Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 20.02.2009

Трагедия в повторах

Юрий МАМИН
Юрий МА­МИН

Юрий Мамин – один из значимых режиссёров российского кинематографа. Он – автор таких известных фильмов, как «Окно в Париж», «Фонтан», «Бакенбарды», «Праздник Нептуна». Себя характеризует как художника, которому близок жанр социальной сатиры, и как человека, влюблённого в кинематограф. Однако в кинотеатр режиссёр Мамин не ходит давно. Разве только на премьеру своей новой картины «Не думай про белых обезьян». С рассказа об особенностях этого фильма и начался наш разговор.

 

– Юрий Бо­ри­со­вич, ва­ша кар­ти­на на­зы­ва­ет­ся «Не ду­май про бе­лых обе­зь­ян». От­ку­да та­кое на­зва­ние?

– Есть вос­точ­ная прит­ча, ко­то­рая рас­ска­зы­ва­ет о том, как один мо­ло­дой че­ло­век, жи­ву­щий в древ­но­с­ти, хо­тел от­крыть се­бе тре­тий глаз. На­шёл му­д­ре­ца и по­про­сил ему по­мочь. «Нет ни­че­го про­ще, – ска­зал му­д­рец, – толь­ко не ду­май про бе­лых обе­зь­ян». «Я и так не ду­маю», – от­ве­тил юно­ша. «Вот и не ду­май даль­ше». Мо­ло­дой че­ло­век ушёл в ке­лью, а ут­ром при­шёл, не вы­спав­ший­ся, к му­д­ре­цу и го­во­рит, что вы со мной сде­ла­ли, я толь­ко и де­лаю, что ду­маю про бе­лых обе­зь­ян! «От­ны­не о них не ду­май, и от­сю­да нач­нёт­ся твоё ду­хов­ное со­вер­шен­ст­во­ва­ние», – ска­зал му­д­рец. Эта прит­ча нам со сце­на­ри­с­том по­нра­ви­лась, по­то­му что в ней со­дер­жит­ся один важ­ный мо­мент: мы не мо­жем гнать от се­бя мыс­ли, на­ше со­зна­ние за­ни­ма­ет то, что нам не­до­ступ­но.

Глав­ный ге­рой кар­ти­ны, мо­ло­дой пред­при­ни­ма­тель Во­ва Смо­ро­дин, в ис­пол­не­нии ар­ти­с­та Ми­ха­и­ла Та­ра­бу­ки­на, это че­ло­век, ко­то­рый ода­рён жил­кой биз­не­с­ме­на, ор­га­ни­за­то­ра, но пол­ной со­став­ля­ю­щей его, как че­ло­ве­ка, нет. Он не по­ни­ма­ет, как мож­но жить без де­нег, ра­до­вать­ся кра­со­те при­ро­ды, ему не­до­ступ­ны сти­хи. По­это­му судь­ба стал­ки­ва­ет его с людь­ми, ко­то­рые пред­став­ля­ют ху­до­же­ст­вен­ную бо­ге­му, но не мос­ков­скую и пе­тер­бург­скую с на­лё­том ис­кус­ст­вен­но­с­ти, а на­сто­я­щую, ни­щую. Эти лю­ди сбе­жа­ли из пси­хуш­ки, и вос­при­ни­ма­ют­ся на­шим ге­ро­ем, мяг­ко го­во­ря, с пре­зре­ни­ем, по­то­му что с точ­ки зре­ния бо­мон­да, тот, кто не бо­гат, тот не­удач­ник. Он про­сит тро­и­цу рас­кра­сить сте­ны его но­во­го ре­с­то­ран­чи­ка, но вме­с­то на­тюр­мор­та по­лу­ча­ют­ся фре­с­ки Страш­но­го су­да. Он воз­му­щён, но ока­зы­ва­ет­ся, что это име­ет ус­пех у по­се­ти­те­лей. Да­лее сю­жет рас­кры­вать не бу­ду, до­пол­ню толь­ко, что бе­лые обе­зь­я­ны, как пер­со­на­жи, то­же при­сут­ст­ву­ют в филь­ме. Это ком­пью­тер­ная ани­ма­ция, но она но­сит эле­мент ху­до­же­ст­вен­ной прав­ды, а не дань эф­фек­ту, как в аме­ри­кан­ских сказ­ках и филь­мах. По­ми­мо бе­лых обе­зь­ян, в филь­ме есть пер­со­на­жи, ко­то­рых ви­дит в сво­их ви­де­ни­ях один из ху­дож­ни­ков, это пер­со­на­жи Бо­с­ха, Брей­ге­ля и т.д. Вот та­кая кар­ти­на, ко­то­рая свя­за­на с ми­ром ис­кус­ст­ва и пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, где ста­вит­ся боль­шая про­бле­ма: что же в жиз­ни глав­ное?

– Мно­гие ва­ши кар­ти­ны но­сят ос­т­ро са­ти­ри­че­с­кий ха­рак­тер. Здесь вы ра­бо­та­е­те в том же жа­н­ре?

– Да, ме­ня все­гда при­вле­ка­ла со­ци­аль­ная са­ти­ра, кри­ти­ка об­ще­ст­ва, ко­то­рое да­ле­ко не со­вер­шен­но. Мне ка­жет­ся, что кри­ти­ка, ко­то­рая рож­да­ет­ся, в том чис­ле и в зри­тель­ном за­ле, оз­до­рав­ли­ва­ет об­ще­ст­во. И мы де­ла­ем ша­жок впе­рёд.

Се­го­дня глав­ная про­бле­ма в том, что в об­ще­ст­ве воз­ник­ли но­вые цен­но­с­ти – день­ги. Это не очень ха­рак­тер­но для Рос­сии, по­то­му что у нас при­ори­тет­ны­ми все­гда бы­ли ду­хов­ные цен­но­с­ти. И вся рус­ская ли­те­ра­ту­ра это ис­по­ве­до­ва­ла. Вспом­ни­те Льва Тол­сто­го, ко­то­рый по ны­неш­ним вре­ме­нам мог счи­тать­ся мил­ли­о­не­ром. Что он де­лал? Стро­ил шко­лы, хо­тел от­дать всё своё со­сто­я­ние пе­ред смер­тью. По­то­му что ду­хов­ные по­треб­но­с­ти бы­ли не­из­ме­ри­мо боль­ше, не­же­ли ма­те­ри­аль­ные. Мы всё жда­ли, что «но­вые рус­ские» на­ко­нец нач­нут вкла­ды­вать день­ги в куль­ту­ру и на­уку. Не слу­чи­лось. Но нуж­но ведь на­чи­нать воз­рож­дать те цен­но­с­ти, ко­то­рые в боль­шой стир­ке пе­ре­ст­рой­ки и по­ст­ро­е­ния ка­пи­та­лиз­ма бы­ли вы­бро­ше­ны. Мо­жет это и есть те бе­лые обе­зь­я­ны, о ко­то­рых мы долж­ны по­сто­ян­но ду­мать?

– С чем свя­зан дол­гий пе­ре­рыв в ва­шем твор­че­ст­ве?

– На эту кар­ти­ну мы очень дол­го ис­ка­ли день­ги. Око­ло пя­ти лет. По­то­му что в на­шем об­ще­ст­ве се­го­дня най­ти день­ги на кри­ти­че­с­кую кар­ти­ну слож­но. Мне в этом по­мо­га­ла же­на. И ар­ти­с­ты, ко­то­рые ра­бо­та­ли, по­рой не по­лу­чая во­вре­мя го­но­ра­ры. В за­стой­ные вре­ме­на бы­ли слу­чаи, ког­да ка­кой-ли­бо из­ба­ло­ван­ный вни­ма­ни­ем ар­тист или ре­жис­сёр ти­па Вла­ди­ми­ра Ба­со­ва го­во­рил, да, я хо­чу по­лу­чить боль­шие день­ги, по­то­му что вы хо­ти­те экс­плу­а­ти­ро­вать моё ли­цо, но, ес­ли вы мне пред­ло­жи­те ин­те­рес­ную роль, я го­тов снять­ся бес­плат­но. И вы­пол­нял это. Так, меж­ду про­чим, по­сту­па­ют мно­гие за­ру­беж­ные ар­ти­с­ты: мо­гут бес­плат­но снять­ся в кар­ти­не у де­бю­тан­та, ес­ли она им ин­те­рес­на, ес­ли они хо­тят ос­та­вить ка­кой-то след. В на­шей кар­ти­не со­бра­лись ар­ти­с­ты с та­кой же по­зи­ци­ей: Алек­сей Де­вот­чен­ко, Ан­вар Ли­ба­бов, Ека­те­ри­на Ксе­нь­е­ва и т.д.

– Я слы­ша­ла, что фор­ма кар­ти­ны не­о­быч­ная.

Юрий МАМИН
Юрий МА­МИН

– Это тра­ги­ко­ме­дия, на­пи­сан­ная сти­ха­ми. Се­го­дня в ки­но ма­ло го­во­рят сти­ха­ми. Бы­ли «Гу­сар­ская бал­ла­да», «Со­ба­ка на се­не», и это удач­ные филь­мы, но в на­шем филь­ме лю­ди раз­го­ва­ри­ва­ют под ритм. Мы ре­ши­ли, что это бу­дет как «Шер­бург­ские зон­ти­ки», толь­ко лю­ди бу­дут не петь, а го­во­рить, и это сра­зу со­здаст оп­ре­де­лён­ную ху­до­же­ст­вен­ную план­ку, при ко­то­рой сю­жет мо­жет со­сто­ять­ся и пре­вра­тить­ся в прит­чу, не­кое обоб­ще­ние. Как, к при­ме­ру, в пье­сах Шек­с­пи­ра. Этот та­нец слов и есть со­став­ля­ю­щая филь­ма. Сти­хи об­ла­да­ют осо­бой при­тя­га­тель­но­с­тью. Ус­лы­шав стро­ку, нам обя­за­тель­но хо­чет­ся ус­лы­шать сле­ду­ю­щую риф­му, ритм сти­ха нас за­хва­ты­ва­ет так же, как за­хва­ты­ва­ет ритм му­зы­ки мо­ло­дёжь на дис­ко­те­ке. Дру­гое де­ло, ес­ли стих со слож­ны­ми ас­со­ци­а­ци­я­ми, тог­да он не для ки­но, а для чте­ния. Осо­бен­ность ки­но – это ди­на­мич­но про­ис­хо­дя­щее дей­ст­вие, по­это­му пе­ред по­этом Вя­че­сла­вом Лей­ки­ным бы­ла по­став­ле­на за­да­ча: на­пи­сать каж­дый эпи­зод в раз­ном рит­ме и та­ким язы­ком, что­бы те, кто не лю­бит сти­хи, за­бы­ли о том, что это сти­хи, а те, кто лю­бит, по­лу­ча­ли удо­воль­ст­вие от их лёг­ко­с­ти. Мне ка­жет­ся, это уда­лось сде­лать.

– Мож­но на­звать ва­шу кар­ти­ну ан­ти­кри­зис­ной?

– Всё, что ка­са­ет­ся куль­ту­ры, для ме­ня не без­раз­лич­но. У нас сей­час мас­со­вая куль­ту­ра. Клас­си­че­с­кая куль­ту­ра хра­нит­ся на книж­ных пол­ках, в фи­лар­мо­ни­ях, в му­зе­ях. Её нет, к со­жа­ле­нию, на те­ле­ви­де­нии и в ки­но. А ведь это са­мые мас­со­вые фор­мы куль­ту­ры. Те­ле­ви­де­ние – ок­но в мир, а ки­но – са­мый де­мо­кра­ти­че­с­кий спо­соб про­ве­де­ния вре­ме­ни, раз­вле­че­ние и по­зна­ние ми­ра. Ки­но бы­ло силь­но тог­да, ког­да шло по сто­пам ли­те­ра­ту­ры, ког­да ста­ви­ло те же за­да­чи. Ведь ли­те­ра­ту­ра, как на­и­бо­лее про­дви­ну­тый вид ис­кус­ст­ва, в от­ли­чие от на­уки за­ни­ма­лась по­сти­же­ни­ем че­ло­ве­че­с­кой сущ­но­с­ти и от­но­ше­ни­я­ми меж­ду людь­ми. При­чём все­гда на но­вом уров­не, по­то­му что каж­дый пи­са­тель, ес­ли он дей­ст­ви­тель­но пи­са­тель, пред­ла­гал что-то своё в этом про­цес­се. Ки­но шло тем же пу­тём. И бы­ли та­кие филь­мы, по­сле про­смо­т­ра ко­то­рых лю­ди го­во­ри­ли ме­ся­ца­ми. Я по­мню, как мы сбе­га­ли с за­ня­тий, что­бы по­смо­т­реть но­вый фран­цуз­ский или ита­ль­ян­ский фильм. Не го­во­ря уже о том, что стыд­но бы­ло не знать но­вой пуб­ли­ка­ции в «Ино­ст­ран­ной ли­те­ра­ту­ре» или «Но­вом ми­ре». На ве­че­ра по­этов со­би­ра­лись ста­ди­о­на­ми. Это бы­ло дру­гое об­ще­ст­во, и оно силь­но из­ме­ни­лось за по­след­ние 10 – 15 лет. Про­изо­ш­ло «обур­жу­а­зи­ва­ние» Рос­сии. Куль­ту­ра бы­ла от­да­на биз­не­с­ме­нам от шоу-биз­не­са, и они ста­ли её про­да­вать как ово­щи, как кар­тош­ку. Зри­тель стал про­сто де­ся­тью дол­ла­ра­ми, а не че­ло­ве­ком. В этом об­ще­ст­ве за­да­ча – за­ра­бо­тать день­ги. Но от этой ус­та­нов­ки по­ст­ра­да­ло глав­ное, что у нас есть, по­то­му что боль­шим, чем рос­сий­ская куль­ту­ра, мы по­хва­с­тать не мо­жем. Что ка­са­ет­ся ан­ти­кри­зис­но­го мо­ти­ва, то, ес­ли у нас есть что-то за ду­шой, то от­сут­ст­вие де­нег бу­дет не страш­но. Я чи­тал в Ин­тер­не­те, что не­сколь­ко мил­ли­о­не­ров по­кон­чи­ли жизнь са­мо­убий­ст­вом. Что ж, ви­ди­мо, день­ги со­став­ля­ли смысл их жиз­ни, без них они ста­ли се­бе не­ин­те­рес­ны.

– Вы ска­за­ли, что дав­но не хо­ди­те в ки­но­те­атр? По­че­му?

– Как мно­гие мои дру­зья и лю­ди, ин­те­ре­су­ю­щи­е­ся ки­но, я пе­ре­стал хо­дить в ки­но­те­а­т­ры и по­се­щаю толь­ко фе­с­ти­ва­ли. Там со­би­ра­ет­ся дру­гая пуб­ли­ка. Она ве­дёт се­бя ина­че: не хло­па­ет две­рью, не зе­ва­ет, не раз­го­ва­ри­ва­ет по те­ле­фо­ну и, глав­ное, не жу­ёт поп­корн. Ког­да во­круг те­бя жу­ют, со­зда­ёт­ся ощу­ще­ние, что ты в ста­де, а тра­во­яд­ные, хоть и по­лез­ные жи­вот­ные, но ма­ло со­об­ра­жа­ю­щие. Та пуб­ли­ка, ко­то­рая по­сле про­смо­т­ра со­би­ра­лась и го­во­ри­ла, не бо­ясь опоз­дать на ме­т­ро, те­перь, на­вер­ное, си­дит по до­мам и смо­т­рит филь­мы по ви­део, и не те, что идут в ки­но­те­а­т­рах. По­то­му что у нас по­бе­дил мас­скульт, и ки­но, и те­атр, и пер­вые пол­ки книж­ных ма­га­зи­нов, ус­тав­лен­ные гла­мур­ным и кри­ми­наль­ным чти­вом, рас­счи­та­ны на убий­ст­во вре­ме­ни. Это раз­вле­ка­тель­ная вещь, к ис­кус­ст­ву она не име­ет от­но­ше­ния. И это про­яв­ле­ние на­шей се­го­дняш­ней куль­ту­ры, и не толь­ко рос­сий­ской, но и ми­ро­вой. Прав­да, за ру­бе­жом луч­ше об­сто­ит де­ло с из­би­ра­тель­но­с­тью, там каж­дый зри­тель мо­жет по­смо­т­реть своё ки­но. Ин­тел­лек­ту­аль­ное, ис­то­ри­че­с­кое, ре­т­ро­фильм и т.д. У нас это­го нет. У нас вот уже 10 – 15 лет зри­те­ля кор­мят ма­ку­ла­ту­рой раз­вле­че­ний, и по­это­му боль­шин­ст­во на­ших мо­ло­дых лю­дей в ки­но­те­а­т­рах жу­ют поп­корн.

– От­сут­ст­вие хо­ро­ше­го юмо­ра – это то­же тен­ден­ция ны­неш­не­го вре­ме­ни?

– Мне ка­жет­ся, юмор вы­со­ко­го уров­ня, ес­ли так мож­но вы­ра­зить­ся, свя­зан с са­ти­рой. Ког­да че­ло­век ос­т­ро­ум­ным сло­вом мо­жет под­нять­ся над си­ту­а­ци­ей, вы­ра­зить её так, что лю­ди на­чи­на­ют луч­ше по­ни­мать, и она на­чи­на­ет их не толь­ко рас­ст­ра­и­вать, но и за­бав­лять. Та­кой юмор при­сущ че­ло­ве­ку, ко­то­рый на­ст­ро­ен граж­дан­ст­вен­но, со­ци­аль­но. Но ес­ли ты хо­чешь за­ра­ба­ты­вать день­ги, та­кой юмор не при­го­ден, он пре­вра­ща­ет­ся в зу­бо­скаль­ст­во. Хо­тя мо­жет для здо­ро­вья это и по­лез­но, но лич­но мне нра­вит­ся смех ум­ный. Ког­да вспо­ми­на­ешь ка­кое-ли­бо вы­ра­же­ние клас­си­ка, и оно по­мо­га­ет при­нять си­ту­а­цию, под­шу­тить над ней. Та­ко­го юмо­ра сей­час не хва­та­ет. Не хва­та­ет, по­то­му что об­ще­ст­во на не­го не на­це­ле­но. Мы по­то­му так дол­го и ис­ка­ли день­ги на кар­ти­ну, по­то­му что об­ще­ст­во дру­гое. У вла­с­ти нет же­ла­ния что-то по­ме­нять вну­т­ри не­го, как это бы­ло в свя­зи с гор­ба­чёв­ской пе­ре­ст­рой­кой. Тог­да это же­ла­ние бы­ло, и я как раз по­пал в нуж­ное вре­мя в нуж­ный час. В од­но­ча­сье стал зна­ме­ни­тым. Ду­мал, бла­го­да­ря мо­ей ге­ни­аль­но­с­ти, но, ока­за­лось, так бы­ло нуж­но об­ще­ст­ву. А ког­да это­го нет, то при­хо­дит­ся бо­роть­ся, что­бы про­из­не­с­ти своё сло­во.

– Ва­ши даль­ней­шие твор­че­с­кие пла­ны? Ку­да от­кро­ет­ся ок­но?

– В бук­валь­ном смыс­ле хо­чу сни­мать «Ок­но в Па­риж – 2». Си­ту­а­ция с ок­ном, а её нам ког­да-то рас­ска­зал Алек­сей Гер­ман, со­кро­вищ­ни­ца сю­же­тов, из неё мож­но сде­лать пор­т­рет рус­ско­го че­ло­ве­ка на ран­де­ву с ми­ром. Тем бо­лее, рос­сий­ский че­ло­век зна­чи­тель­но из­ме­нил­ся за эти пят­над­цать лет. И, ко­неч­но, в этом ма­ло ве­сё­ло­го, но фильм дол­жен быть смеш­ным. По­то­му что ис­кус­ст­во долж­но быть пер­спек­тив­ным, оно долж­но да­вать вздох­нуть в кон­це.

– Что для вас, как ре­жис­сё­ра, яв­ля­ет­ся са­мым слож­ным при со­зда­нии филь­ма?

Юрий МА­МИН

– Са­ми съём­ки, ко­неч­но. На­пи­са­ние сце­на­рия – это му­чи­тель­ный про­цесс, мон­таж – ин­те­рес­ный про­цесс. А съём­ки – это поч­ти все­гда про­цесс бес­ко­неч­но­го ра­зо­ча­ро­ва­ния. По­то­му что ожи­да­ния не оп­рав­ды­ва­ют­ся. Не та по­го­да, не та кра­с­ка, не тот день, ар­тист не в том со­сто­я­нии. Я не в том на­ст­ро­е­нии. Так что ес­ли ре­жис­сёр пре­вы­сил нор­му на 60 про­цен­тов от сво­е­го за­мыс­ла – это уже уда­ча. Са­мое глав­ное и ин­те­рес­ное в на­шей про­фес­сии то, что я по­до­бен со­зда­те­лю. Я со­здаю аб­со­лют­но но­вый мир.

– Как вы от­но­си­тесь к за­ру­беж­ным пре­ми­ям?

– Про­ана­ли­зи­ро­вав ус­пе­хи пре­мий, дол­жен ска­зать, что они ме­ня аб­со­лют­но не впе­чат­ля­ют. Филь­мы, ко­то­рые по­лу­ча­ют глав­ные при­зы, не­до­стой­ны на­зы­вать­ся луч­ши­ми филь­ма­ми. Шка­ла цен­но­с­тей сло­ма­на не толь­ко в Рос­сии, но и во всём ми­ре. Она под­чи­не­на по­ли­ти­че­с­ким ин­те­ре­сам. И са­мое пе­чаль­ное, что это дез­ори­ен­ти­ру­ет зри­те­ля. Он пе­ре­ста­ет по­ни­мать, что хо­ро­шо, что пло­хо. Рань­ше мы по­ни­ма­ли, что «Про­ле­тая над гнез­дом ку­куш­ки» – это ге­ни­аль­но, а те­перь ос­ка­ров­ское «Чи­ка­го» и т.д. – это филь­мы ком­мер­че­с­ко­го ус­пе­ха. Фе­с­ти­валь, в от­ли­чие от этих по­ли­ти­че­с­ких иг­рищ, вы­ст­ра­и­ва­ет си­с­те­му цен­но­с­тей, и го­во­рит о том, что та или иная вещь – ху­до­же­ст­вен­ная, и не поз­во­ля­ет об­ще­ст­ву опу­с­кать­ся ни­же оп­ре­де­лён­ной план­ки. За ру­бе­жом это под­дер­жи­ва­ет­ся не­ко­ей обо­соб­лен­но­с­тью эли­ты, где лю­ди мо­гут пой­ти в ки­но­те­атр, на вы­став­ку, пред­наз­на­чен­ную для них. У нас это­го нет. У нас это на­зы­ва­ет­ся ту­сов­кой.

– Как вы счи­та­е­те, что нуж­но сде­лать, что­бы си­ту­а­ция из­ме­ни­лась?

– Нуж­но ре­шать за­да­чу на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не. Лю­ди, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся куль­ту­рой, об­ра­зо­ва­ни­ем, долж­ны, с мо­ей точ­ки зре­ния, про­явить во­лю, сде­лать аль­тер­на­тив­ное те­ле­ви­де­ние. Не за­пре­щать се­го­дняш­нее, так как это толь­ко вы­зо­вет не­здо­ро­вый ин­те­рес, а со­зда­вать аль­тер­на­ти­ву, где бы лю­ди мог­ли де­лать про­грам­мы, филь­мы не ра­ди де­нег, а, под­чи­ня­ясь че­ло­ве­че­с­ко­му, ху­до­же­ст­вен­но­му дол­гу. Тог­да мож­но со вре­ме­нем скло­нить боль­шую часть ау­ди­то­рии на свою сто­ро­ну, в том чис­ле мо­ло­дёжь, и вер­нуть ту ау­ди­то­рию, что се­го­дня пе­ре­ста­ла хо­дить в ки­но. Ну­жен го­су­дар­ст­вен­ный за­каз. Как бы­ло, на­при­мер, в Аме­ри­ке, в борь­бе с ра­сиз­мом. Се­го­дня за­клю­ча­ют­ся чёр­но-бе­лые бра­ки, и Аме­ри­ка вы­бра­ла чёр­но­го пре­зи­ден­та. Вот вам ре­зуль­тат мно­го­лет­ней де­я­тель­но­с­ти куль­ту­ры, пе­ред ко­то­рой пра­ви­тель­ст­вом бы­ла по­став­ле­на за­да­ча. Ког­да-то и у нас бы­ла го­су­дар­ст­вен­ная во­ля на борь­бу с бес­при­зор­но­с­тью, и в ре­зуль­та­те её по­яви­лись та­кие та­лант­ли­вые пе­да­го­ги, как Ан­тон Ма­ка­рен­ко. Сей­час кто-ли­бо про­яв­ля­ет во­лю? По­че­му у нас про­цве­та­ет ви­део­пи­рат­ст­во? Раз­ве ми­ли­ция не зна­ет, где пе­ча­та­ют по но­чам эти кон­тра­факт­ные дис­ки? Так­же из­ве­ст­но, где со­би­ра­ют­ся на­ци­о­на­ли­с­ты. Но нет го­су­дар­ст­вен­ной во­ли. Или есть дру­гая во­ля…

Тол­стой го­во­рил: «Мир рух­нет, да и чёрт с ним, вот толь­ко куль­ту­ру жал­ко». И, прав­да, жал­ко. Толь­ко рус­ская куль­ту­ра пред­ло­жи­ла ми­ру гу­ма­ни­с­ти­че­с­кую идею в ли­те­ра­ту­ре. Толь­ко наш ге­рой хо­чет быть по­лез­ным. Дру­гая ли­те­ра­ту­ра, куль­ту­ра то­же чрез­вы­чай­но обо­га­ща­ют мир, но они – дру­гие. А ког­да мы те­ря­ем соб­ст­вен­ную куль­ту­ру и бе­рём для се­бя чу­жие фор­мы, мы их де­ла­ем ху­же, сла­бее, по­то­му что это по­вто­ры. В этом и со­сто­ит тра­ге­дия се­го­дняш­не­го вре­ме­ни.  


Бе­се­ду ве­ла На­та­лья АЛЕК­СЮ­ТИ­НА
г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования