Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 24.10.2008

ПОТРЕБЛЯЙ, РАБОТАЙ, СДОХНИ?..

     Владимир РОМАНЕНКО
     Многие ли способны осуществить мечту детства и воплотить в реальность то, о чём мечталось перед сном в детской комнате? Владимир Романенко, бывший топ-менеджер и удачливый бизнесмен, прожив несколько лет за границей, познакомившись с европейским бизнесом, культурой и образом жизни, почувствовал, что никакие другие занятия не приносят ему удовлетворения, кроме литературы.
     И вот мечта сбылась – недавно на прилавках книжных магазинов Москвы появилась дебютная книга молодого писателя «Жди, за тобой придут». О современной литературе, о новой книге, о том, в чём смысл человеческой жизни, и пойдёт наш разговор…

     
     – Владимир, в сентябре вышла ваша дебютная книга «Жди, за тобой придут». Насколько мне известно, вы оставили перспективную карьеру в хорошей компании ради литературы. Легко ли бы-ло бросить стабильный корпоративный мир ради такого эфемерного занятия, как литература?
     
– Действительно, ради литературы я оставил работу в крупной международной компании. Моя карье-ра складывалась более чем успешно, и сегодня я мог бы занимать пост финансового директора в регионе, объединяющем несколько стран, либо партнёра в консалтинговой фирме. Уйти из корпоративного мира было не просто, до этого решения я созревал несколько лет.
     Мне кажется, литература – моё призвание. Ещё в детстве я писал короткие рассказы, стихи, показывал их друзьям. К сожалению, совмещать работу и творчество оказалось для меня невозможным. Работа в западной консалтинговой компании – это постоянный овертайм: сидение в офисе до одиннадцати-двенадцати часов вечера, частое отсутствие выходных, за короткие две-три недели отпуска ты даже не успеваешь прийти в се-бя. В консалтинговом бизнесе стать партнёром означает отдать свою жизнь фирме. У тебя останется какой-то минимум времени на семью и, может быть, на хобби, но твоя социальная жизнь сожмётся до размеров компании.
     – То есть на протяжении вашей работы в Голландии вы думали о литературе, искали возможно-сти заняться литературой?
     
– Я серьёзно задумался о том, чтобы заняться литературой, только в 2002 году, окончательное реше-ние созрело в течение нескольких месяцев. Остальное было делом техники: собрать достаточную сумму, чтобы, не заботясь о хлебе насущном, заниматься творчеством.
     – Сегодня книг много, и в этом многообразии очень легко запутаться. В чём уникальность ва-шей книги? Чем она может выделиться из общего потока?
     
– Во-первых, конечно, своей формой – об этом мы, наверное, сегодня ещё поговорим. Во-вторых, языком: мой стиль – может быть, не стиль Набокова, но сделать его не штампованным и в достаточной сте-пени уникальным я всё же попытался. В-третьих, настроением: в романе «Жди, за тобой придут» с первой до последней страницы балом правит любовь, причём переживания героев не выдуманные – они все срисованы с натуры… и с себя. В-четвёртых, многослойностью повествования: я попытался написать книгу, которую могли бы с интересом прочитать люди самых разных уровней. Тот, кто пожелает увидеть в ней только аван-тюрное чтиво, легко обнаружит признаки искомого жанра; вдумчивый же читатель найдёт в романе такую глу-бину и такой философский контекст, какой захочет и будет способен воспринять. Но всё же основное отли-чие моей книги – это её тема. Я всегда много читал, но когда я решил профессионально заняться литерату-рой, мне пришлось буквально проштудировать несколько десятков произведений современных авторов. Мо-ей задачей было узнать, что востребовано сегодняшним читателем, о чём пишут больше, о чём – меньше. Те-ма, которую я поднимаю, затрагивается сегодня, в большинстве случаев, лишь косвенно, и ни у одного писа-теля я пока ещё не встретил её углубленной проработки.
     – Вы изучали современную литературу, выявляли тренды... Что вы можете сказать о современ-ной русской литературе?
     
– Основные тренды в современной русской литературе – это отход от тех традиций, которые сущест-вовали в её золотой и серебряный век: упрощение стиля, использование лёгкого, бытового языка, где-то да-же примитивного, хотя есть ещё старая гвардия, которая пытается писать в том же стиле, в каком писали Толстой и Бунин. Однако главный тренд сейчас – это, на мой взгляд, смена мировоззрения.
     – Мировоззрения?
     
– Уход от исторического материализма и атеизма. Помните, «материя первична»? Это был постулат всей советской литературы. Остальные вещи – о чём писать, как писать, для чего и для кого – были его след-ствием. В середине 90-х материалистическая парадигма стала рушиться, люди начали искать что-то взамен. Многие обратились к религии, нетрадиционным эзотерическим школам. Мистика, оккультизм, новые фило-софские учения всё глубже проникали в нашу жизнь. Так или иначе, об этом слышал каждый: кто-то обяза-тельно что-то читал, кому-то рассказывали знакомые. Новые течения стали активно впитываться современ-ной литературой, и в наше время этот процесс только лишь набирает обороты. Есть, правда, писатели, кото-рые по-прежнему придерживаются атеистического подхода, хотя своё влияние перечисленные тенденции оказывают и на них. Среди известных авторов можно было бы назвать, к примеру, Алексея Слаповского, ко-торый открыто заявляет: «Я – атеист, я придерживаюсь таких же позиций, каких придерживался в Советском Союзе, и отступаться от этого не собираюсь». И одновременно с этим, Алексей Слаповский выпускает книгу «Первое второе пришествие», в которой описывает историю Христа в юмористическом стиле, якобы проис-ходящую в наши дни…
     – Вы можете приоткрыть тайну, о чём ваша книга?
     
– Эта книга о современном мире и современных людях. Действие романа охватывает два последних десятилетия – от второй половины восьмидесятых до 2006 года. «Жди, за тобой придут» – это история жизни одного молодого человека, взрослеющего в наше время. Судьба его складывалась весьма необычно, и неко-торые события, которые я описываю в романе, кому-то могут показаться невероятными и даже фантастиче-ским. Мне было интересно проследить, как мой герой меняется, как меняется мир вокруг него.
     Девяностые годы для многих людей были временем самоидентификации и первых попыток понять себя, причём политические и социальные перемены сопровождались массовыми изменениями в мировоззрении наших сограждан. То, что раньше было табу, тайной за семью печатями, становилось достоянием широких масс. Все эти процессы так или иначе затрагивали и продолжают затрагивать каждого человека, независимо от того, понимаем мы, что с нами происходит, или нет. В последние двадцать лет изменялась платформа всей нашей жизни. И вот этот процесс я как раз и попытался показать в своём романе.
     – Когда писали книгу, вы задумывались, кто будет вашим читателем?
     
– Я задумывал книгу, которая будет интересна любому человеку. Я не ставил ограничений и не делил людей на классы: эти будут моими читателями, а эти – нет. Я писал книгу для всех, и каждый возьмёт из неё столько, сколько сам пожелает взять. Кто-то увидит в моём произведении фантастический авантюрный ро-ман, кто-то философский дискурс, кто-то амурную сагу, а кто-то футбольно-пивную хронику. Я старался со-блюсти баланс: для меня было бы совершенно неприемлемым скатываться к бульварному письму, и в то же время мне не хотелось перегружать книгу излишней философичностью.
     – В вашей книге присутствует мистицизм и эзотерика. Скажите, это просто дань моде? Сейчас многие спекулируют на этой теме, вам не кажется? Как понять, где правда, а где ложь? Где действи-тельно новое знание, а где коммерция и «попса»?
     
– На самом деле ваш вопрос как раз и является тем вопросом, на который я пытаюсь ответить в своей книге. Отличить настоящее знание от «попсы» невозможно, если у человека ещё нет достаточного опыта. Процесс самораскрытия – очень многогранен, и пока человек не прошёл определённый путь, возможности различать истинное и ложное у него не будет. Эта способность вырабатывается на практике путём долгих и упорных тренировок. Правда, в течение одной жизни большинство людей дальше порога материальности так и не успевают шагнуть. Человек живёт, копит деньги, собирает материальные ценности, а потом наступает старость – и ему уже не до высоких истин, он просто доживает жизнь и уходит.
     Я рад, что сегодня стали появляться целые категории людей, у которых есть и другие интересы, кроме ма-териального. Их жизненный путь выглядит немного иначе: человек так же живёт, так же работает, так же за-рабатывает деньги, но в какой-то момент происходит насыщение. Он понимает, что жить по принципу «по-требляй, работай, сдохни» нельзя. И тогда человек может либо найти себя и своё предназначение, либо впасть в депрессию и отчаяние.
     Количество людей, которые из такого состояния приходят к новым знаниями, растёт. Многие восточные и западные источники задолго до настоящего времени говорили о том, что на рубеже 20-го и 21-го веков чело-вечество претерпит серьёзные изменения. Именно это мы сейчас и наблюдаем. О подобных вещах писалось в Библии, в Коране, о них говорил Нострадамус и другие предсказатели, на них указывают исторические ар-тефакты, найденные в Южной и Центральной Америке. Если внимательно смотреть за процессами, которые сейчас происходят во всём мире, то многое тайное, непонятное и неправдоподобное становится явным…
     – А разве нельзя совместить приобретение материальных благ с духовным ростом? Почему на-до обязательно выбирать?
     
– Именно совмещать эти вещи как раз-таки и нужно! Но мы все «приучены» выбирать что-то одно: ли-бо мы строим карьеру, добиваемся каких-то квартир, машин, дач, либо мы от всего этого отказываемся и становимся в итоге аскетами, людьми неадекватного поведения. Оба подхода – однобоки. Гармоничное раз-витие предполагает именно сочетание материального и духовного.
     – Ваша книга поражает необычной формой. Вместо традиционных глав, роман разбит на се-рии, а за героями наблюдают исторические личности. На одном из популярных интернет-сайтов ва-шему роману дали такую ёмкую характеристику «Христос и Мухаммед в одном кинозале».
     
– Действительно, книга построена как некий художественный фильм, который демонстрируется в ки-нотеатре, где я выступаю в роли ведущего. После каждой серии я прошу «зрителей» обсудить то, что они уви-дели на экране. И «зрители», в данном случае, – это личности очень известные, оставившие значительный след в истории нашей цивилизации: Будда, Христос, Мухаммед, Аристотель, Шопенгауэр и т. д. Всего 20 че-ловек, между которыми завязывается интеллектуальная беседа. Выглядит она как вполне связанная дискус-сия, но составлена эта дискуссия из живых изречений. Все реплики взяты из опубликованных трудов, напи-санных гостями моего кинозала, или иных источников, в которых цитируются их слова.
     – Владимир, вы проштудировали книги Омара Хайяма, Библию, Коран и т.д. с такой небыва-лой тщательностью?
     
– Да, когда я писал этот роман, стопки книг, к которым мне приходилось обращаться, были выше го-ловы сидящего за столом человека…
     – А кто ваш любимый автор?
     
– Из мировой литературы – Генри Миллер. Он произвёл на меня впечатление и как писатель, и как личность. Можно сказать, он – моя литературная путеводная звезда. Из советских авторов – братья Стругац-кие. С удовольствием читаю также эмигрантов, чья судьба мне близка и понятна: Владимира Кунина, Влади-мира Сорокина, Анатолия Тосса и др. Из всего, с чем ознакомился за последние два года, наиболее впечат-лил – своей неожиданной для литературы подобного жанра глубиной – «Ампир В» Пелевина. Сейчас читаю «Каинов мост» Романа Галеева.
     – Когда же ждать вашу следующую книгу?
     
– Ждите, в настоящий момент она уже написана на треть...

Беседу вела Юлия ВОЛОДИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования