Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 14.11.2008

ПОЧЕМУ Я ВЕРЮ ЭТОМУ ПИСАТЕЛЮ

     
     Роман Сенчин. Рассыпанная мозаика. Статьи о современной литературе. [Послесловие Вячеслава Огрызко]. М.: Литературная Россия, 2008. – 250 стр. – Библиотека еженедельника «Литературная Россия».
     
     
     Писатель Роман Сенчин собрал некий пазл из рассыпанного по страницам газетной и журнальной прессы (здесь же опыт работы с молодёжью в Липках и выступления в Сети; охват: 2000 – 2007 годы). В суждениях он свободен; так, о всеми хвалимой повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» не обинуясь пишет: «...не очень-то правдоподобно. Надумано. Как и само название...» (я – присоединяюсь). Не церемонится и с Маканиным, относя его позднюю прозу к «изящной словесности», что, по его понятиям, не комплимент. Основной же интерес Сенчина, из чего «мозаика» и сложилась, – это его «тридцатилетние» ровесники и те, кто помоложе: конечно, С.Шаргунов, И.Кочергин, З.Прилепин, Д.Новиков, Д.Гуцко, А.Бабченко, но и менее замеченные – М.Шарапова, удивительная И.Мамаева, защищаемый от Андрея Немзера новомирский А.Тихолоз (и прочие, кто пока «может писать только о пережитом им самим»). И тут – любопытная формула относительно такого героя-автора: «агонизирующая в пепле романтики жертва».
     Меня, однако, больше всего занимало, как «спорный» (по мне, бесспорный) художник Сенчин защищает в роли критика собственную, якобы «ползучую» эстетику. Оказалось, что, во-первых, защищает он её вовсе не из-за узости кругозора (см. впечатление от перечитывания «Мёртвых душ», буквально опрокинувшее все сегодняшние фигуры, от Л.Селина, близкого, как я и предполагала, Сенчину, от живописи, к которой он опытно причастен и знает в ней толк). А во-вторых – защищает он её весьма отрефлектированно. Главный тезис: литературе никогда не угнаться за весомостью сущего («текст получается в итоге более лёгким, чем сама жизнь»), но нельзя ей к этому не стремиться. Главная тревога: «Реализм, потеряв смысл, рухнул, превратился в некую филологически-интеллектуальную прозу – огромных объёмов эссе с намёткой сюжета...» Со спокойным здравомыслием он поверяет читаемое своим житейским опытом (который в собственных писательских удачах сумел-таки «трансцендировать»), и с иронией пишет: «...герои большинства рассказов молодых писателей [в 2000 году представленных в «Антологии современного рассказа...»], несмотря на их многочисленные духовные и психические проблемы, очень счастливые люди. Они нигде не работают, но с деньгами у них полный порядок <….> энергии у них хоть отбавляй, пить они могут литрами, взрывчатка для акций возмездия у них имеется, квартирная проблема решена».
     Вот как бы мелочь, – много было говорено о Михаиле Тарковском, но лишь Сенчину пришло в голову заметить (без осуждения): «Кстати, почти все персонажи произведений Тарковского – браконьеры. <...> Просто это их жизнь, их промысел, и никакой рыбнадзор им в этом помешать не может». Тут, «как в капле воды», ответ, почему я верю этому писателю.

Ирина РОДНЯНСКАЯ, «Новый мир», 2008 год, № 5




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования