Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №49. 07.12.2007

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР

     
     Полтора прошедших в России десятилетия удивительно напоминают легендарную американскую «эру джаза» – начало XX века. Наши 1990-е годы также вошли в историю как пресловутая эпоха «первоначального накопления» с массовой нищетой и колоссальными состояниями, сделанными «из воздуха», сексуальной революцией и наркоманией, дающими телеинтервью гангстерами и отсутствием каких бы то ни было культурных правил. В больших городах мгновенно расцвела ночная жизнь. Здесь царят полностью раскованные чувства и помыслы, грубая развязность, бесшабашность и оголённая эротика. Здесь всё позволено, ибо это underworld.
     Полная свобода притягивает одних и пугает других. Нормами жизни стали непредсказуемость, риск, эксперимент. Талантливые амбициозные люди, оказавшиеся на социальном дне, стремятся не просто выжить в этом пугающем мире, но и выразить радость самой жизни, как великого чуда. Таково было самоощущение американских музыкантов «эры джаза», и нам это стало знакомо.
     В Мордовии первую попытку играть джаз сделали в начале 1960-х годов стиляги – преклонявшиеся перед Западом молодые аутсайдеры, не имевшие музыкального образования. Вторую попытку предприняли в середине 1990-х годов выпускники провинциальных консерваторий. Презирающие коммерческую музыку энтузиасты рискнули играть джаз без какого-либо вознаграждения. Опыты пианиста Александра Курина и его ансамбля были поддержаны республиканской властью, заинтригованной синтезом мордовского музыкального фольклора и современного джаза.
     С 2002 года руководство Республики Мордовия финансирует ежегодные международные фестивали «Вейсэ-джаз». Они проходят под патронажем главы Республики Мордовия Николая Меркушкина – редкий для отечественного джаза случай. Среди российских политиков высшего эшелона меломаны встречаются нечасто. Лишь Валентина Матвиенко в Петербурге и мэр Челябинска Николай Тарасов систематически поддерживают джазовые фестивали. Наш Первый фестиваль был посвящён 80-летию отечественного джаза.
     Александр Курин возложил на себя тяжкое бремя директора фестиваля. А его творческим вдохновителем стал один из самых прославленных отечественных джазменов Георгий Гаранян – народный артист России, блестящий саксофонист и руководитель популярнейших джаз-оркестров. Услышав в 1998 году на фестивале в Саратове игру саранских музыкантов, Георгий Арамович предложил творческое сотрудничество, которое стало крепнуть и приобретать всё более интересные формы. Георгий Гаранян ежегодно выступал перед саранской публикой и с удовольствием откликнулся на предложение стать художественным руководителем международного фестиваля.
     С полным правом автором джазового проекта можно считать Тамару Лыткину – советника главы Республики Мордовия. Социолог Лыткина не была ярым поклонником джаза, но, познакомившись с молодыми музыкантами Александром Куриным и Владимиром Ромашкиным, удивившись, с какой творческой страстью и полной самоотдачей они занимаются любимым делом, Тамара Владимировна решила помочь с организацией международного фестиваля, а затем и созданием большого джаз-оркестра. Удалось и то, и другое. Тамара Лыткина гордится также тем, что за несколько лет фестивалем была воспитана новая молодёжная аудитория, которая отныне будет слушать только живую, хорошую музыку. «Знаете, что такое культурный глобализм, о котором сейчас так много говорят? – спрашивает Тамара Лыткина студентов Мордовского университета. – Это когда на нашем джазовом фестивале выступает интернациональный ансамбль: американский гитарист японской национальности, московский саксофонист, эстонский басист и саранский пианист. При этом они играют так, будто тщательно репетировали своё выступление. А ведь это спонтанная игра, основанная на полном творческом взаимопонимании и дружеской поддержке. Это чистая импровизация!»
     Второй «Вейсэ-джаз» прошёл в октябре 2003 года. И в этот раз исполнялась музыка на все вкусы: фестивальная программа угодила и знатокам вечнозелёных «стандартов», и тем, кому любезны звуковые эксперименты. Слушатели были готовы услышать хорошую музыку, но были приятно поражены количеством джазовых «звёзд». Фестиваль собрал московских музыкантов Георгия Гараняна и биг-бэнд Олега Лундстрема, из США приехали гитарист Рио Кавасаки и трубач Валерий Пономарёв, экспериментальное трио Иштвана Гренчо представило Венгрию, а гитарист-виртуоз Энвер Измайлов – Крым. Саранская публика услышала интеллектуальную музыку в исполнении таллинского ансамбля Тойво Унта и беззаботные, ребячливые номера «Уральского диксиленда».
     Третий «Вейсэ-джаз» почти совпал с тремя джазовыми юбилеями, отмечавшимися летом 2004 года. Выдающемуся музыканту Георгию Гараняну исполнилось 70 лет, столько же легендарному оркестру Олега Лундстрема, а блистательному скрипачу Давиду Голощёкину 60 лет. Вклад этих музыкантов в современную культуру трудно переоценить. Нам было особенно приятно, что юбиляры встретились в Саранске.
     В общем, джазовый фестиваль ворвался в Саранск столичным ритмом жизни. За шесть лет сложились традиции «Вейсэ-джаза». Во-первых, в Саранске выступают музыканты самых разных стилей и поколений. Для того чтобы показать громадный диапазон современной музыки, организаторами фестиваля были сняты все художественные ограничения. Для любителей ностальгической музыки играет «старый, добрый джаз». В великолепном исполнении звучат произведения, ставшие мировой классикой. Молодые музыканты, мыслящие оригинально и дерзко, знакомят слушателей со своими экспериментами. Во-вторых, традиционным стало выступление джазменов из финно-угорских стран, которые привносят на эстраду сочный колорит самобытной этнической музыки мордвы, удмуртов, эстонцев, венгров, финнов, а также знакомят с новейшими европейскими тенденциями в современной музыке. В-третьих, в отличие от многих международных фестивалей, «Вейсэ-джаз» имеет возможность пригласить не одну музыкальную «звезду», а целую плеяду всемирно известных исполнителей.
     Сравнение молодого фестиваля с соседями оказалось не в их пользу. Ближайший к Саранску джазовый фестиваль ежегодно проходит в Нижнем Новгороде. Здесь работают интересные инструменталисты и вокалисты, приезжают зарубежные исполнители, но фестивали, как правило, устраиваются однодневные. Нижегородский музыковед Наталья Федотова отмечает, что за последние двадцать лет количество слушателей на джазовых концертах неуклонно снижается, даже если выступают американские музыканты.
     Фестиваль «Вейсэ-джаз» занял достойное место среди десятков отечественных джазовых фестивалей. В чём его особенности? Цель столичных фестивалей – утверждение музыкальной моды на очередной сезон, открытие новых имен и получение прибыли. Высокооплачиваемые «супер-звезды», как правило, приезжают с сольными концертами, игнорируя и столичные фестивали, и провинцию. В оторванном от культурных центров Саранске ежегодный трёхдневный малобюджетный фестиваль стал мостом, соединяющим не только регионы России, но и далекие страны. Фестиваль стал форумом, укрепляющим взаимопонимание народов разных континентов. То что «Вейсэ-джаз» объединил свободных людей на основе общих ценностей, не было пустыми словами.
     Своими впечатлениями делится неизменный ведущий саранского фестиваля, известный питерский музыковед Владимир Фейертаг.
     – Джаз ассоциируется с понятием свободы, – говорит автор двух джазовых энциклопедий. – Джаз освобождает личность от догм. Есть заповеди, которые нельзя нарушать, и законы, которые надо соблюдать. Но внутри общества существует огромное море свободы, которую человек может себе позволить. И я думаю, что джаз – этот тот способ свободного музыкального самовыражения, которого в другой музыке нет, разве что в фольклоре. Но фольклор имеет другие особенности. Он не рассчитан на включение музыкантов других национальностей, он замкнут. А джаз интернационален.
     Сегодня у нас всё так непредсказуемо, но саранский фестиваль – это самое постоянное, раз и навсегда установленное событие в российском джазе. Мне хотелось бы пожелать Саранску, чтобы здесь появился полноценный джаз-клуб. Он поддержал бы местных музыкантов, особенно молодых, например, студентов Саранского музыкального училища. Мне понравилось, что фестиваль не построен по избитому принципу, когда в рядовые дни выступают второразрядные музыканты, а звёзды собираются на гала-концерт. Каждый концерт чем-то интересен. Я рад, что фестиваль не награждает участников призами, как в прошлые времена. Ведь самое главное на таком фестивале – это дух товарищества. Этот дух корпоративности фестиваль унаследовал из советских времён, ибо тогда джаз требовал, чтобы музыканты держались друг за друга, иначе их раздавила бы советская власть.
     Если интеллигентный человек живет в маленьком Саранске, он не должен чувствовать себя в «захолустье». Я думаю, что «захолустья», как такового, нет, мы сами создаём это понятие. Мы создаём свой микромир. В конце концов, мы идём к тому, чтобы жить как в Западной Европе, чтобы не было разницы между провинцией и столицей, городом и деревней. Чтобы у человека была возможность быть свободным, независимо от того, где он живёт.
     А вот мнение о джазе, современной культуре и провинции другого известного джазового критика, московского историка Алексея Баташева.
     – Я считаю, что джаз – это искусство, которое принципиально выделяется из семейства других искусств. Внешне он похож на обычную музыку. Но обычная музыка, как и большинство других искусств, является предметом авторского творчества. Я беру на себя смелость утверждать, что джаз – музыка не авторская, а партнёрская. Что это феномен, прежде всего, игровой, а не артефактный. Игра – вот то существо, в котором находится содержание джаза. Игра, диалог или триалог между партнёрами. Конечно, и в джазе могут быть элементы аранжировки, драматургии, что важно для концертного жанра или звукозаписи. Но чисто джазовая форма, такая как джемсэшн, – это игра, которая неизвестно когда начинается, и неизвестно когда кончается. В этой игре наиболее интересна реакция партнёров на те или иные инициативы. В джазе постоянно идёт ролевая игра, где есть лидер и его противник, где есть основа, которая не меняется от момента к моменту, или же меняется заранее определённым путём. Это жёсткая структура существует во всех музыкальных игровых формах, в частности, бытующих в фольклоре, или, допустим, в отдельных видах профессиональных искусств Востока, Азии, Африки. Вообще, народное музыкальное искусство, оно прежде всего игровое. Джаз в этом отношении является чём-то подобным фольклору, который, как я часто пишу, живёт в большой деревне, называемой земной шар, наша планета, всечеловечество. Это частный случай, что искусство под названием «джаз» родилось и сделалось профессиональным в Америке, где удивительный полиэтнический «котёл», плавильный или бурлящий, взаимодействующий. Где противостояние рас, национальностей, культурных, просто бытовых традиций приводит, по преимуществу, не к межнациональным столкновениям, а к созданию надэтнического, трансэтнического искусства. Это потрясающий пример и вызов для человечества в XX и тем более в XXI веке. Там, где сегодня горячие точки планеты, могла бы быть потрясающая музыка, где соединялись бы Восток и Запад, Север и Юг. Мы всё стреляем и стреляем, а давно уже пора встать в кружок да спеть джаз.
     Что касается провинции, то она существует лишь в голове. На самом деле: какая провинция при наличии интернета, возможности поговорить по телефону с любой точкой земли, получать любой журнал, любую информацию? Единственно, чего, конечно, не хватает многим небольшим городам, – это то, что они не могут вживую послушать корифея. Но и большинство жителей Нью-Йорка тоже не имеет возможности послушать таких людей. Потому что это событие, за которое нужно заплатить большие деньги, достать билет, найти время посмотреть. Люди, которые живут в Москве, не так часто ходят в Большой театр, как те, кто в Москву приезжает. Это тоже известный факт. Всё зависит не от того места, где ты живёшь, а оттого, что ты хочешь сделать со своей жизнью.
     Хочется присоединиться к мнению двух уважаемых музыковедов, поддержавших начинание саранских джазменов, и пожелать фестивалю «Вейсэ-джаз» стать неискоренимой культурной традицией столицы Республики Мордовия.
     

Виктор МАХАЕВ г. САРАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования