Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 05.09.2008

ДИАГНОЗ ПЕПЕЛИЩА

     Прозу Людмилы Петрушевской чаще всего воспринимают как занятные, весёлые и страшноватые гротески. В новой книге этой яркой представительницы «другой литературы» больше реализма.
     Герои у писательницы как будто те же: непроходимые фантазёры и фантастические обыватели, причудливые мизантропы и мистические алкоголики, вздорные бабушки и их горемычные чада. Но в решающий момент исход дела решают вполне естественные, земные обстоятельства. Как это происходит в первом же рассказе книги «Чёрная бабочка». Это крылатое насекомое внушает шамански настроенной героине, что её исчезнувший сын мёртв. А он просто отключил мобильник. В следующем рассказе «Порыв» вполне прозаическим знаком любви становится заурядная «дополнительная кнопочка» дверного замка. История нечаянно-наглого отъёма мужа у своей подруги Сони, поведанная в замечательном рассказе «Продлись, мгновенье», – пример ещё более органического сплава авторской иронии и жуткой обыденности. Адекватен и вывод Л.Петрушевской, являющей победительницу Сони «аллегорией покоя на будущем пепелище» новой семьи. Таков уж этот реализм, твердящий о неизбежности худшего.
     Этот диагноз «пепелища» поставлен в первую очередь «петрушевским» женщинам. И, прежде всего, семейным. Мать и дочь, в судьбе которых совсем не смешно переплелись балет и психбольница (рассказ «Круги по воде»). Мать с отчимом, которые допилили-таки свою американскую дочь и падчерицу до сумасшествия («Пляски смерти»). Мать и сын, превратившийся благодаря маме из покладистого мальчика с «симпатичной круглой мордашкой» в такого же покладистого вора («Сынок»). Женщина у Петрушевской всегда, даже в семье, трагически одинока, но и трагикомически непобедима. Она бьётся с судьбой и с собой до конца. Убивают ли её алкоголизм и пороки мужа («Жена игрока») или обман жильцов-кавказцев, охочих до чужой квартиры («Кукла»). В подлинный гимн таким вольным или невольным страдалицам выливается рассказ «Осталась там», героиня которого «в день, когда ушла», переместилась на картину в Русском музее. Там она, как в сказке, – «в лодке, молодая и прекрасная, в светлом платье, с распущенными волосами и огромными очами» и со сказочным именем Рена.
     В «Сказках» (раздел книги) самой Л.Петрушевской таких «музейных» девушек почти не видно. В героинях там ходят «клоун Ариша», «совершенно лысая, как новобранец» («Мальчик Новый год»), старуха-мегера, издевающаяся над своими же дочерью и внучкой («Строгая бабушка»), чопорная пессимистка Оксана, чудесно преобразить которую смог только «принц» Миша из Полтавы («Как Пенелопа»). И уже ни девушек, ни юношей, ни просто живых людей – только реплики даны читателю в «Диалогах». Их названия говорят сами за себя: «Боб, Ок», «Остров Арарат», «Клиника ПЗ». Иначе как клиническим случаем не назовёшь пьесу-бурлеск «Газбу» о жизни «пациентов» брачных агентств. Идеологию этого гомерического произведения ясно представляет облик двух (и единственных) его персонажей. Коля – фантом прежде всего технический, от вставного глаза до искусственной ноги с четырнадцатью пальцами. Маша – сама любовь, которую она всё же пробуждает в этом роботе из агентства: «Собирали сюда (на свидание) целым учреждением», – признаётся эта звезда «Газбу».
     Читателю здесь, однако, не хватает голоса Петрушевской-прозаика. Её неповторимого стиля, который кажется такой же конструкцией, чудесно оживляемой внезапно уместным словом или выражением. Как пишет сама автор, «всё зависит от освещения» описываемой жизни: «Мы видим одно, а потом понимаем, что не видим ничего совершенно». И «часто всё построено по-иному, даже и не так, как нам было объяснено». В этом искусстве «подсветки» жизни и состоит новый реализм автора «Чёрной бабочки».
     
     
     Владимир ЯРАНЦЕВ


Л. Петрушевская. Чёрная бабочка: рассказы, диалоги, пьесы, сказки. – СПб.: ТИД Амфора, 2008.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования