Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 14.11.2008

В ГОРОДАХ И ОКОПАХ

     
     Карасёв А. Чеченские рассказы. – М.: Литературная Россия, 2008. – 320 с.
     
     
     Александр Карасёв, 1971 г. р., живёт в Петербурге, ветеран чеченской войны. Это его первая книга, хотя публикаций более чем достаточно. И в толстых журналах, и в массовой прессе, и в Интернете.
     Проще всего назвать его прозу военной, но это не совсем так. Лучшее у Карасёва – о людях, а не о перестрелках. Именно это делает «Чеченские рассказы», во-первых, прозой, и, лишь во-вторых, военной.
     Герои этих рассказов не годятся на роли киношных суперменов. Они много пьют, больше думают о «боевых» деньгах, чем о победе, глупо шутят, маются бездельем, а если умирают, то нелепо и некрасиво. Совершенно так же они вели бы себя где-нибудь на стройке или в офисе. «Война была работой, – пишет Карасёв. – Нашей работой, и больше ничем – если не вдаваться в рассуждения о её бессмысленности и преступности».
     Бессмысленности хватает. Вот, например, как описывает Карасёв начало боя: «Сан Саныч, а ведь противник не дремлет! – Не дремлет!.. Надо потрепать его… Давай по последней… разливай, чё там, и в бой!». Абсурд и водка правят миром. Почти как у Сергея Довлатова. А через несколько страниц читаем совсем уж довлатовский диалог: «Дима, а что ты больше всего хочешь в жизни? Ну, какая у тебя мечта? – Майор долго молчал. Так долго, что Максудова даже зажмурилась от предчувствия чего-то необыкновенно прекрасного. – В Сочи хочу съездить. Ни разу не был, а под боком ведь».
     Всё это очень далеко от анекдотов о майорах, прапорщиках и полковниках. Да и не стал бы Карасёв так шутить. Он сам военный и профессию свою уважает. Речь идёт о тусклой, маловыразительной, унылой жизни, которую все мы ведём. Что в городах, что в окопах. И даже смерть не в силах придать этой жизни гламурного блеска, не говоря уже о высоком смысле.
     Человека, которого описывает Карасёв, не победят никакие чеченцы, никакие грузины, никакие американцы. Невозможно победить того, кто уже потерпел поражение. Главный враг – внутренний, а не внешний. Только поняв это, можно излечиться от лжи и самодовольства. Настоящая литература – донос на самого себя. Донос, а не рапорт о награждении.
     Почти в каждом рассказе проступает чеховская смертная скука. Жил, жил человек – и помер. Вот и всё. А вы, собственно, что хотели? Не жизнь, а плоская шутка. Как в рассказе под названием «Воин»: «Когда Шарнирова спрашивали, почему он не уволился из армии как все, а остался, он говорил: «Для смеха»». И концовка: «За счёт средств местной администрации ему воздвигли красивый гранитный обелиск между могилой Неизвестного солдата и памятником матросу, погибшему на подводной лодке «Курск»». От смешного до страшного – две страницы.
     Главный порок этой книги – её локальный тираж. Крупные издатели и менеджеры предпочитают не замечать Карасёва. Хотя аудитория у него большая и писатель он настоящий. Валерия Пустовая пишет об этом в предисловии к «Чеченским рассказам»: «Книжный проект сейчас сделать – вопрос средств и рекламной стратегии. В таком проекте создаётся не литература – а конвейер звёздных авторов, которые без издателя никуда. Любитель-издатель собой любуется в их лице. Обидно было бы ему издать писателя, чьё пребывание в литературе ни на грош не зависит от пиар-технологий».
     А оно, действительно, не зависит. Карасёва из литературы уже не выкинуть.
     Любитель, поясняет Пустовая, это тот, кто любит себя. Издатели – любители. Карасёв – профессионал. Впрочем, так было всегда: одни любят себя, другие воюют и пишут книги.

Ян ШЕНКМАН, «Книжное обозрение», 2008 год, № 36 – 37.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования