Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 18.01.2008

ИСКУССТВО ЛЕЗТЬ В ОКНО

     Генри Филдинг в своей «Истории Тома Джонса, найдёныша» писал: «…критики различного склада склонны впадать в самые противоположные крайности», оговорившись, что критиками называет вообще читателей. Правда, стал бы он слушать всех и каждого – вопрос открытый. Всеволод Мейерхольд радовался, когда на его творчество были полярные оценки, считав, что именно такой спектакль действительно чего-то стоит. А если все «за» или все «против», значит, что-то не так.
     Впрочем, некоторых деятелей искусства смущает, когда с их трактовкой пьесы или книгой не соглашаются. Так, прочитав в журнале «Театр» рецензию Глеба Ситковского на спектакль «Современника» «Три сестры», была очень удивлена. Оказывается, «врагов» в театр попросту не пускают. Цитирую Ситковского: «Враждебность к любой критике дошла в Современнике до того, что некоторых моих коллег насильно выводили из зала… Судя по всему, Современник окончательно принял на вооружение идею «чучхе», подразумевающую опору лишь на собственные силы».
     Алиса Ганиева назвала литературную критику (театральная критика тоже рядом) не судом, а искусством. Согласна. Но творить в стол и работать на вечность критику бессмысленно. Критик нужен здесь и сейчас. Может, не нужен Галине Волчек, но нужен зрителю-читателю. Поэтому критик отчасти и журналист. Если журналисту советуют лезть в окно, если его не пускают в дверь, то критику об этом тоже помнить не худо. В идеале критика-врага должны посадить в самый первый ряд. И это не будет означать, что его прикормили.
     Недавно по каналу «Культура» показывали передачу, посвящённую юбилею одного мэтра российского театра и кино. Скажу сразу, спектакли его очень люблю и некоторыми местами готова восхищаться бесконечно. Но от одного критика узнала, что когда-то этот мэтр, потрясая газетой, ругался на разборе его спектакля на этого самого критика. И знаете за что? За то, что похвалил его, мэтра, в неподобающем тоне! И тут в этой передаче Виктор Сухоруков говорит, мол, мэтр наш – уже легенда и критиковать его неприлично. Ну да, критиковать можно Чехова и Булгакова, называя «Мастера и Маргариту» просто хорошей беллетристикой, а мэтров современных нельзя. Нет ли здесь парадокса?! «Мы не врачи, мы – боль», – ещё одна цитата, от Герцена. Получается, что писатель, художник или режиссёр делают нам больно, цепляют нас за живое, заставляют рефлексировать, а говорить об этом не моги.
     Впрочем, работа критика похожа на роды. Рожать надо, а орать нельзя. Чтобы не перекрыть кислород ребёнку (своей гениальной статье) и не делать больно ни ему, ни себе. Кстати, акушеры, как и люди творческие, тоже не любят, когда орут.
     

Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования