Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 29.02.2008

ПРЕДЧУВСТВИЕ ДОЖДЯ

     Название для этих заметок я взял из стихотворения Геннадия Калашникова – «Но всё ж важнее для меня не дождь – предчувствие дождя». Мне кажется, в этих двух словах таится ключ ко всему сборнику, который называется «Звукоряд». Будь моя воля, я бы так и назвал сборник – «Предчувствие дождя», но желание автора священно.
     Берусь утверждать, что Геннадий Калашников – поэт того особого склада, который ныне встречается чрезвычайно редко. Как-то принято стало последнее время приветствовать наступательную поэзию, уверенную в своей правоте, готовую, как говорится, «ногу в стремя и шашку вон». Автора «Звукоряда» не отнесёшь к юным дарованиям, это сложившийся поэт со своей системой ценностей – нравственной, художественной, социальной. Если попытаться одним словом определить тональность сборника, то я бы выбрал слово «трепетность». Причём трепетность осознанная, мужественная, выбранная, за которой встревоженное отношение к собственному состоянию, к ветру, дождю, пространству. («И мы пронизаны недвижными лучами, и никогда не повторимся вновь. Пространство, словно бочку обручами, окольцевали время и любовь».)
     Кстати, о любви. Нет в сборнике стихов о любви в том смысле, в котором мы привыкли это понимать. Нет обращений к любимой, нет объяснений и причитаний, нет воспеваний чьих бы то ни было достоинств. Сказано – не произноси имя святое всуе, и Калашников твёрдо следует этому древнему совету. Хотя я всё-таки нашёл строки, которые можно отнести к любовной лирике: «Очертания сердца – твои ладони, жильё моим глазам бездомным».
     И ещё... «Заговори вполголоса. Негромкими словами раздвинь пространство, сдавленное тьмою, чтоб руку протянуть. И тишина отступит и остановится чуть дальше от тебя. Твоё лицо во тьме другое, чем на свету... наверно, и моё... У всех, наверно, так... Свой мир приносит ночь. Мы в нём совсем другие, и страшно не узнать и потерять друг друга».
     Вначале я понял и принял боязнь поэта открыто и публично говорить о главном даже в ночных своих стихах. Но потом понял свою ошибку – эта книга переполнена любовью. Здесь много осени, ветра, пространства, много тихой печали по поводу увиденного, осознанного, понятого. («И никогда не повторимся вновь», «Там тополя голая ветка намокла и вот незаметно срослась со стихом», «На горизонте леса словно жалобы – так же случайны и так же невнятны», «Опять о деревьях, опять... О, памяти сладкие муки. Берёзы пресветлая прядь, осины дрожащие руки».)
     О стихах Геннадия Калашникова хочется сказать – непридуманные, не заданные, они как бы выскользнувшие невзначай из сознания автора, а то и из подсознания. Ведь привыкли мы, привыкли читать стихи, посвящённые датам, событиям, временам года, странам, проблемам, здесь же нечто совершенно другое – то, что можно назвать словом «накатило». И нет сил, невозможно избавиться от этого состояния, пока не напишешь, не выплеснешься, не докопаешься до собственных своих глубин, пока не поймёшь, что же с тобой происходит этой шумной дождливой ночью, когда не спится, когда пространство наполнено ветром и вспышками ветвистых молний, а перед глазами лица «давно позабытые»...
     Такие вот слова напрашиваются, когда читаешь книгу стихов Геннадия Калашникова.

Виктор ПРОНИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования