Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 03.10.2008

В ОДИНОЧКУ СИСТЕМУ НЕ ПРОШИБИТЬ

     Композитор Георгий Свиридов читает нашу газету
     В конце марта мы, готовясь к юбилею газеты, связались с главным редактором «Известий» Владимиром Мамонтовым. Вопрос был один: интересен ли общенациональной ежедневной газете наш праздник. В ответ нам предложили написать проблемную статью. Что мы и сделали. А дальше начались непонятные игры. Мы даже не хотим вдаваться в подробности, кто кого куда послал, кто и что потерял и кто боится вызвать у своего шефа отрицательные эмоции . Зачем нам влезать в чужую редакционную кухню? Раз общенациональная газета решила замолчать проблемы литературной периодики, значит, кому-то это выгодно. Вопрос только: кому?
     Между тем ситуация с «толстыми» журналами и культурно-просветительскими газетами обостряется день ото дня. И мы к ней ещё вернёмся в следующих номерах. А сейчас перепечатываем текст, переданный В.К. Мамонтову ровно шесть месяцев назад. В этом тексте практически ничего не устарело. Он по-прежнему, на наш взгляд, актуален.

     
     Не секрет, что большинство литературно-художественных изданий как в Москве, так и в регионах находятся на грани исчезновения. Уже прекратил своё существование критико-библиографический ежемесячник «Дет-ская литература». В Орле скончался «толстяк» по имени «Бежин луг». А в Ростове к запредельно низкому ти-ражу (всего 350 экземпляров) скатился один из старейших в России журнал «Дон», который раньше печатал Михаила Шолохова, Анатолия Калинина, Бориса Можаева, других хороших ро-манистов.
     Проще всего винить в случившемся положении младореформаторов. Но ведь в случившемся в не меньшей степени виноваты и многие литературные генералы.
     Что, никто из писательского руководства не видел, куда, в какую пропасть в начале 1990-х годов скатыва-лись тогда ещё подведомственные им издания? Даже в ту пору многие сочинители понимали, что пора оста-новить цеховые разборки, иначе сметены будут и «левые» и «правые». Но литфункционеры личные амбиции поставили выше общеписательских интересов.
     Сколько раз в 1992 году я пытался уговорить главного редактора журнала «Наш современник» Стани-слава Куняева, тогдашнего руководителя еженедельника «Литературная Россия» Эрнста Сафоно-ва и создателя газеты «День» Александра Проханова сесть за один стол с руководством «Ли-тературной газеты». Я объяснял, что у нас осталось одно на всех общее издательство, ещё в 1990 году пере-именованное в издательско-производственное объединение писателей. Значит, четвёрка главных руководи-телей вправе образовать некий совет директоров, который сможет направлять деятельность гендиректора издательства и осуществлять контроль за тем, как все четыре издания снабжаются бумагой, печатаются в типографии и распространяются. Но первым от моей затеи сразу отказался Проханов. Он сказал, что у него нет времени погружаться в производственные проблемы, ему легче оплачивать все выставляемые издатель-ством счета. Куняев предпочёл на несколько месяцев отправиться крепить дружбу с нашими соотечествен-никами в Австралию. Не хватило воли и у Сафонова. А гендиректору издательства Анатолию Головчан-скому только это и надо было. Он постепенно вытеснил из издательства все редакции. Были проданы принадлежавшие писательскому издательству крупная автобаза, детский садик, десятки дач в Переделкине. Кто погрел на этих процессах руки, остаётся только догадываться. Безвозмездно в издательстве уничтожили разве что уникальную библиотеку, в фондах которой хранились все, начиная с 1920 года, газеты и «толстые» журналы, а также все изданные в стране с 1929 года художественные произведения. И теперь тот же Куняев в свои 75 лет вместо того, чтобы сосредоточиться на творческих задачах, вынужден самолично следить за со-стоянием канализации, организовывать для своих сотрудников водоснабжение и менять трубы.
     Подчеркну: у разбитого корыта в годы реформ оказались не только почвенники. Свою прописку за годы ре-форм вынуждены были поменять журналы «Юность» и «Знамя». А сколько раз пытались выселить с насижен-ного места редакцию «Дружбы народов»?
     Но что теперь плакать по утраченному. Надо жить дальше. А как?
     Нынешние руководители большинства литературно-художественных изданий уповают сейчас только на го-сударственную поддержку да ещё на подписку. А в итоге многие из них превратились в иждивенцев.
     Ну как можно надеяться на одну подписку? У нас в стране сейчас всё делается для того, чтобы этот инсти-тут окончательно умер. С одной стороны, почтовики постоянно в разы накручивают свою долю в подписной цене. Причём никто не может понять, как формируется эта доля. Ведь издатели сегодня сами оплачивают экспедирование газет. Получается, что донести газету от отделения связи до конкретного почтового ящика стоит больше, чем затраты на бумагу, печать и экспедирование этой газеты. А с другой стороны, те же почто-вики во многих регионах всеми правдами и неправдами саботируют подписную кампанию. В Подмосковье, к примеру, в ряде районов отделения связи категорически отказываются оформлять подписку. Аргумент: у них некому разносить газеты, на пять тысяч никто к ним работать не идёт. Не верите? Обратитесь к помощнику главкома внутренних войск полковнику Панченкову. Он вам расскажет, как его бортанули связисты в подмосковном городе Пушкино.
     Раз не получается собрать приличную индивидуальную подписку, часть издателей надеется на то, что им поможет государство. И оно в лице Федерального агентства по культуре действительно помогает, но только почему-то очень узкому кругу. А как попасть в число избранных счастливчиков, никто не знает. Я, к примеру, третий год пытаюсь пробиться к Михаилу Швыдкому. Поначалу нашей газете месяцами вообще никто не отвечал. Будто нас и нет на этом свете. Но и мы не отступали от своего. Устав от наших писем, Агентство предложило поучаствовать в Федеральной программе. Мы внимательно изучили сайт Агентства в Интернете, но так и не поняли, как правильно оформить заявку на участие в Федеральной программе, поэто-му попросили Швыдкого, чтобы кто-то из его сотрудников официально проконсультировал нас по данному во-просу. И как вы думаете, что нам ответили? В жизни не догадаетесь. Мол, данный вопрос не в компетенции Агентства. Интересно, с каких пор вопросы развития литературы перестали входить в компетенцию ведомст-ва Швыдкого?
     Понятно, что будущее большинства печатных изданий теперь во многом определяет розница. Однако лите-ратурно-художественные издания на розничном рынке практически не представлены. Сегодня в киосках нет ни «толстых» журналов, ни «Роман-газеты», ни еженедельника «Книжное обозрение». Мы можем как угодно часто проводить Год чтения, но вряд ли народ станет больше читать, если он везде и всюду будет видеть в ос-новном один глянец.
     Кто же поставил шлагбаум перед литературными изданиями в рознице? Наши доморощенные бизнесме-ны.
     Теперь за всё надо платить. Сначала с издателей требуют огромные деньги уже за сам факт вхождения в торговые сети. Причём кто-то ограничивается разовым сбором, а кто-то настаивает на том, что издатель должен данную услугу оплачивать ежемесячно в течение двух-трёх лет. У нас был, к примеру, случай в Моск-ве с Западным агентством «Роспечати». Через их сеть мы еженедельно продавали до ста экземпляров газе-ты. Но после смены акционеров новые руководители агентства сказали, что если мы хотим продолжать и дальше распространять через них наше издание, то должны начать платить деньги за пользование их сетью. Вот такой теперь бизнес.
     Дальше – больше. Раньше мы со многими сетями работали на условиях реализации товара. То есть мы еженедельно поставляли энное количество экземпляров газеты, а деньги получали раз в месяц только за проданный товар. Те экземпляры, которые не расходились, списывались в макулатуру и соответственно не оплачивались. Теперь некоторые сети навязывают нам другую формулу сотрудничества, согласно которой мы весь нереализованный товар обязаны у них обратно выкупать. Кто придумал это, зачем, остаётся лишь гадать.
     Теперь понятно, почему руководители «толстых» журналов не хотят заниматься розницей. Зачем, когда можно выбить у Швыдкого средства на бюджетную подписку. Так вроде бы проще.
     Я убеждён, что в одиночку прошибить сложившуюся систему невозможно. Надеяться на корпоративную поддержку пока тоже особо не приходится. Писательские союзы до сих пор не могут поделить остатки лит-фондовской собственности (бывшая литноменклатура сейчас вцепилась бульдожьей хваткой в переделкин-ские дачи, всё делая для того, чтобы приватизировать их в личную собственность), а главные редакторы ряда «толстых» журналов ещё не изжили синдром гражданской войны (шаг вправо, шаг влево для них равносилен побегу, за который можно от своих соратников получить и символическую пулю) и боятся пойти на сближе-ние. Значит, нужны какие-то другие механизмы. А какие, я не знаю. Может, кто подскажет. Хорошо бы запо-лучить сильных менеджеров, знающих, как работать с литературной периодикой. Да только где их найти?
     Ну а пока мы тем не менее продолжаем работать. В эти дни наша газета отмечает своё 50-летие. Все эти годы наше издание честно служило своей стране и народу. На страницах «ЛР» свои лучшие произведения пе-чатали Виктор Астафьев, Юрий Нагибин, Белла Ахмадулина, Василий Шукшин, Сергей Михалков, Валентин Распутин, Леонид Бородин, Юрий Кузнецов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Юрий Рытхэу, Новелла Матвеева, другие выдающиеся мастера. В конце 1980-х годов именно наша газета созда-ла Фонд восстановления Храма Христа Спасителя (но помнит ли теперь об этом московский мэр Юрий Лужков?).
     Только наша газета взялась за осуществление масштабного проекта, посвящённого изучению литератур коренных малочисленных народов Севера. Своими скромными силами мы сумели выполнить работу, кото-рую по идее должны были осуществить академические институты. Мы проследили историю создания и все этапы формирования литературы каждого малочисленного этноса Севера, раскрыв место и значение культу-ры северных народов в общероссийском и мировом процессах. Нам уже удалось выпустить книги о литерату-рах нанайцев, ненцев, чукчей, манси, эвенов, эвенков, хантов, юкагиров и других народов.
     В наших ближайших планах – выпуск двух антологий: поэзии и критики (двухтомник из лучших опубликован-ных в газете за 50 лет рассказов мы уже напечатали), издание собрания сочинений Юрия Кузнецова, а также выход сборника рассказов кубанского писателя, участника контртеррористических действий в Чечне Александра Карасёва и подготовка очередных томов биографического словаря «Кто сегодня дела-ет литературу в России?».
     Скучать нам некогда. У нас работы очень много. И это, наверное, хорошо.

Вячеслав ОГРЫЗКО, главный редактор еженедельника «Литературная Россия»




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования