Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 13.02.2009

ПЕ­ЧА­ТИ КА­РЫ НЕ­БЕС­НОЙ

 

Герман Садулаев
Герман Садулаев

Гер­ман Са­ду­ла­ев ста­но­вит­ся всё бо­лее за­ме­тен в ли­те­ра­ту­ре. Уже не­сколь­ко книг в его пи­са­тель­ском ба­га­же, од­ну из ко­то­рых «Я че­че­нец!» он вру­чил по­сле встре­чи в 2006 го­ду Вла­ди­сла­ву Сур­ко­ву, по­том аж Пу­ти­ну (ин­те­рес­но, про­чли ли, хо­тя бы от­кры­ли ли?). Са­ду­ла­ев про­дви­га­ет­ся в ли­те­ра­ту­ру с до­сто­ин­ст­вом без лиш­ней су­е­ты. В про­шлом го­ду его ро­ман «Таб­лет­ка» по­пал в ко­рот­кий спи­сок Бу­ке­ра. На об­лож­ке этой кни­ги кра­су­ет­ся фра­за: «есть все ос­но­ва­ния по­ла­гать, что Гер­ман Са­ду­ла­ев – вос­хо­дя­щая звез­да рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Ав­тор уже ус­пел по­бы­вать в шорт- и лонг-ли­с­тах раз­но­об­раз­ных пре­мий». Ма­ло то­го, уже и Ан­д­рей Нем­зер по­же­лал Гер­ма­ну по это­му по­во­ду уда­чи и на­звал «вхо­дя­щим в моду» (http://www.vremya.ru/2008/117/10/207456.html). Ес­ли че­ст­но, до мо­ды ещё да­ле­ко, да и ни к че­му она ему. Глу­пость, но мо­да пор­тит пи­са­те­ля. К при­ме­ру, мод­ный пи­са­тель Лев Тол­стой или Ни­ко­лай Го­голь… Зву­чит ка­те­го­ри­че­с­ки не­бла­го­звуч­но. А «мод­ный пи­са­тель Ми­на­ев» – клас­си­че­с­кий мо­ве­тон по­след­не­го вре­ме­ни. Но, лад­но, это уже дру­гая те­ма, од­на­ко, со­гла­си­тесь, ди­на­ми­ка от «че­чен­ско­го шо­ви­ни­с­та», как ок­ре­с­тил Са­ду­ла­е­ва кри­тик Сер­гей Бе­ля­ков, по­сле про­чте­ния пер­вых по­ве­с­тей, не пло­хая.

Ес­ли рас­суж­дать в пла­не «шо­ви­низ­ма», то на­до ска­зать, что Гер­ман за­ни­ма­ет­ся кон­ст­ру­и­ро­ва­ни­ем че­чен­ской ми­фо­ло­гии, на­ци­о­наль­но­го пре­да­ния на­ро­да, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся в Но­вей­шее вре­мя в пред­две­рии ко­с­ми­че­с­кой ка­та­ст­ро­фы (но­во­го по­то­па) – че­чен­ских войн кон­ца 19 – на­ча­ла 20 ве­ка. Он по­гру­жа­ет­ся в пра­в­ре­мя, где все со­бы­тия, все об­ра­зы, все же­с­ты бы­ли зна­ко­вы­ми и во мно­гом фор­ми­ро­ва­ли бу­ду­щий все­лен­ский взрыв.

Са­ду­ла­ев буд­то бу­ром с ал­маз­ным на­ко­неч­ни­ком вре­за­ет­ся в пред­мет раз­го­во­ра, по­сте­пен­но по­гру­жа­ясь всё глуб­же и глуб­же, до­хо­дя до пла­с­тов, ко­то­рые мож­но обо­зна­чить как ми­фо-по­эти­че­с­кие. В его ху­до­же­ст­вен­ных тек­с­тах глав­ное да­же не нар­ра­тив, а глу­бин­ная мысль, её под­зем­ные те­че­ния.

 

Свой ва­ри­ант эс­ха­то­ло­гии Гер­ман Са­ду­ла­ев ре­а­ли­зо­вал в ро­ма­не «Пур­га, или Миф о кон­це све­та». Здесь он вы­вел од­ним из сво­их ге­ро­ев До­на Ах­ме­да – об­ще­го пред­ка на­ро­да, пра­от­ца, оп­ло­та тра­ди­ций и ко­рен­ных ус­то­ев. В ито­ге Дон Ах­мед по­ги­ба­ет в не­рав­ной схват­ке с хто­ни­че­с­ки­ми чу­до­ви­ща­ми – ки­тай­ской ма­фи­ей, пре­тен­ду­ю­щей на гла­вен­ст­во в но­вой ис­то­рии. Дон рас­ска­зы­ва­ет глав­но­му ге­рою ис­то­рии, скла­ды­ва­ю­щи­е­ся в цель­ную ис­то­ри­о­соф­скую кон­цеп­цию, ос­нов­ной ак­цент в ко­то­рой де­ла­ет­ся на вза­и­мо­от­но­ше­ния че­чен­ско­го и рус­ско­го на­ро­дов. Не слу­чай­но у Са­ду­ла­е­ва при­сут­ст­ву­ет тя­га к обоб­ще­ни­ям и си­с­те­ма­ти­зи­ро­ва­нию, ведь миф – это кон­цен­т­рат, квинт­эс­сен­ция ис­то­рии. Так, к при­ме­ру, кри­ми­наль­ная ис­то­рия Рос­сии в трак­тов­ке До­на Ах­ме­да сла­га­ет­ся из: вре­ме­ни спорт­с­ме­нов, стрел­ков и, на­ко­нец, юри­с­тов. Или эпи­зод ро­ма­на, где из­ла­га­ют­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния кро­ма­нь­он­цев и не­о­дер­таль­цев, ког­да вто­рые вна­ча­ле под­чи­ня­ют, а по­том ис­треб­ля­ют пер­вых.

 

Всё это по­лу­ча­ет­ся до­ста­точ­но убе­ди­тель­но. Тем бо­лее что на­пра­ши­ва­ют­ся пря­мые ана­ло­гии с со­вре­мен­но­с­тью, с идо­лом де­мо­кра­тии, ко­то­рые мы от­ли­ли в брон­зе и без кон­ца обиль­но оро­ша­ем по­це­лу­я­ми и ус­т­ра­и­ва­ем бес­ко­неч­ные кам­ла­ния. В это­го идо­ла и це­лит свои ос­нов­ные убой­ные стре­лы Са­ду­ла­ев.

Де­мо­кра­тия – пра­во силь­но­го над сла­бым (не­о­дер­таль­цев над кро­ма­нь­он­ца­ми), иде­аль­ное обос­но­ва­ние со­ци­ал-дар­ви­низ­ма. Что­бы за­кре­пить это пра­во на ве­ка, мы воз­во­дим се­бе ещё од­но­го ку­ми­ра в об­ра­зе блуж­да­ю­ще­го при­зра­ка за­ко­на, юри­с­пру­ден­ции. Это но­вый идол при­зван вну­шить ил­лю­зию ра­вен­ст­ва. У нас и пре­зи­дент сей­час – юрист, он го­во­рит ис­клю­чи­тель­но о за­ко­не, об­ри­со­вы­ва­ет ужа­сы ос­нов­но­го жу­пе­ла, вну­т­рен­не­го тер­ро­ри­с­та – кор­руп­ции. Но как-то во всё это пло­хо ве­рит­ся, и по­че­му-то вспо­ми­на­ют­ся по­ст­ро­е­ния Рас­коль­ни­ко­ва, ко­то­рые ещё в сред­ней шко­ле бы­ли все­ми на­ми за­клей­ме­ны. И это по­нят­но: за­кон при­зван под­дер­жать ста­биль­ность. Ста­биль­ность же – это не уни­вер­саль­ное по­ня­тие, оно ка­са­ет­ся преж­де все­го вла­с­ти, а зна­чит, за­кон при­зван со­хра­нять и обе­ре­гать пра­во вла­с­ти на власть. Под это под­вёр­сты­ва­ет­ся весь мир, на­гро­мож­да­ют­ся ла­би­рин­ты за­ко­но­крюч­кот­ных на­гро­мож­де­ний. Но это опять эмо­ции, ма­ло ка­са­ю­щи­е­ся су­ти де­ла…

Здесь хо­те­лось бы по­го­во­рить не о ро­ма­нах Са­ду­ла­е­ва, ко­то­рые, яв­ля­ясь яр­ким яв­ле­ни­ем на со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном не­бо­с­кло­не, ещё ждут се­рь­ёз­но­го об­суж­де­ния, а о его рас­ска­зе «Бич Бо­жий», опуб­ли­ко­ван­ный в июль­ской кни­жи­це «Зна­ме­ни» за про­шлый год. Кста­ти, сле­ду­ет ска­зать, что «Зна­мя» и Кон­ти­нент» – пер­вые из­да­ния, при­ме­тив­шие ли­те­ра­тур­но ода­рён­но­го и юри­ди­че­с­ки под­ко­ван­но­го пи­тер­ско­го че­чен­ца. Ещё од­на не­зна­чи­тель­ная ого­вор­ка, ли­бе­раль­ные...

Рас­сказ Са­ду­ла­е­ва пред­став­ля­ет со­бой син­тез пуб­ли­ци­с­тич­но­с­ти и соб­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­но­го по­ве­ст­во­ва­ния. Пуб­ли­ци­с­тич­ность – во­об­ще от­ли­чи­тель­ная чер­та про­зы это­го ав­то­ра.

Пер­вое, что бро­са­ет­ся в гла­за, – двой­ст­вен­ность про­чте­ния за­го­лов­ка, ко­то­рое вы­ст­ра­и­ва­ет две ос­нов­ные про­блем­но-те­ма­ти­че­с­кие ли­нии в рас­ска­зе. В вы­ра­же­нии «бич Бо­жий» при­сут­ст­ву­ет оче­вид­ное ука­за­ние на со­ци­аль­ный ста­тус глав­но­го ге­роя и мо­тив на­ка­за­ния за гре­хи. «Бич Бо­жий» – выс­шая ка­ра, на­ка­за­ние за об­щую про­вин­ность, со­вре­мен­ный ва­ри­ант каз­ней еги­пет­ских, ко­то­рый и ре­а­ли­зу­ет­ся в фи­на­ле рас­ска­за. С дру­гой сто­ро­ны, «бич Бо­жий» – ни­щий, бро­дя­га, од­на­ко не про­сто опу­с­тив­ший­ся на са­мое дно жиз­ни, но че­ло­век не от ми­ра се­го, ме­ди­а­тор меж­ду сфе­ра­ми не­бес­ны­ми и зем­ной пло­с­ко­стью.

Пред­гро­зо­вое ощу­ще­ние при­бли­жа­ю­щей­ся рас­пла­ты и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­с­кое объ­яс­не­ние трак­тов­ки фе­но­ме­на без­дом­но­го, би­ча, ко­то­рое по­сте­пен­но на­пол­ня­ет­ся вне­ра­ци­о­наль­ны­ми смыс­ла­ми, – соб­ст­вен­но это и яв­ля­ет­ся ос­нов­ным на­пол­не­ни­ем рас­ска­за. «От­ку­да тог­да по­яви­лись би­чи?» – этим во­про­сом за­да­ёт­ся Гер­ман Са­ду­ла­ев.

«Сей­час мы жи­вём в дру­гом, аб­со­лют­но сво­бод­ном ми­ре. В ми­ре, где каж­дый че­ло­век сво­бо­ден упасть до са­мо­го ни­за», то есть быть ни­щим не­отъ­ем­ле­мое пра­во каж­до­го че­ло­ве­ка – так Са­ду­ла­ев фор­му­ли­ру­ет со­вре­мен­ную си­ту­а­цию. Сво­бо­да – это и есть пра­во ска­тить­ся на са­мое дно жиз­ни, стать вне при­выч­ной жиз­нен­ной ма­т­ри­цы, от­ри­нуть со­блаз­ны и при­вя­зан­но­с­ти ми­ра. Би­чи – «лю­ди, не по­мня­щие род­ст­ва», они как птич­ки не­бес­ные бес­ко­неч­но сво­бод­ны от ка­ких бы то ни бы­ло внеш­них уз.

Фе­но­мен бро­дяж­ни­че­ст­ва, об­раз без­дом­ных, би­чей ин­те­ре­сен, к при­ме­ру, так­же пи­са­те­лю Алек­сан­д­ру Или­чев­ско­му. В этой свя­зи мож­но вспом­нить, хо­тя бы его бу­ке­ро­нос­ный ро­ман «Ма­тисс». В эс­се «День­ги как ре­аль­ность» (из кн. «Гуш-Мул­ла») Или­чев­ский так­же рас­суж­да­ет по это­му по­во­ду. Он счи­та­ет, что в но­вой Рос­сии это яв­ле­ние при­об­ре­та­ет зна­ко­вый ха­рак­тер: «поч­ти всё на­се­ле­ние мо­ей ро­ди­ны ста­ло без­дом­ным. А как ещё ха­рак­те­ри­зо­вать на­род, чьё кол­лек­тив­ное со­зна­ние бы­ло из­гна­но из род­ных мест, из до­ма ми­фа?» По Или­чев­ско­му без­дом­но­го «по­рож­да­ет вре­мя», он – его ге­рой. Но и это не всё. Ге­ны не­при­ка­ян­но­го стра­даль­ца та­ят­ся в каж­дом че­ло­ве­ке: «Лю­бой че­ло­век на по­вер­ку не то что бомж, но бе­до­ла­га».

Цен­т­раль­ную оп­по­зи­цию рас­ска­за «Бич Бо­жий» мож­но обо­зна­чить как «сей­час» и «преж­де», че­рез ко­то­рую про­ис­хо­дит де­тер­ми­на­ция ми­фом на­сто­я­ще­го. Меж­ду эти­ми по­лю­са­ми – во­до­раз­дел, по­доб­ный «па­де­нию» в жиз­ни глав­но­го ге­роя рас­ска­за би­ча Коль­ки.

От­но­си­тель­но по­яв­ле­ния Коль­ки Са­ду­ла­ев де­ла­ет ти­пич­ное пред­по­ло­же­ние: «муж­чи­ны уез­жа­ли на ша­баш­ку, ча­ще все­го стро­ить фер­мы для кол­хо­зов-мил­ли­о­не­ров, ко­то­рые, по сда­че объ­ек­та, рас­пла­чи­ва­лись на­лич­ны­ми. По­лу­чив рас­чёт, они воз­вра­ща­лись. Ино­гда к ним при­би­вал­ся кто-ни­будь из або­ри­ге­нов или бро­дя­чих би­чей. Ви­ди­мо, так в Ша­ли по­пал и Коль­ка».

Коль­ка – ле­ген­дар­ная лич­ность, очень схо­жий с юро­ди­вым, тра­ди­ци­он­ным пер­со­на­жем рус­ской куль­ту­ры, жизнь ко­то­ро­го есть транс­крип­ция выс­ших смыс­лов, не­чи­та­е­мых для обыч­но­го ра­ци­о­наль­но­го со­зна­ния.

Схо­жий пер­со­наж есть в дру­гом рас­ска­зе Са­ду­ла­е­ва «Бло­ка­да» (http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/08/753/74.html). Там бла­жен­ная ста­ру­ха-де­воч­ка жи­вёт со­мнам­бу­лой в со­вре­мен­ной Рос­сии, буд­то на ок­ку­пи­ро­ван­ной фа­ши­с­та­ми тер­ри­то­рии и на каж­дом ша­гу вы­яв­ля­ет до­ка­за­тель­ст­ва и при­ме­ты это­го по­ра­бо­ще­ния. Ок­ку­па­ции, ко­то­рую мы, по­гряз­шие в ма­т­ри­це бы­то­вой су­е­ты, не за­ме­ча­ем. Вет­хая же де­воч­ка, на­обо­рот, об­ла­дая осо­бым ви­де­ни­ем, ос­т­ро ощу­ща­ет, а так­же пред­чув­ст­ву­ет гря­ду­щее об­нов­ле­ние, ос­во­бож­де­ние. Это ви­де­ние ино­го, внеш­не аб­сурд­но­го, яв­ля­ет­ся по­пыт­кой за­гля­нуть за де­ко­ра­ции бы­тия, в ко­то­рых тор­же­ст­ву­ет «об­ще­ст­во ка­мер­но­го спек­так­ля», си­с­те­ма на­вя­зан­ных ил­лю­зор­ных по­ст­ро­е­ний, штам­пов.

«Об­ще­ст­во ка­мер­но­го спек­так­ля» у Са­ду­ла­е­ва про­ти­во­по­с­тав­ля­ет­ся ми­ру об­щин­но­му, «ес­те­ст­вен­но­му», при­мат аб­со­лют­ной сво­бо­ды – жё­ст­ко­му пре­до­сте­ре­же­нию пе­ред ска­ты­ва­ни­ем в грех, раз­ру­ше­ние им­пе­рий (Древ­не­го Ри­ма, со­вет­ской) – па­де­нию обыч­но­го че­ло­ве­ка из-за про­стых че­ло­ве­че­с­ких при­вя­зан­но­с­тей.

Жизнь Коль­ки де­лит­ся на не­сколь­ко эта­пов. До то­го, как он по­лу­чил «ти­тул» би­ча, был мо­ря­ком. По­том же, в Ша­ли, пре­бы­вал как «пти­ца не­бес­ная» меж­ду не­бом и зем­лёй, для не­го един­ст­вен­ной ре­аль­но­с­тью стал мир транс­цен­дент­ный. Он счи­та­ет, что есть «од­на на­сто­я­щая кни­га, она у Гос­по­да на не­бе­сах, скри­жа­ли! В ней каж­дый че­ло­ве­чек за­пи­сан, вся судь­ба его, от рож­де­ния до смер­ти. По этой кни­ге и нуж­но жить. А дья­вол, ан­ти­христ, от Бо­га на зем­лю ушед­ши, всё хо­чет свою скри­жаль со­ста­вить, про­тив Бо­го­вой. И впи­сы­ва­ет в неё каж­до­го за­блуд­ше­го че­ло­ве­ка».

Так его бед­ность, не­стя­жа­тель­ст­во, его си­с­те­ма цен­но­с­тей про­ти­во­сто­ит за­блуж­де­ни­ям блуж­да­ю­щих по зем­ной го­ри­зон­та­ли лю­дей. И в этом во мно­гом со­сто­ял его «ду­хов­ный по­двиг».

 

Сле­ду­ю­щим важ­ней­шим эта­пом по­ве­ст­во­ва­ния о би­че Коль­ке яв­ля­ет­ся ис­то­рия его па­де­ния: «Толь­ко ду­хов­ные лю­ди мо­гут пасть. Толь­ко для них при­бе­ре­га­ет враг ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го са­мые хи­т­рые свои со­блаз­ны. Мир­ские лю­ди, пол­за­ю­щие по дну обус­лов­лен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния, дья­во­ла не ин­те­ре­су­ют. Они и так в его вла­с­ти». Аги­о­гра­фи­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра в изо­би­лии пред­став­ля­ет нам ис­то­рии ду­хов­ной бра­ни свя­тых, их ис­ку­ше­ний, со­блаз­не­ний, а по­рой и па­де­ний мо­на­хов. Ча­ще все­го это про­ис­хо­дит в си­ту­а­ции под­ме­ны, в при­ня­тии ил­лю­зии за ре­аль­ность, ведь дья­вол – обе­зь­я­на Бо­га.

 

Па­де­ние би­ча Коль­ки на­ча­лось с «обыч­ной при­вя­зан­но­с­ти» (ко­то­рых нет у ду­хов­ных лю­дей), с то­го мо­мен­та как он по­явил­ся с «мо­к­рым сле­пым ще­ноч­ком на ру­ках». По­сле ги­бе­ли пса Коль­ка опу­с­тил­ся, на­чал пить, под­во­ро­вы­вать, ку­рить «яд­рё­ные па­пи­ро­сы без филь­т­ра. Стал ху­же всех би­чей, во­ню­чий и гряз­ный». В ско­ром вре­ме­ни он умер в сель­ском КПЗ.

Ис­то­рия Коль­ки за­коль­цо­ва­на «дру­гой ис­то­ри­ей». Он как вет­хо­за­вет­ный Адам про­еци­ру­ет свой грех на весь про­чий мир. В се­ле стал по­яв­лять­ся чёр­ный пёс – ве­ст­ник бе­ды, по­том са­мо­лё­ты, сбра­сы­ва­ю­щие бом­бы. Пёс – оли­це­тво­ре­ние ду­ши са­мо­го Коль­ки. Пса ло­ви­ли, от­пу­с­ка­ли, по­сле че­го он в ви­де­ни­ях ав­то­ра по­бе­жал на се­вер и до сих пор пре­бы­ва­ет в пу­ти, раз­но­ся весть о бе­де. Так Коль­ка че­рез транс­фор­ма­цию в то­тем­ное жи­вот­ное пре­вра­ща­ет­ся в Бич Бо­жий.

«На­ста­ло вре­мя смер­ти боль­шой стра­ны», рас­па­да ми­фи­че­с­ко­го вре­ме­ни. При­чи­на всей этой ка­та­ст­ро­фы та­ит­ся во­все не во втор­же­нии вне­зем­но­го те­ла, не во все­мир­ном за­го­во­ре, но в от­па­да­нии каж­до­го че­ло­ве­ка, пусть да­же ра­нее бе­зу­преч­но­го. Ка­кой-то не­из­ве­ст­ный ви­рус по­ра­зил им­пе­рию, про­ник в серд­ца лю­дей. Ко­неч­но, воз­мож­но она са­ма бы­ла чем-то про­ти­во­ес­те­ст­вен­ным, хо­дом про­тив Бо­жь­е­го про­мыс­ла, та­ким же, ка­кой со­вер­шил Коль­ка, не­од­но­крат­но спа­сая об­ре­чён­но­го на по­ги­бель пса. С каж­дым спа­се­ни­ем при­вя­зан­ность всё бо­лее уве­ли­чи­ва­лась и в кон­це кон­цов при­об­ре­ла ка­кое-то тра­ги­че­с­ки-ми­с­ти­че­с­кое зна­че­ние.

Мы все слиш­ком при­вя­за­лись к зем­но­му, в си­лу че­го ста­ли жить в ми­ре сво­их грёз и на­вя­зан­ных ил­лю­зий, ста­ли «би­ча­ми», но­си­те­ля­ми на се­бе пе­ча­ти ка­ры не­бес­ной.

 

г. СЕ­ВЕ­РОД­ВИНСК


Ан­д­рей РУ­ДА­ЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования