Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 24.10.2008

ЛЮБОВЬ НА ТОНУЩЕМ КОРАБЛЕ

     Режиссёр: Андрей Кравчук, В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Ветров,  Егор Бероев, Ришар Боринже, Николай Бурляев, Виктор Вержбицкий, Фёдор Бондарчук
     «Адмиралъ» Андрея Кравчука – фильм-провокация. Его провокационный характер становится ясен лишь в самом конце, а до тех пор зритель предполагает, что смотрит эпическое полотно в духе «Войны и мира», но на современном уровне. На протяжении всего действия фильма события разворачиваются вокруг главного героя – адмирала Колчака и его приближённых. Константин Хабенский, исполняющий эту роль с неизменно каменным лицом, претендующим на невозмутимость аристократа, играет основные этапы жизни знаменитого белого генерала. Война с немцами, любовь с чужой женой, революция, борьба с большевиками, трагическая гибель – все ключевые исторические моменты отражены в фильме, заставляя поверить, что рассказ действительно о Колчаке. Но в заключительных кадрах вдруг открывается, что «Адмиралъ» представляет собой вольное переложение известной киноленты Джеймса Камеруна – «Титаник». Вплоть до того, что некоторые сцены поразительно идентичны в обоих фильмах. Ход достаточно смелый и крайне неожиданный, и особенно на юных зрительниц производит сильный эффект.
     Однако если отвлечься от удивительного и, что наверно хорошо, совершенно непредсказуемого и потому запоминающегося финала, в фильме можно обнаружить ещё ряд интересных моментов. Но, по порядку.
     Адмирал Константин Хабенский, то есть Александр Колчак, с первых кадров проявляет себя героем. В красочной, качественно снятой морской баталии он, контуженный, один стоит десятерых – собственноручно подбивает из корабельного орудия вражеский крейсер, заводит на мины и уничтожает. Сразу после сражения на светском приёме открывается другая его черта – он оказывается покорителем дамских сердец. Жена его боевого товарища Анна Тимирёва (Елизавета Боярская), с первого взгляда влюбляется в него, а он в неё. Из некоторых реплик становится ясно, что Колчак заводит романтические знакомства регулярно, об этом говорит его же супруга, имеющая от него ребёнка: «Саша у меня влюбчивый, но это ненадолго. Каждый раз переживать?..» Она всё сразу понимает, смотрит на него с привычной грустью, качает головой и сообщает, что готова на время уехать, чтобы не мешать его роману. Колчак, скрепя сердце, отказывается от её благородного предложения и идёт прощаться с Анной, попутно признаваясь ей в любви. Крупные планы красавицы Елизаветы Боярской появляются в фильме часто, позволяя в полной мере насладиться её внешностью и игрой. Один момент, правда, заставляет задуматься – если в первых кадрах у Анны заметен лёгкий симпатичный шрамик на правой щеке, то в одном из последующих он вдруг переползает на левую. Что это значит? Две Анны? Символ женского непостоянства? Но нет, скорее это незначительная небрежность Андрея Кравчука. Далее в фильме разворачивается история любви, войны и смерти – по сути, в чём-то похожих сюжетов.
     Какого-то связного действия в «Адмирале» нет. Есть ключевые события, обозначенные крупными мазками на картине, но переходов между этими событиями не намечено. Актёры странным образом лишены всякой эмоциональности, их лица неподвижны, слог размерен и твёрд. Можно было бы подумать, что подобным приёмом подчёркивается аристократичность, благородство кровей героев фильма. Но нет, ведь таким же слогом в фильме излагают мысли обычные матросы и пролетарии. «Адмиралъ» изобилует торжественными речами, долгими неподвижными крупными планами, разговорами, динамика практически отсутствует. Единственный эпизод, где происходит действие, это морская баталия в начале фильма, в дальнейшем же любые события лишь намечаются и обсуждаются героями устно. По этой причине – причине отсутствия действия – фильм местами кажется откровенно скучным. Отчасти спасает положение дел любовная линия Колчака с Анной, являющей пример самоотверженности и самопожертвования, но спасает не сильно – сцены их любви ограничены сдержанными, лаконичными диалогами. Вообще, если верить исторической составляющей фильма, можно подумать, что русские аристократы были полностью отморожены и лишены эмоций, эдакие живые мертвецы. Однако есть основания полагать, что Андрей Кравчук ошибся, и это не есть характерная черта аристократизма.
     Конечно, легче всего сказать плохое, раскритиковать, обозначить минусы, чем указать на достоинства. А достоинства всегда есть, и в «Адмирале» их не мало. Но и не много.
     Одним из таких достоинств представляется работа Сергея Безрукова, играющего соратника Колчака – генерала Каппеля. Несмотря на незначительное число и краткость сцен, в которых присутствует Безруков, он запоминается и своей энергетикой вносит жизнь в вялотекущее пространство фильма. Странно, но он кажется единственным человеком в долгой череде каменных статуй, и в течение фильма с нетерпением ждёшь его очередного появления. К сожалению, его роль ограничивается ничем не развивающими действие статичными эпизодами, вроде – Каппель верхом, Капель приказывает, Каппель умирает. Умирая, он произносит сакральную фразу, наверно служащую лейтмотивом ко всему фильму: «Как же я… Попался». Попались все, и в первую очередь Кравчук – на наивное желание сделать эпический фильм по голливудскому образцу. А любое подражание приводит ко второму сорту, какие бы благие намерения ни были.
     Тем не менее хочется отметить мужественную попытку создать монументальную серьёзную картину о трагических исторических событиях и в то же время о важнейших человеческих чувствах – любви, верности, преданности. «Адмиралъ» сентиментален, способен вызвать сильные чувства и заставить зрителя плакать – а не в этом ли заключается одна из главных функций искусства – способствовать катарсису? Поэтому фильм смотреть нужно хотя бы ради общего развития и правильной нравоучительной идеи.

Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования