывать малосведущего, даже если он и не заметит обмана… А этот небольшой отзыв на поэтический сборник кто-нибудь непременно сочтёт за оскорбление или попытку поюродствовать. Отнюдь. Прочтите «Белую ночь», «Осень», «В ожиданье»… Мало удачных стихов, непозволительно мало для полноценного нового сборника, в предложенном варианте больше смахивающего на тот самый суррогат, хлебнув которого, силы и желания хватило бы до чистого ключа добраться («Послушай»). Но, подчёркиваю, поскольку есть неплохой материал, есть и надежда на то, что к следующим своим книгам Валерий Михайлович отнесётся более пристрастно и требовательно. И почтительно к тем, кому ещё предстоит открыть для себя стихию, имя которой ПОЭЗИЯ, к тем, для кого эта стихия станет родной.
     P.S. В последние годы содержание книг некоторых псковских писателей свидетельствует о тревожной тенденции постепенного снижения уровня взыскательности к тому, что выносится на суд читателя. Почему-то стало нормой публиковать тексты, могущие претендовать разве что на «домашнее прочтение», строго ограниченное пределами квартиры. Такое чувство, что первично не качество, а именно количество. Почему-то стало редкостью мужество спросить себя: «а, может, стоит подождать? Бог с ними – датами, юбилеями!..». Они проходят, а книги остаются, как может остаться и стыд за поспешность, выказавшую творческую несостоятельность, которая порой настолько очевидна, что и сказать в оправдание нечего!.. И обращённое к нам небрежно-снисходительное: «На кухоньку, господа писатели, на кухоньку!..» – окажется вполне заслуженным.
     
     
     Конечно же, после прочтённого выше может сложиться обманчивое впечатление, что псковская литература находится в кризисе, но это не так. Рядом с авторами с уже сложившейся творческой судьбой – Валентином Курбатовым, Александром Бологовым, Станиславом Золотцевым, Владимиром Клевцовым выросла новая смена – В.Сергеева, И.Исаев, Т.Гореликова, А.Казаков… Их голоса звучат потише, у них не так много книг и ещё меньше верных читателей, но именно в их строках – не мудрёных, но подкупающих искренностью, бережным отношением к Слову и следующих лучшим традициям отечественной литературы – наша надежда и наша сила.
     
     
     Вита ПШЕНИЧНАЯ
     г. ПСКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования