Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 16.01.2009

Морфий: Не переборщите с анестезией!

     


     ВПЕЧАТЛЕНИЯ

     Об этом фильме столько уже написано, что в принципе можно было и не смотреть, но я всё равно пошёл. Во многом из-за Дмитрия Быкова. Мне понравилось его прочтение «Морфия». «Мы не можем спасти «их», но можем погубить себя», – пишет Быков. Мы – это главный герой «Морфия» доктор Поляков и интеллигенты как таковые. Они – простой народ, невежественный и тёмный. Спасти его невозможно.
     Очень красивая концепция. Нельзя спасти мир, но можно погибнуть вместе с ним. Перед стихийным бедствием, будь то землетрясение, революция или наркомания, – все равны. Недаром же вернувшиеся с войны прячут глаза, говоря с вдовами. Они не могут ответить на простой вопрос: «Почему мой муж погиб, а ты выжил?» Мёртвый же всегда прав. Мёртвый, больной, сторчавшийся, опустившийся.
     Концепция красивая, но ничего похожего на это в фильме Балабанова нет. Его доктор Поляков – тот же «Брат» и «Брат-2». Человек с пустыми глазами. Без идей, без принципов, без основ. Сегодня он может помочь ближнему, завтра – убить. Причины ему не требуются. И колется он тоже без особых причин. У него и в помине нет той огромной личной драмы, которая есть у героя Булгакова. Дело тут не в революции, не в любви, не в окровавленных пациентах. А просто – почему бы и нет.
     Почему бы и не спасти девочку, погибающую от дифтерита? Почему бы не переспать с глупой пациенткой? Почему бы не украсть у собственных больных обезболивающее? И наконец – почему бы не убить человека?
     Всё это есть в фильме. И подвиг, и разврат, и подлость, и сумасшествие, и убийство. И нету между ними никакой разницы. Всё совершается без эмоций, с одинаковым выражением лица. С теми же пустыми глазами.
     Сверхчеловек в действии. Идеальное ничто. Пустота, которая равнодушно приемлет и зло, и добро. О чём-то подобном писал в «Зоне» Сергей Довлатов. Одни говорят – человек плох. Другие возводят его на трон. На самом деле человек – табула раса. Пустое место. Он может быть и велик, и ничтожен в зависимости от обстоятельств.
     Казалось бы, вот тема огромной высоты и значения. Гёте, Пушкин, Камю. Но почему тогда на протяжении всего фильма в зале стоит идиотский смех? Разве это комедия или скетч? Я сначала не понимал, над чем смеются мои сограждане. Смешно, когда режут ногу? По-моему, это страшно. Смешно, когда делают минет? Не смешно, но иногда возбуждает. И так далее.
     А они хихикают. И тут я понял, в чём дело. Глядя на экран, я вспомнил Анри Бергсона. Был такой французский философ. Он очень хорошо писал о механизме смешного, о природе комического. «Равнодушие, – писал Бергсон о смехе, – его естественная среда. У смеха нет более сильного врага, чем переживание. Отойдите в сторону, взгляните на жизнь как безучастный зритель: многие драмы превратятся в комедию. Достаточно заткнуть уши, чтобы не слышать музыки в зале, где танцуют, и танцующие тотчас покажутся нам смешными. Сколько человеческих действий выдержало бы подобного рода испытания? Не превратились бы многие из них из значительных в забавные, если бы мы отделили их от той музыки чувств, что служит для них аккомпанементом? Комическое для полноты своего действия требует как бы временной анестезии сердца».
     Этой анестезии сердца и добился Балабанов. Расчётливо, профессионально, умело.
     А кончил по-гоголевски. Сценой в кинотеатре. Посмотрите, дескать, зрители на себя. Какие вы идиоты и подлецы. Теперь поняли, как я вас ненавижу, как презираю?
     1917 год. Заплёванный кинозал. Матросня, обыватели, придурки. На экране немое кино. Все истерично хохочут. Животным, циничным смехом. А доктор Поляков сидит в заднем ряду, и его ломает. Но вот он вколол себе дозу – и всё в порядке. Он уже тоже весел и смеётся вместе со всеми. Тем же животным смехом. Это колоссальная сцена. Она проникнута ненавистью, цинизмом и каким-то чёрным величием.
     Значит, прав всё-таки Быков. Только в животном состоянии, в гибели мы едины. Только перестав быть собой, отказавшись от совести, любви, чести, мы становимся милы всему миру, а мир нам. Это сильно облегчает жизнь. Недаром же многие пошли по этому пути. Не в булгаковские времена, а сегодня, сейчас, в девяностые и двухтысячные.
     И недаром же ключевая фраза «Морфия» – «Психиатрическая лечебница – самое спокойное место в России». У Булгакова этого нет, но сказано хорошо. По аналогии вспоминается другая фраза, сказанная недавно одним известным писателем: «Я был со своим народом в офисах...» Как говорится, огонь, вода и медные трубы.
     Вот вам выбор. Как в справочниках по правописанию – слитно или раздельно. С собой или без себя. Эту проблему приходится решать каждому поколению, нам тоже от неё не уйти.
     А доктор Поляков застрелился. В самый счастливый момент своей жизни. В кинозале, на последнем ряду.

Ян ШЕНКМАН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования