Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 26.12.2008

ЛИШНИХ ПАМЯТНИКОВ У НАС НЕТ

     Памятник Гоголю раб. Андреева. 1909
     В преддверии 200-летия Николая Васильевича Гоголя возникла странная идея – в ознаменование юбилея великого писателя ликвидировать один из двух его памятников, находящихся в районе Арбата. В это даже трудно поверить. Как можно было до этого додуматься! Однако такое предложение 50 деятелей культуры направили председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову.
     В этом обращении предлагается памятник Гоголю работы Н.А. Андреева перенести на то место, где он был установлен 100 лет назад (то есть на Гоголевский бульвар), а стоящий там теперь памятник (тоже Гоголю – работы Н.В. Томского), следовательно, убрать. Куда? Например, предлагается подарить его Украине. Вот, оказывается, как легко можно разбрасываться памятниками великому русскому писателю! И эта разрушительная, по существу, инициатива преподносится под красивым лозунгом «восстановления исторической справедливости».
     Но достаточно посмотреть на эти памятники и места, где они находятся, чтобы понять, что как раз сегодняшнее их расположение и является наиболее справедливым в сегодняшней Москве.
     Памятник работы Андреева находится в сквере возле мемориального дома, где жил Гоголь. Таким образом, место это совершенно не случайное, а наоборот, – самое удачное, какое только можно найти в Москве. Тем более что андреевский монумент представляет Гоголя уныло сидящим с поникшей головой и зябко кутающимся в шинель. Таким, видимо, представлялся Николай Васильевич в последние годы его жизни некоторым поклонникам его творчества. Для этого «грустного» изваяния требуется и соответствующая обстановка – нешумная, несуетная, располагающая к тому, чтобы задуматься о жизни великого художника и его бессмертных творениях. Скверик возле мемориального дома и является как раз таким местом.
     Прежнее же место на Гоголевском бульваре, где был установлен этот монумент 100 лет назад, уже давно утратило свой первоначальный вид. Тогда вся окружающая местность Памятник Гоголю раб. Томского. 1952состояла из невысоких домов и уютных арбатских переулочков. Сейчас неподалёку отсюда располагается одна из самых широких и оживлённых магистралей столицы – Новый Арбат. А совсем рядом находится транспортная развязка с тоннелем. Чуть ли не у самого подножия возвышающегося здесь сегодня памятника Гоголю непрерывно проносятся машины, над ними мелькают яркие картинки на рекламных щитах. Ни о каком особенном удобстве для прогулок и тишине, способствующей размышлениям о высоких материях, здесь не может быть и речи.
     Памятник Гоголю работы Томского, безусловно, более уместно выглядит здесь, в сегодняшней обстановке, чем мог бы выглядеть монумент работы Андреева.
     К тому же андреевский памятник с самого начала далеко не всем нравился. Далеко не все представляли себе Гоголя таким, каким изваял его Андреев. Так что никак нельзя утверждать, будто этот монумент являет собой некую «истину в последней инстанции» в постижении Гоголя, несмотря на своё эстетическое совершенство.
     В «грустном» памятнике выразилось прежде всего представление его автора о Гоголе, а также вообще декадентские настроения того времени. Подчёркивание в его личности и судьбе трагических и болезненных моментов свидетельствует как раз о не таком уж глубоком понимании облика писателя. В те времена зачастую болезненностью, а иногда даже и помешательством Гоголя стремились объяснить его увлечение религией, его проповедничество.
     Это нисколько не умаляет художественных достоинств андреевского шедевра, но в то же время считать его некой окончательной правдой в постижении Гоголя тоже нет оснований. Как нет оснований и для того, чтобы преуменьшать значение памятника работы Томского. Почему-то считается, что Николай Васильевич выглядит там слишком оптимистически, а взгляд его – слишком бодр. Он как будто устремлён «в светлое будущее», что якобы было не свойственно этому великому человеку. Однако такое представление о личности и творчестве Гоголя является слишком односторонним.
     Гоголь, при всей сложности его натуры, был и таким – оптимистом, взгляд которого устремлён в светлое будущее, уже хотя бы потому, что для него (как для глубоко верующего человека) будущее не заканчивалось могилой. Он писал в конце жизни, за два месяца до смерти: «Вся наша жизнь должна быть неумолкаемой, радостной песнью благодаренья Богу. О, если бы сделать так, чтобы и никогда и времени недоставало для всяких других речей, кроме ликующих речей вечной признательности Богу!»
     Кроме того, вспомним его произведения – яркие, остроумные, полные жизни и энергии. Какие же надо иметь колоссальные силы, чтобы создать эти вечно живые творения! Какую энергию надо в себе заключать, чтобы придать написанным словам столько жизни и совершенства! Не может этого сделать человек слабый духом и унылый.
     Таким образом, памятник работы Томского, установленный в середине прошлого века, выражает вовсе не надуманный оптимизм Гоголя, а как раз настоящий. Может быть, он, в сущности, даже лучше показывает Гоголя, каким он был на самом деле. Поэтому его появление на Гоголевском бульваре было весьма закономерным – закономерным по существу, независимо от каких-то политических реалий того времени.
     Оба эти монумента, каждый по-своему, напоминают нам о вечном и прекрасном. Неуместно их противопоставлять и тем более один другим вытеснять. Оба памятника уже стали частью исторически сложившейся культурной среды Москвы и весьма гармонично смотрятся на тех местах, на которых они сегодня находятся. К ним давно привыкли москвичи и гости столицы. Оба монумента (каждый по-своему) рассказывают о таком ярком и многогранном явлении русской культуры, каким является Н.В. Гоголь. Они оба являются народным достоянием, к которому недопустимо относиться столь легкомысленно и передвигать с места на место, как это предлагается в вышеупомянутом обращении.
     Особенно нелепым предлагаемый «переворот» памятников великому писателю выглядит на фоне действительно важных и насущных проблем в области культуры. По сравнению с ними эта странная идея выглядит просто недоразумением или нелепой шуткой – «прожектом», рядом с которым органично смотрелась бы дата «86 мартобря».

Ирина МОНАХОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования