Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 27.06.2008

КАК СПАСТИСЬ

     Сергей Козлов
     23 июня в столичном Доме кино состоялась премьера фильма «Наследники», снятого по повести «Мальчик без шпаги» югорского писателя, постоянного автора «Литературной России» Сергея Козлова.
     Экранизация литературного произведения сегодня – не такое уж частое явление: продюсеры и режиссёры, как правило, предпочитают работать с заказанными сценариями, в которых места литературе не остаётся. Ещё реже можно увидеть фильм, снятый по прозе современного автора о современной жизни. Поэтому премьеру «Наследников» я ожидал и с интересом, и с тревогой, боясь очередной неудачи, что так часты в нашем кинематографе последних двух десятилетий.
     «Мальчик без шпаги», на мой взгляд, не самая лучшая повесть Сергея Козлова, но мне понятно, почему режиссёр Константин Одегов, сам родом из Сибири, выбрал именно её. В повести есть чёткий и достаточно реалистический сюжет (что для Сергея Козлова, почти фантаста, редкость), есть колоритные картины сегодняшней жизни сибирского Севера, есть очень привлекательные для кино герои...
     В этой статье я попытаюсь рассказать о фильме, но, думаю, отсылок к первоисточнику, то есть к повести, не избежать.
     Большой посёлок, где остановилось время. Порой кажется, что на дворе не середина 2000-х, а начало 70-х: у пятнадцатилетних ребят причёски их отцов, они поют под гитару песни, модные в то время, живут в двух-этажных, обитых вагонкой бараках, которые ставили в эпоху освоения нефте- и газоносных районов Западной Сибири (да, впрочем, таких бараков по всей Сибири сотни тысяч, а посёлков таких – сотни и сотни). На фасаде школы выложена из кирпича дата – «1972», по улицам ездят вездеходы, люди спешат в завалюшку с вывеской «Магазин смешанных товаров», которому тоже, вероятней всего, тридцать с лишним лет...
     Вроде бы во всём видны следы романтики, но романтика эта со временем превратилась в безысходность, повсюду неуют, временность, неустроенность. Ведь в романтике жить долго невозможно, и люди разбавляют безысходность водкой, но в то же время погружаются в неё ещё больше.
     На экране мы не видим красот природы – лишь долгая, серая северная зима, чахлая предтундровая тайга, грязноватый снег, хилые домишки-деревяшки. По улице бродит медведь – живая метафора, которую озвучивает один из персонажей: «Человека реже встретишь, чем дикого зверя». (Правда, в определённый момент медведя в кадре уже слишком много, он становится чуть ли не центральной фигурой, что, конечно, восприятию фильма вредит.) Многие жители посёлка изнывают от безделья, дерутся, сумасбродничают, пьют.
     Родители главного героя Тимофея (его роль исполняет московский школьник Павел Юрченко) тоже постепенно опускаются. Это красивые, крепкие, ещё совсем нестарые люди. Отец (Денис Каратаев) работает на буровой, мать (Екатерина Редникова) содержит дом, но будущего в своей жизни они не видят. Их жизнь замерла в том романтическом прошлом, которое теперь, спустя годы, стало прозябанием. Отец, приезжая с вахты, расслабляется при помощи водки, втягивает в это жену. Тимофей, мальчик лет тринадцати, тоже не видит просвета в будущем, ему нет смысла ходить в школу; он ездит в город и продаёт рыбу местной торговке. Часть денег откладывает, часть тратит на продукты, так как мать всё чаще забывает приготовить еду, лежит на кровати в пьяном забытьи. Константин Одегов
     Во время одной из поездок Тимофей знакомится с Михаилом (Александр Голубков), взрослым парнем, который предлагает Тимофею толкать останавливающимся на пятачке у кафе, заправки, рынка сотовые телефоны, видеокамеры, магнитолы. Вещи явно краденые (Михаилу они достаются от наркоманов); но прибыль торговля приносит солидную, и Тимофей соглашается.
     Михаил – человек неплохой, он понимает, что поступает неправильно, но другой возможности заработать не находит. Он из породы крепких, смелых парней, которые не хотят становиться бандитами (хотя Михаил сидел – за драку), но знают, что для того, чтобы выжить, нужно быть сильным, не гнуться; а жизнь ломает таких в первую очередь. Ломает она в фильме и Михаила... На мой взгляд, актёр Александр Голубков справился со своей задачей отлично, роль Михаила – одна из самых ярких в «Наследниках».
     ...Однажды среди прочих вещей на продажу Михаил даёт Тимофею старинную пуговицу с двуглавым орлом. Он предполагает, что пуговица вполне могла принадлежать царю Николаю Второму или его сыну и наследнику Алексею. Цены ей Михаил не знает, велит Тимофею показывать её «очкарикам» – может быть, кто-то из них, собирающий антиквариат, пуговицу купит.
     С появлением у Тимофея этой пуговицы в жизни его семьи начинаются постепенные перемены к лучшему.
     Родители пытаются выйти из запоя, в школе Тимофей находит поддержку у директора, батюшка даёт книгу о царской семье, и Тимофей в полусне видит наследника Алексея... В повести Сергея Козлова пуговица определённо обладает некими мистическими свойствами, в фильме же она становится поводом для того, чтобы Тимофей и его родители начали подъём из ямы беспросветного существования.
     В своей прозе Сергей Козлов старается создать героев, способных побороть зло, идущих против течения. Часто это приводит к искусственности, натяжкам. Кадр из фильмаВ «Наследниках» таких борцов мы не видим, хотя чувствуется, что в людях присутствует инстинкт самосохранения и сбережения себе подобных. Среди пьянства, отупения, праздности, сытого равнодушия есть те, кто старается не спиться, не отупеть, не стать равнодушным. Это и директор школы, и чиновник поселковой администрации, роль которого отлично сыграл Леонид Куравлёв, Михаил, торговка рыбой, водитель «КамАЗа», который подбрасывает Тимофея в город, одноклассник Тимофея, увлекающийся историей родного края. Но это не борцы. Недаром директор школы, не в силах сопротивляться новым, разрушающим систему образования программам, решает уволиться, да и вообще фильм завершается отнюдь не хэппи-эндом – Тимофей попадает под машину, врачи борются за его жизнь. Будем надеяться, они победят смерть.
     Перед началом показа Константин Одегов с горечью сказал, что фильмы его не доходят до зрителя. К сожалению, и «Наследники», скорее всего, не появятся в широком прокате – нет в фильме перестрелок, чемоданов с героином и долларами, стриптиза, взрывающихся иномарок. Но есть то, чем дорог нам наш отечественный кинематограф, – достоверным рассказом о том, как живут и чем выживают простые люди, люди, которых в России миллионы.

Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования