Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 20.02.2009

Журналистика без глянца

 По­дён­щи­на

 

Вот но­вая кни­га Еле­ны На­умо­вой из Вят­ки «Се­рая кош­ка на бе­лом об­ла­ке». Ди­ву да­ёшь­ся! Ка­за­лось бы, да­лё­кая про­вин­ция, эпи­зо­ды ог­руб­лен­ной жиз­ни, – что тут но­во­го? Да нет, соч­но, уди­ви­тель­но, не про­вин­ци­аль­но и не сто­лич­но-гла­мур­но. Про­сто, та­лант­ли­во, ху­до­же­ст­вен­но, прон­зи­тель­но.

Дру­гой при­мер. Ок­тябрь, 2008. Ива­нов­ские на­уч­но-ли­те­ра­тур­ные чте­ния, по­свя­щён­ные по­эту, пуб­ли­ци­с­ту и фи­ло­со­фу Рус­ско­го За­ру­бе­жья Ге­ор­гию Ива­но­ву, – в Ли­тин­сти­ту­те им. Горь­ко­го с уча­с­ти­ем ИМ­ЛИ, ИР­ЛИ, МГУ. Кла­дезь мыс­лей, кла­дезь ста­рых и но­вых фак­тов, но­вые об­ра­зы и име­на.

Ук­ра­ин­ский при­мер. Седь­мой Меж­ду­на­род­ный кон­гресс ук­ра­и­ни­с­тов, Ки­ев, июнь, 2008. Раз в два го­да по­оче­рёд­но в раз­ных круп­ных на­уч­ных цен­т­рах Ук­ра­и­ны со­би­ра­ют­ся учё­ные все­го ми­ра, ко­то­рые изу­ча­ют Ук­ра­и­ну, – 25 стран. Здесь ус­лы­шишь са­мые не­мыс­ли­мые эко­но­ми­че­с­кие и по­ли­то­ло­ги­че­с­кие мо­де­ли и фак­ты по раз­ви­тию стран СНГ, по­зна­ко­мишь­ся с за­пад­ны­ми об­раз­ца­ми, ус­лы­шишь и со­вре­мен­ных вос­точ­ных му­д­ре­цов.

И вот ког­да иной жур­на­лист оку­на­ет­ся во всё это, он по­ни­ма­ет: а есть че­му за­ви­до­вать. Есть в чём за­ви­до­вать та­лант­ли­во­му ли­те­ра­то­ру или учё­но­му. Там – чи­с­тое ис­кус­ст­во и чи­с­тая на­ука, про­стор для во­об­ра­же­ния, тут – по­дён­ная ра­бо­та.

 

 

Ко­му ну­жен ак­ва­ри­ум с затх­лой во­дой?

 

Хро­ма­ет жур­на­ли­с­ти­ка как жанр? У не­го на­ме­ти­лись из­держ­ки?

Но от­вет на этот во­прос оче­ви­ден. Да­же ес­ли взять да­лё­кую ис­то­рию, для бес­при­с­т­ра­ст­но­с­ти, уже так на­зы­ва­е­мые рус­ские очер­ки (Ра­ди­щев, Ка­рам­зин, Гри­бо­е­дов, Бес­ту­жев-Мар­лин­ский, Ак­са­ков, Даль, Ко­ко­рев, Мак­си­мов, Да­ни­лев­ский, Ми­хай­лов, Ус­пен­ский, Слеп­цов) сви­де­тель­ст­ву­ют: жур­на­ли­с­ти­ка спо­соб­на опи­сать ма­с­тер­ски своё вре­мя.

Наталья ГОЛОВАНОВА
На­та­лья ГО­ЛО­ВА­НО­ВА

Но по­че­му же тог­да мы не ус­та­ём по­до­зре­вать, что жур­на­ли­с­ти­ка «ран­гом ни­же» ли­те­ра­ту­ры, на­уки, ис­кус­ст­ва и дру­гих на­и­бо­лее изы­с­кан­ных, на­и­бо­лее ин­ди­ви­ду­аль­ных сфер? И бе­жим из неё в два край­них со­сто­я­ния – в ар­хив­но-книж­ное, где за­ве­до­мо есть сун­дук с ла­ком­ст­ва­ми, и в мно­го­про­ст­ран­ст­вен­ный, мно­го­обе­ща­ю­щий Ин­тер­нет. Что ме­ша­ет жи­вой жур­на­ли­с­ти­ке быть на уров­не? По край­ней ме­ре, в на­ше вре­мя?

Где стиль, где ин­ди­ви­ду­аль­ность ав­то­ров? Как го­во­рит­ся, на­ро­ду мно­го, лю­дей ма­ло: СМИ мно­го, бо­лее 1000 за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­но в иной рос­сий­ской гу­бер­нии, прак­ти­че­с­ки в каж­дой ук­ра­ин­ской об­ла­с­ти, а при­лич­ных ав­то­ров, име­ю­щих твор­че­с­кое ли­цо и соб­ст­вен­ный го­лос, – увы. Хоть бы один-два на ты­ся­чу пи­шу­щих и го­во­ря­щих в эфи­ре. Или унич­то­же­нию, а так­же не-по­яв­ле­нию ав­то­ров спо­соб­ст­ву­ет так на­зы­ва­е­мый со­вре­мен­ный топ-ме­недж­мент из­да­ний и ка­на­лов, ме­ди­а­хол­дин­гов?! Сей­час ведь всё как де­ла­ет­ся? Да так же, как и в мяс­ных лав­ках, как и в су­пер­мар­ке­тах: при­шли жел­то­ро­ти­ки в те­атр, в СМИ, с осо­зна­ни­ем од­ной толь­ко ди­лем­мы «вы­год­но – не­вы­год­но», и впе­рёд, по­ле пе­ред со­бой рас­чи­с­ти­ли, как меш­ки ту­да-сю­да рас­ки­да­ли, по­ста­ви­ли жизнь на счёт­чик, и нет про­блем.

А ведь мно­гое по за­ко­ну мяс­ной лав­ки и де­ла­ет­ся. Взять ос­ве­ще­ние цен­т­раль­ны­ми ка­на­ла­ми и пе­чат­ны­ми СМИ пи­ко­вых во­про­сов – раз­ви­тия стра­ны, пост­со­вет­ско­го про­ст­ран­ст­ва, ре­ше­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов. Это что, до­стой­ный уро­вень?! Да это за­дач­ки для пер­во­го клас­са, на­спех ре­шён­ные по ме­то­ду «три пи­шем два в уме», и всё вид­но, и нит­ки за­ка­зу­хи тор­чат, как про­седь в гу­с­той ше­ве­лю­ре. Те же не­дав­ние Ива­нов­ские чте­ния (пер­вые в Моск­ве, в Рос­сии, пер­вые в ми­ре!) мос­ков­ским и все­рос­сий­ским ТВ не ос­ве­ща­лись ни­как. По край­ней ме­ре, оба дня чте­ний в за­ле не бы­ло ни од­ной те­ле­ка­ме­ры. Меж­ду­на­род­ные кон­грес­сы ук­ра­и­ни­с­тов, ко­то­рые впо­ру уже на­звать все­мир­ны­ми, в 90-е го­ды во­об­ще ос­ве­ща­лись толь­ко ску­по ме­ст­ным ТВ ук­ра­ин­ско­го го­ро­да, в ко­то­ром он про­во­дил­ся, и лишь с 2002 го­да сю­да ста­ло за­гля­ды­вать ТВ Пер­во­го ук­ра­ин­ско­го ка­на­ла, очень не­на­дол­го, для ба­наль­ных ко­рот­ких но­во­стей.

На те­ле- и ра­дио­ка­на­лах в на­ши дни поч­ти не ви­дим и не слы­шим клас­си­че­с­кой му­зы­ки, не слы­шим кон­цер­тов хо­ро­ше­го джа­за, не на­блю­да­ем по­ис­ка но­вых имён в ис­кус­ст­ве.

Жизнь лю­дей, тем бо­лее жизнь про­вин­ции, а из про­вин­ции со­сто­ит две тре­ти Рос­сии, Ук­ра­и­ны и Бе­ла­ру­си, – так во­об­ще ос­та­ёт­ся за ка­д­ром. Ви­дим толь­ко ЧП и скан­да­лы. Судь­бу че­ло­ве­ка ви­дим толь­ко бла­го­да­ря про­грам­мам-шоу. Из рос­сий­ских та­ко­го пла­на чуть ли не луч­шие по ре­жис­су­ре и за­дум­ке в пред­став­ле­нии зри­те­ля – ме­ди­а­вер­сия «Cosmopolitan» на «ТНТ», «По­след­ний ге­рой» с Ксе­ни­ей Соб­чак на Пер­вом ка­на­ле и «Рож­дён­ные в СССР» с Вла­ди­ми­ром Гла­зу­но­вым на «Но­с­таль­гии», из ук­ра­ин­ских, как ни стран­но, – на­ск­возь глян­це­вая пе­ре­да­ча-рас­сказ Ка­ти Осад­чей о ту­сов­ках мил­ли­о­не­ров «Свет­ская жизнь», ряд пе­ре­дач на СТБ и се­ри­а­лы.

Про­бле­мы то­же по­да­ют­ся в ви­де шоу или в но­во­стях с гар­ни­ром – гип­но­зом, ма­ни­пу­ля­ци­ей, на­бо­ром тех­но­ло­гий. В Ук­ра­и­не есть про­грам­мы Ан­д­рея Ку­ли­ко­ва «Сво­бо­да сло­ва» на «ICTV», «Сво­бо­да на Ин­те­ре» и «Шу­с­тер live» на те­ле­ка­на­ле «Ук­ра­и­на». Ма­ло то­го что две по­след­ние идут по пят­ни­цам в од­но и то же вре­мя и длят­ся до че­ты­рёх ча­сов. Зри­тель, ес­ли он хоть чуть-чуть пси­хо­ло­ги­че­с­ки слаб или рас­слаб­лен в это вре­мя, ри­с­ку­ет быть за­гип­но­ти­зи­ро­ван­ным и обо­кра­ден­ным и во вре­ме­ни от­ды­ха, и во вре­ме­ни ра­бо­ты на ог­ром­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни! И как ему по­да­дут про­бле­му? Её да­же не раз­жу­ют, а про­сто за­жу­ют, как ко­нь­як ли­мо­ном, и бро­сят, слов­но по­лу­пья­но­го, в крес­ло, где ду­рак и про­дрых­нет до сле­ду­ю­ще­го пят­нич­но­го гип­но-шоу. 21 но­я­б­ря 2008 го­да в про­грам­ме «Шу­с­тер-live» об­суж­да­ли те­му Го­ло­до­мо­ра в Ук­ра­и­не. При­гла­си­ли рос­си­ян – Со­ко­ло­ву, Ла­ты­ни­ну, Нем­цо­ва, Ми­т­ро­фа­но­ва. И так «за­ма­за­ли» во­прос! Всё, что го­во­ри­лось, «пах­ло» све­де­ни­ем счё­тов каж­до­го го­во­ря­ще­го с те­ми, кто явил­ся при­чи­ной его лич­ных не­уря­диц. И это – в про­грам­ме на сто­лич­ном те­ле­ка­на­ле Ук­ра­и­ны!

А мы го­во­рим – уро­вень на­уки, уро­вень вы­со­ких об­раз­цов ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Да­же о кни­гах и куль­ту­ре ма­ло и не­уме­ло го­во­рим с те­ле­экра­на. Те­ле­ка­нал «Рос­сия» на­чал хо­ро­шее шоу по это­му по­во­ду – «Куль­тур­ная ре­во­лю­ция». Но пре­крас­ная пе­ре­да­ча «Кни­га.ua» на Пер­вом те­ле­ка­на­ле Ук­ра­и­ны идёт да­ле­ко не в прайм-тай­ме по суб­бо­там (16.30) и без по­вто­ра в по­сле­ду­ю­щие дни.

По­че­му так? И по­че­му на цен­т­раль­ных ка­на­лах, в цен­т­раль­ных из­да­ни­ях, за не­мно­ги­ми ис­клю­че­ни­я­ми, хоть в Рос­сии, хоть в Ук­ра­и­не, мус­си­ру­ет­ся од­но и то же: ли­бо об­раз по­ли­ти­ку­ма стра­ны, ли­бо ис­клю­чи­тель­но круп­ный биз­нес, ли­бо эфир за­пол­ня­ет­ся од­ни­ми и те­ми же звёз­да­ми шоу-биз­не­са в раз­ных ипо­с­та­сях, и че­ло­век, преж­де все­го че­ло­век ду­ма­ю­щий, ре­аль­ный – ре­аль­ный рос­си­я­нин, ук­ра­и­нец – ото­дви­га­ет­ся на са­мые даль­ние за­двор­ки?

Кто бы­ва­ет на та­ких ме­ро­при­я­ти­ях, как се­ми­нар по твор­че­ст­ву Ан­то­ния Су­рож­ско­го в Биб­ли­о­те­ке-фон­де Рус­ско­го За­ру­бе­жья 9 фе­в­ра­ля се­го го­да в Моск­ве, зна­ет, как та­лант­ли­ва, бе­зум­но та­лант­ли­ва на­ша ин­тел­ли­ген­ция. Как она мо­жет по­ле­ми­зи­ро­вать, как об­раз­но, убе­ди­тель­но она мо­жет го­во­рить, как ве­лик ба­гаж зна­ний ино­го да­же не­дип­ло­ми­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка, как вы­со­ки ус­т­рем­ле­ния мно­гих лю­дей. Со­вер­шен­но по­нят­но, как ди­ко вос­при­ни­мать та­ко­му че­ло­ве­ку на­шу об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кую прес­су, осо­бен­но цен­т­раль­ную, рос­сий­скую и ук­ра­ин­скую, эле­к­трон­ную и пе­чат­ную.

И как ди­ко при этом ви­деть га­зет­ные ки­о­с­ки в цен­т­ре той же Моск­вы, где в про­да­же есть всё-всё, есть и тот и этот гля­нец, та и эта ма­ку­ла­ту­ра с объ­яв­ле­ни­я­ми, но нет ве­ду­щих ли­те­ра­тур­ных га­зет Рос­сии, нет ка­че­ст­вен­ных тол­стых ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов… Ко­му ну­жен этот ак­ва­ри­ум-тер­ра­ри­ум с прес­но-затх­лой во­дой и ис­праж­не­ни­я­ми пло­то­яд­но жи­ву­щих?

В раз­ре­зе по­доб­ных стра­да­ний бы­ло очень лю­бо­пыт­но по­бы­вать на еже­год­ной Все­рос­сий­ской кон­фе­рен­ции жур­на­ли­с­ти­ки на жур­фа­ке МГУ им. Ло­мо­но­со­ва 9 – 11 фе­в­ра­ля 2009 го­да.

 

 

Ос­нов­ной ге­рой СМИ – шоу-биз­нес и на­чаль­ст­во

 

Ис­чер­пать и ре­шить про­бле­му при­бли­же­ния кон­тен­та и ка­че­ст­ва ма­те­ри­а­лов со­вре­мен­ных СМИ к ре­а­ли­ям жиз­ни не­воз­мож­но да­же те­о­ре­ти­че­с­ки. Од­на­ко кон­фе­рен­ция в МГУ яви­ла со­бой оче­ред­ной раз яр­чай­шее по­движ­ни­че­с­кое дей­ст­во и но­вый про­рыв в по­ни­ма­нии про­бле­мы. Кон­фе­рен­ция еже­год­ная, про­во­дит­ся 15 лет, и уже в этом – её ле­то­пис­ность и фун­да­мен­таль­ность, уже в этом – её прак­ти­че­с­кая ус­т­рем­лён­ность, её на­ко­пи­тель­ный и твор­че­с­кий ха­рак­тер.

Бо­лее 400 до­кла­дов пред­став­ле­ны в сбор­ни­ке те­зи­сов кон­фе­рен­ции «Об­ще­ст­вен­ная по­ве­ст­ка дня и ком­му­ни­ка­тив­ные прак­ти­ки СМИ», вы­пу­щен­ном на­ка­ну­не. Боль­шин­ст­во уча­ст­ни­ков бы­ли из Рос­сии. Бы­ли лич­но ли­бо пред­ста­ви­ли свои до­кла­ды Ки­тай, Ирак, Вен­г­рия, Да­ния, Фин­лян­дия, Фран­ция, США, Бе­ло­рус­сия, Мол­до­ва, Азер­бай­д­жан, Уз­бе­ки­с­тан, Та­д­жи­ки­с­тан, Ка­зах­стан, – те­о­ре­ти­ки из уни­вер­си­те­тов и прак­ти­ки, пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных СМИ.

В рам­ках кон­фе­рен­ции ра­бо­та­ли 13 сек­ций, про­шло 22 круг­лых сто­ла и не­сколь­ко за­се­да­ний. Го­во­ри­ли об ак­ту­аль­ных про­бле­мах со­вре­мен­но­с­ти, о во­ен­ном кон­флик­те на Кав­ка­зе, о ры­ноч­ных стра­те­ги­ях СМИ, о рек­ла­ме, книж­ном мар­ке­тин­ге, ти­по­граф­ских про­бле­мах, о фи­нан­со­вом кри­зи­се и мас­со­вой об­ще­ст­вен­ной по­ве­ст­ке дня. Го­во­ри­ли о кон­тен­те, жа­н­рах и ме­та­язы­ке эле­к­трон­ных ме­диа, о язы­ке. Го­во­ри­ли о ме­ди­а­кри­ти­ке и ме­ди­а­ин­ду­с­т­рии, об об­ще­ст­вен­ной экс­пер­ти­зе со­дер­жа­ния СМИ, об ау­ди­то­рии. Го­во­ри­ли о ра­дио­жур­на­ли­с­ти­ке, о ци­ф­ро­вом ТВ, пе­чат­ных СМИ, о ме­ст­ной прес­се. Го­во­ри­ли о мо­ло­дё­жи, о со­вре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях и но­вых ме­диа, о пуб­ли­ци­с­ти­ке в глян­це­вых из­да­ни­ях. Го­во­ри­ли да­же о ме­ди­ап­си­хо­ло­гии, о ген­дер­ной по­ве­ст­ке дня в СМИ и жен­щи­нах-жур­на­ли­ст­ках, о жур­на­лист­ском об­ра­зо­ва­нии, о во­про­сах пра­ва и эко­ло­гии. На­ко­нец, го­во­ри­ли о жур­на­ли­с­ти­ке рус­ской эми­г­ра­ции и про­фес­си­о­наль­ных ком­му­ни­ка­ци­ях жур­на­ли­с­тов. От­дель­но го­во­ри­ли о за­ру­беж­ных СМИ, о СМИ стран СНГ пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да.

Ду­шой мно­гих за­се­да­ний бы­ли де­кан фа­куль­те­та жур­на­ли­с­ти­ки МГУ про­фес­сор Еле­на Вар­та­но­ва и пре­зи­дент жур­фа­ка, мно­го­лет­ний его де­кан про­фес­сор Ясен За­сур­ский.

Им ак­тив­но по­мо­га­ли про­фес­со­ра фа­куль­те­та жур­на­ли­с­ти­ки МГУ, сре­ди них – Азад Иб­ра­ги­мов, Люд­ми­ла Ша­рон­чи­ко­ва, На­та­лья Чер­ны­шо­ва.

В СНГ на­рож­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мая аб­со­лют­но не­за­ви­си­мая прес­са. Име­ет­ся в ви­ду не за­ви­ся­щая ни от боль­шо­го биз­не­са, ни от по­ли­ти­ков, а лишь от ав­то­ров и чи­та­те­лей. По­яв­ле­нию и всё боль­ше­му раз­ви­тию та­ко­го ро­да прес­сы спо­соб­ст­ву­ет вне­д­ре­ние в на­шу жизнь Ин­тер­не­та. Это, в свою оче­редь, ве­дёт к ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции прес­сы. Сей­час из­да­ние мо­жет пред­ста­вить се­бя в Ин­тер­не­те, это эко­но­мич­но, по­лу­ча­ет­ся, так ска­зать, СМИ без СМИ. Лю­бой учё­ный, ис­сле­до­ва­тель мо­жет со­здать свой сайт, мо­жет об­щать­ся один на один с ин­фор­ма­ци­ей че­рез Ин­тер­нет. Име­ем мо­биль­ную жур­на­ли­с­ти­ку и мо­биль­ное об­ще­ст­во. Жур­на­ли­с­ти­ка ста­но­вит­ся вез­де­су­щей. Оби­лие ин­фор­ма­ции име­ет об­рат­ную сто­ро­ну – воз­мож­ную дез­ин­фор­ма­цию. Тут ста­но­вит­ся важ­ной роль ана­ли­ти­ков.

В Ук­ра­и­не пре­тер­пе­ва­ет мо­ди­фи­ка­цию та­кое по­ня­тие, как кри­ти­ка вла­с­ти. Лет 10 в Ук­ра­и­не кри­ти­ку­ют власть. Но важ­но, как это де­лать. Кри­ти­ка без ана­ли­за, без яр­ко­го пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ко­го тек­с­та – ни­что, а вер­нее, то же мус­си­ро­ва­ние те­мы вла­с­ти и пре­уве­ли­че­ние её ро­ли. Ук­ра­ин­ская жур­на­ли­с­ти­ка уже по гор­ло сы­та та­ко­го ро­да ма­те­ри­а­ла­ми и жур­на­лист­ски­ми рас­сле­до­ва­ни­я­ми, жур­на­ли­с­ти­ка в Ук­ра­и­не уже пы­та­ет­ся ид­ти даль­ше. Идёт по­иск жа­н­ров и ав­то­ров, всё боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­но­му на­ча­лу в тек­с­те. Ухо­дит и та­кое яв­ле­ние, как сло­во­по­мол, – ли­хие тек­с­ты ра­ди од­них толь­ко тек­с­тов. Рав­но как не удов­ле­тво­ря­ют шаб­лон, схе­ма­тизм по­да­чи про­бле­мы, жон­г­ли­ро­ва­ние по­ня­ти­я­ми и име­на­ми то­го же по­ли­ти­ку­ма.

Есть ин­те­рес­ный эф­фект: на сло­бо­жан­ской рос­сий­ской Бел­го­род­чи­не в ме­ст­ной прес­се ме­ст­ную власть ещё не кри­ти­ко­ва­ли, а на со­сед­ней сло­бо­жан­ской ук­ра­ин­ской Харь­ков­щи­не та­кой кри­ти­ки объ­е­лись, та­кая кри­ти­ка в ме­ст­ной прес­се су­ще­ст­ву­ет уже око­ло 10 лет. Яв­ле­ния раз­ные, но ре­зуль­тат один – нуж­но что-то дру­гое, нуж­ны ка­че­ст­вен­ные ма­те­ри­а­лы. В этом смыс­ле са­мая ин­те­рес­ная прес­са – не под­дер­жи­ва­е­мая по­ли­ти­ка­ми и биз­не­сом, а твор­че­с­кая и ав­тор­ская. Это толь­ко пе­чат­ные СМИ и Ин­тер­нет-из­да­ния. Те­ле­ви­де­ние и ра­дио по та­кой схе­ме не вы­жи­вут. Факт: в ма­лых го­ро­дах Ук­ра­и­ны и, ска­жем, Под­мо­с­ко­вья сей­час ра­бо­та­ют до 10 СМИ. Это 5 – 6 га­зет, 3 – 5 ТВ и 1 – 2 ра­дио. При этом за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­но бы­ва­ет до 30 СМИ, не­ко­то­рые из ко­то­рых за го­ды не­за­ви­си­мо­с­ти уже от­кры­лись и за­кры­лись.

Ин­те­рес­ные дан­ные пред­ста­ви­ла про­фес­сор МГУ Ири­на Фо­ми­чё­ва. Со­глас­но её ис­сле­до­ва­ни­ям, ес­ли го­во­рить об ау­ди­то­рии СМИ, в об­ще­ст­ве нет ни­ка­ких ком­мун, ни в ма­лых го­ро­дах-по­сёл­ках-сё­лах, ни в сто­ли­цах. Всё раз­роз­не­но, лю­ди раз­де­ле­ны. Это ещё бо­лее ус­лож­ня­ет по­ни­ма­ние ро­ли СМИ в ны­неш­них ус­ло­ви­ях. Га­зе­та уже не мо­жет объ­е­ди­нить лю­дей, но она ста­но­вит­ся фа­си­ли­та­то­ром – сред­ст­вом со­зда­ния ус­ло­вий для вы­ска­зы­ва­ний. Но как пред­став­ле­ны се­го­дня рос­си­я­не в сво­ей прес­се? Ра­бо­чие пред­став­ле­ны в 18 раз мень­ше, чем они при­сут­ст­ву­ют в об­ще­ст­ве фи­зи­че­с­ки. Пред­при­ни­ма­те­ли пред­став­ле­ны мень­ше в 15 раз, чем они пред­став­ле­ны в об­ще­ст­ве. А вот гос­слу­жа­щие пред­став­ле­ны в 10 – 15 раз боль­ше, чем они су­ще­ст­ву­ют ре­аль­но. Ос­нов­ной ге­рой цен­т­раль­ных СМИ – шоу-биз­нес. Ос­нов­ной ге­рой ме­ст­ных СМИ – ме­ст­ное на­чаль­ст­во.

 

 

Кош­ма­ры ли­те­ра­ту­ры и жур­на­ли­с­ти­ки

 

Оп­ре­де­лён­ный ин­те­рес у уча­ст­ни­ков кон­фе­рен­ции вы­звал круг­лый стол «Пуб­ли­ци­с­ти­ка в глян­це­вых из­да­ни­ях», ко­то­рый ве­ла про­фес­сор МГУ Еле­на Зе­ле­ни­на. Был пред­став­лен ин­те­рес­ный жур­нал о рус­ской куль­ту­ре за ру­бе­жом «Иные бе­ре­га». Очень стро­гой и пас­си­о­нар­ной по­ка­за­лась уча­ст­ни­кам круг­ло­го сто­ла глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла Ана­с­та­сия Еф­ре­мо­ва. Ана­с­та­сия под­черк­ну­ла, что тот кош­мар, ко­то­рый поз­во­ли­те­лен в мас­со­вой ли­те­ра­ту­ре, из­да­ва­е­мой боль­ши­ми ти­ра­жа­ми, не­поз­во­ли­те­лен в глян­це­вых жур­на­лах, здесь долж­но быть ка­че­ст­во и толь­ко ка­че­ст­во. По её сло­вам, пуб­ли­ци­с­ты се­го­дня от­вет­ст­вен­нее се­бя ощу­ща­ют, чем бел­ле­т­ри­с­ты, и от­вет­ст­вен­нее ве­дут. Она да­же за­яви­ла, что, на­при­мер, Та­ть­я­на Тол­стая её со­вер­шен­но не ус­т­ра­и­ва­ет как бел­ле­т­рист, но как пуб­ли­цист она за­ме­ча­тель­ная.

Рис. Валерия Рыбакова
Рис. Валерия Рыбакова

Жур­нал «Муж­ская ра­бо­та», то­же пред­став­лен­ный на за­се­да­нии, вы­звал у уча­ст­ни­ков мас­су во­про­сов. По­че­му жур­нал за­кры­тый и не про­да­ёт­ся, а так­же не рас­про­ст­ра­ня­ет­ся за пре­де­ла­ми ад­ми­ни­с­т­ра­ции Пре­зи­ден­та РФ, Гос­ду­мы, ФСБ, пра­ви­тель­ст­ва Моск­вы и близ­ких к ним струк­тур? По­че­му ре­дак­то­ра ус­т­ра­и­ва­ет столь уз­кая ау­ди­то­рия жур­на­ла, при этом ис­кус­ст­вен­но со­здан­ная? И по­че­му, ес­ли в жур­на­ле, как бы­ло ска­за­но, пе­ча­та­ют­ся вы­со­ко­класс­ные очер­ки, нель­зя из­да­вать скром­нее, на бо­лее де­шё­вой бу­ма­ге, с мень­шим ко­ли­че­ст­вом фо­то, – ведь всё рав­но бу­дут чи­тать?

Со­сто­я­лась це­лая дис­кус­сия о кни­гах Ири­ны Ха­ка­ма­ды, ко­то­рая долж­на бы­ла уча­ст­во­вать в за­се­да­нии круг­ло­го сто­ла, но её сва­лил тя­жё­лый грипп, и дис­кус­сию о её твор­че­ст­ве про­ве­ла мо­ло­дой пуб­ли­цист Ма­ри­на Кот­ля­ро­ва.

От­дель­но про­шёл круг­лый стол, по­свя­щён­ный 95-ле­тию жур­на­ла «Жур­на­лист». Бы­ла поч­ти вся ред­кол­ле­гия жур­на­ла во гла­ве с шеф-ре­дак­то­ром Ни­ко­ла­ем Ми­хай­ло­вым. Уча­ст­ни­кам круг­ло­го сто­ла по­да­ри­ли ксе­ро­ко­пии пер­во­го но­ме­ра жур­на­ла за 1914 год. У жур­на­ла вы­со­кий про­фес­си­о­наль­ный уро­вень. Мно­го про­ек­тов, в ча­ст­но­с­ти, мо­ло­дёж­ные. Не­дав­но «Жур­на­лист» бла­го­да­ря сво­им кон­курс­ным про­ек­там от­крыл стра­не Ка­ри­ну За­ха­ро­ву из Перм­ской об­ла­с­ти, её пре­крас­ные ху­до­же­ст­вен­ные и пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кие фо­то. От­крыл он и ав­то­ров очер­ка «Ан­гар­ский го­во­рок» (Крас­но­яр­ский край) и очер­ка «Ягод­ка» (Во­ро­неж­ская об­ласть). У жур­на­ла есть про­бле­мы ор­га­ни­за­ции про­даж. И есть, бе­зус­лов­но, про­бле­мы кон­так­тов с из­да­ни­я­ми-кол­ле­га­ми стран СНГ. В ча­ст­но­с­ти, нет ак­тив­ных свя­зей с «Жур­на­ли­с­том Ук­ра­и­ны» – ча­с­тич­но из-за то­го, что «Жур­на­лист Ук­ра­и­ны» вы­хо­дит на ук­ра­ин­ском язы­ке. Но, как ока­за­лось, в «Жур­на­ли­с­те» не зна­ют и рус­ско­языч­ное ме­ди­а­из­да­ние Ук­ра­и­ны, по­свя­щён­ное те­ле­ра­ди­о­про­ст­ран­ст­ву, – жур­нал «Те­ле­кри­ти­ка»! Тем бо­лее пред­став­лен­ное на сай­те и ак­тив­но, каж­дые 5 – 10 ми­нут об­нов­ля­ю­щее ру­б­ри­ки но­во­стей, топ-но­во­стей и ста­тьи. Так что про­стор рос­сий­ско-ук­ра­ин­ско­му со­труд­ни­че­ст­ву есть. Тем бо­лее что на кон­фе­рен­ции в раз­ных сек­ци­ях из уст вы­сту­па­ю­щих до­ста­точ­но ча­с­то зву­ча­ли та­кие ук­ра­ин­ские из­да­ния, как «Зер­ка­ло не­де­ли», «Ки­ев­ский те­ле­граф», «2000», «День», «Жур­на­лист Ук­ра­и­ны», «Те­ле­кри­ти­ка», дру­гие га­зе­ты и жур­на­лы.

Как есть он и вну­т­ри каж­дой из стран, и да­же вну­т­ри каж­до­го го­ро­да-по­сёл­ка. На Харь­ков­щи­не в ма­лых го­ро­дах идут на­сто­я­щие ме­диа-бои. В го­ро­де Ло­зо­вой бо­рют­ся друг с дру­гом две те­ле­ра­ди­о­ком­па­нии, то и де­ло на­сы­лая друг на дру­га про­вер­ки. В го­ро­де Пер­во­май­ском так же пер­во­быт­но кон­ку­ри­ру­ют меж­ду со­бой две те­ле­ра­ди­о­ком­па­нии, а в унич­то­же­нии од­ной из них уча­ст­ву­ет ещё и власть: быв­ший мэр го­ро­да из­дал уже тре­тий том ро­ма­на, где зло­де­ем вы­ве­ден ди­рек­тор не­на­ви­ст­ной ему те­ле­ра­ди­о­ком­па­нии. На эту же те­ле­ра­ди­о­ком­па­нию не­сколь­ко лет на­зад со­вер­ши­ли на­па­де­ние лю­ди в ма­с­ках и раз­би­ли сту­дию. В го­ро­де Ку­пян­ске власть не ак­кре­ди­то­ва­ла не­угод­ную га­зе­ту; все СМИ это­го го­ро­да, а их 10, очень не дру­жат меж­ду со­бой. Об­ла­ст­ная прес­са Харь­ков­щи­ны знать не хо­чет прес­су ма­лых го­ро­дов, и за­се­да­ния пресс-клу­бов, дру­гие офи­ци­аль­ные ме­ро­при­я­тия про­хо­дят без неё. Не хо­чет знать ма­лую прес­су и об­ла­ст­ная власть, по­то­му что та ни­как её не об­слу­жи­ва­ет. А сто­лич­ные СМИ во­ца­ри­лись во всех кон­кур­сах и фе­с­ти­ва­лях, и на уров­не стра­ны ото­дви­ну­та вся ре­ги­о­наль­ная прес­са. Тем бо­лее что «Укр­поч­та» очень пло­хо ра­бо­та­ет в пла­не рас­про­ст­ра­не­ния тех же га­зет. На эк­ра­нах цен­т­раль­ных ка­на­лов прак­ти­че­с­ки нет ре­ги­о­нов, на эк­ра­нах об­ла­ст­ных ТВ нет глу­бин­ки.

 

 

Жизнь в сти­ле мо­дерн

 

Ин­те­рес­ней­шее вы­ступ­ле­ние на кон­фе­рен­ции сде­ла­ла Ксе­ния За­до­рож­ная (Пер­вый ка­нал ТВ). Вла­дея но­вей­шей тер­ми­но­ло­ги­ей в сво­ей сфе­ре, она уве­ла слу­ша­те­лей по ла­би­рин­там этих фан­та­с­ти­че­с­ких не столь­ко рус­ских, сколь­ко аме­ри­ка­но-ко­с­ми­че­с­ких по­ня­тий в мир эк­ра­нов, зер­кал и За­зер­ка­лья. Ведь по су­ти че­ло­век уже сей­час, а в ско­ром вре­ме­ни это мо­жет стать мас­со­вым яв­ле­ни­ем, ся­дет меж­ду раз­ны­ми эк­ра­на­ми, и при­мет­ся смо­т­реть: что в ре­аль­ном вре­ме­ни, что в за­пи­си, а что во­об­ще по соб­ст­вен­но­му за­про­су. Есть да­же та­кое по­ня­тие – time-shifting, сме­ще­ние во вре­ме­ни. Часть про­грамм че­ло­век мо­жет смо­т­реть в дру­гом вре­ме­ни – в ма­ши­не вре­ме­ни, од­ним сло­вом! Так что ТВ в на­ше вре­мя – не про­сто ТВ. Это та­кая за­про­грам­ми­ро­ван­ная кно­поч­ная жизнь, но это, ко­неч­но, ин­те­рес­но.

Не­ис­ку­шён­ных уди­ви­ла Ван Ли, ко­то­рая рас­ска­за­ла о жур­на­лах Ки­тая. У них 300 тыс. эк­земп­ля­ров для жур­на­ла – это не ти­раж. Вот 1 млн., боль­ше – это да, это нор­маль­но. Ки­тай!

Вла­ди­мир Ка­сю­тин, ав­тор книг по рос­сий­ской жур­на­ли­с­ти­ке, мно­го ез­дит по Рос­сии, про­во­дит тре­нин­ги и изу­ча­ет ме­ст­ную прес­су. Его вы­во­ды: об­ла­ст­ная и ре­ги­о­наль­ная прес­са в Рос­сии как сег­мент ин­фор­ма­ци­он­но­го рын­ка ис­че­за­ет. Преж­де все­го по­то­му, что мас­со­вая га­зе­та для всех ухо­дит в про­шлое. Все­го лишь 5 про­цен­тов ме­ст­ных из­да­ний Рос­сии пред­став­ле­ны в Ин­тер­не­те. Все­го лишь 10 – 15 про­цен­тов ме­ст­ных из­да­ний – ка­че­ст­вен­ные. Ау­ди­то­рия ме­ст­ных СМИ, по его вы­во­дам, – лю­ди по­жи­лые. И ин­фор­ма­ци­он­ное про­ст­ран­ст­во стра­ны всё бо­лее и бо­лее па­ра­ли­зу­ет­ся. Вла­ди­мир Ка­сю­тин счи­та­ет, что сей­час са­мым ак­ту­аль­ным яв­ля­ет­ся во­прос обу­че­ния чи­нов­ни­ков – как ра­бо­тать со СМИ.

 

 

Кри­зис сти­раль­ных ма­шин  и дру­гих мос­ков­ских СМИ

 

Его кар­ти­ну ча­с­тич­но на­ри­со­вал глав­ный ре­дак­тор га­зе­ты «Мос­ков­ская прав­да» Шод Му­ла­д­жа­нов.

Умень­ши­лись объ­ё­мы, шта­ты и ча­с­то­та вы­пу­с­ка из­да­ний. Под шу­мок за­кры­лись и те про­ек­ты, ко­то­рые иг­ра­ли роль «сти­раль­ных ма­шин» («ле­вые» из­да­ния, за счёт вы­пу­с­ка ко­то­рых от­мы­ва­лись день­ги).

Власть обе­ща­ет под­дер­жи­вать прес­су, но это толь­ко сло­ва. По дан­ным Шо­да Са­и­до­ви­ча, бо­лее-ме­нее ре­аль­но умень­шат НДС на пе­чат­ные СМИ, до 7 – 8 про­цен­тов с 18 про­цен­тов. Все га­зе­ты – это «убы­точ­ный биз­нес», это уже ус­то­яв­ше­е­ся по­ня­тие. «Мос­ков­ская прав­да» – это за­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ст­во. В ЗАО бо­лее 30 пред­при­я­тий – рек­лам­но-ин­фор­ма­ци­он­ные агент­ст­ва, из­да­тель­ские фир­мы, тор­го­вые фир­мы, в том чис­ле га­зет­ные ки­о­с­ки, ме­ди­цин­ский центр, ту­ри­с­ти­че­с­кие фир­мы.

До­та­ции на СМИ в Рос­сии упа­дут на 40 про­цен­тов. Един­ст­вен­ный ис­точ­ник эко­но­мии в та­ких ус­ло­ви­ях – фонд оп­ла­ты тру­да.

На гра­ни ос­та­нов­ки вы­хо­да га­зе­та «Ве­чер­няя Моск­ва», ко­то­рая, по сло­вам Шо­да Му­ла­д­жа­но­ва, под­дер­жи­ва­ет­ся Бан­ком Моск­вы.

Жур­нал «Ого­нёк» сна­ча­ла сам се­бя из­жил, под ру­ко­вод­ст­вом Вик­то­ра Ло­ша­ка, а сей­час, в пе­ри­од кри­зи­са, за­крыл­ся. В по­след­ние два го­да он про­да­вал­ся в Моск­ве ти­ра­жом все­го 2 – 3 тыс. эк­земп­ля­ров.

Рез­ко упа­ли рек­лам­ные до­хо­ды из­да­ний. Оцен­ки па­де­ния рек­лам­но­го рын­ка в сфе­ре глян­це­вой пе­ча­ти – око­ло 60 про­цен­тов, в це­лом по рос­сий­ским СМИ – 40 про­цен­тов. Уш­ли из рек­ла­мы бан­ки, стра­хо­вые ком­па­нии, ин­ве­с­ти­ци­он­ные ком­па­нии. Рас­тёт рек­ла­ма про­да­жи ко­с­ме­ти­че­с­ких средств. Та­кое все­гда на­блю­да­ет­ся в пе­ри­од кри­зи­сов.

Всё это на­кла­ды­ва­ет­ся на об­щую си­ту­а­цию в стра­не. Уро­вень ин­фля­ции в пер­вом квар­та­ле 2009 го­да ожи­да­ет­ся на уров­не 20 про­цен­тов, сни­же­ние до­хо­дов на­се­ле­ния – 10 про­цен­тов. Ин­фля­ция бу­дет рас­ти в мар­те и ап­ре­ле, бу­дет де­валь­ви­ро­вать­ся рубль, воз­мож­ны не­до­воль­ст­ва.

Во мно­гих стра­нах ми­ра сей­час на­блю­да­ет­ся де­ф­ля­ция. В Рос­сии ни­ка­ких вы­во­дов не де­ла­ют, по мне­нию Шо­да Му­ла­д­жа­но­ва. У нас мог­ли бы кре­ди­то­вать и СМИ. Но лю­бой кре­дит бо­лее 12 – 13 про­цен­тов яв­ля­ет­ся унич­то­жа­ю­щим.

Круп­ные ре­дак­ции, по мне­нию Шо­да Му­ла­д­жа­но­ва, сей­час не вы­жи­вут. Ли­бо их ку­пят, ли­бо их со­льют. Спа­се­ние мо­жет ид­ти по трём на­прав­ле­ни­ям: вы­ве­с­ти из шта­та лиш­них под­на­чаль­ни­ков; объ­е­ди­нить уси­лия; за­тя­нуть по­ту­же по­яса.

Те­ле­ви­де­ние не убь­ёт га­зе­ты. Рос­сий­ское ТВ, по мне­нию Шо­да Му­ла­д­жа­но­ва, пре­вра­ти­лось в еди­ную рек­лам­ную фир­му вла­с­ти. Ин­тер­нет по­ка то­же не убь­ёт пе­чат­ную прес­су. По­то­му что чи­с­то пси­хо­ло­ги­че­с­ки че­ло­век хо­чет от­крыть и по­ли­стать га­зе­ту.

Г-на Му­ла­д­жа­но­ва, раз уж он та­кой че­ст­ный, спро­си­ли, по­че­му в цен­т­ре Моск­вы не пред­став­ле­ны ли­те­ра­тур­ные из­да­ния, в ча­ст­но­с­ти, га­зе­та «Ли­те­ратур­ная Рос­сия». На что г-н Му­ла­д­жа­нов от­ве­тил: ки­о­с­ки не вме­ща­ют мно­го прес­сы. И что бла­го­да­ря кри­зи­су не­ко­то­рые из­да­ния за­кро­ют­ся, вот тог­да най­дёт­ся, мо­жет быть, ме­с­то и для ли­те­ра­тур­ных из­да­ний. Что, впро­чем, из 400 ки­о­с­ков ЗАО «Мос­ков­ская прав­да» штук 20 уз­ло­вых, они мог­ли бы вы­де­лить под про­да­жу га­зе­ты «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» имен­но те ки­о­с­ки, где она бу­дет уве­рен­но про­да­вать­ся.

 

 

За­да­ча дня

 

Как ска­за­ла про­фес­сор Ири­на Фо­ми­чё­ва, бо­лез­ни СМИ, бо­лез­ни со­труд­ни­че­ст­ва меж­ду СМИ, меж­ду СМИ и вла­с­тью, СМИ и ау­ди­то­ри­ей – это бо­лез­ни са­мо­го на­ше­го об­ще­ст­ва. В об­ще­ст­ве рас­тут ци­низм, цен­т­ризм, бе­зот­вет­ст­вен­ность и лич­ная не­сво­бо­да, упал до ну­ля ста­тус тру­до­во­го че­ло­ве­ка, – всё это уси­ли­ва­ет­ся и в ме­дий­ной сфе­ре.

По­это­му сей­час очень важ­но, ар­хи­важ­но жур­на­лист­ское ма­с­тер­ст­во. Важ­на ху­до­же­ст­вен­ность пуб­ли­ци­с­ти­ки. Важ­на во­ля жур­на­ли­с­та, важ­на судь­ба и жиз­нен­ный ба­гаж пи­шу­ще­го и ве­ду­ще­го пе­ре­да­чи. Важ­на со­ци­аль­ная роль жур­на­ли­с­ти­ки в объ­е­ди­не­нии об­ще­ст­ва, в воз­рож­де­нии луч­ших тра­ди­ций Рос­сии, Ук­ра­и­ны и все­го пост­со­вет­ско­го про­ст­ран­ст­ва. Важ­но объ­е­ди­не­ние ду­хов­но­го по­тен­ци­а­ла на­ших стран, важ­на со­зи­да­тель­ная, вос­пи­ту­ю­щая и про­све­ти­тель­ская мис­сия жур­на­ли­с­тов. Вот по­че­му мы долж­ны чёт­ко осо­знать: ма­ло при­ве­с­ти ме­не­д­же­ров в ме­ди­а­хол­дин­ги, ма­ло по­ста­вить на кар­ту фи­нан­со­вое вы­жи­ва­ние СМИ. Ма­ло тор­го­вать в га­зет­ных ки­о­с­ках при­быль­но и рез­во. Кри­зис по­ра­зил не столь­ко фи­нан­со­вую сфе­ру Рос­сии, стран СНГ, ми­ра, – кри­зис по­ра­зил на­ши го­ло­вы и умы. И вот тут важ­но пе­ре­вер­нуть си­ту­а­цию и по­ста­вить жизнь с го­ло­вы на но­ги. Важ­но вос­ста­но­вить здра­вый смысл. Важ­но вос­ста­но­вить ува­же­ние к ду­ма­ю­ще­му, пи­шу­ще­му и ис­сле­ду­ю­ще­му че­ло­ве­ку, к че­ло­ве­ку во­об­ще. Важ­но, что­бы ба­зо­вые жур­на­лист­ские из­да­ния – та­кие, как «Жур­на­лист», «Жур­на­лист Ук­ра­и­ны», «Те­ле­кри­ти­ка», – об­ща­лись и со­труд­ни­ча­ли не­за­ви­си­мо от по­ли­ти­че­с­кой по­ве­ст­ки дня в ми­ре и на про­сто­рах СНГ. В этом то­же за­клю­ча­ет­ся на­ша сво­бо­да, сво­бо­да сло­ва и мыс­ли. Важ­но сде­лать так, что­бы в цен­т­ре Моск­вы и на её ок­ра­и­нах, а так­же на ок­ра­и­нах Рос­сии, Ук­ра­и­ны про­да­ва­ли и тол­стые ли­те­ра­тур­ные из­да­ния, и га­зе­ту «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», и га­зе­ту «Рос­сий­ский пи­са­тель», и дру­гую до­стой­ную, не-ма­ку­ла­тур­ную прес­су. Вот близ­кая и да­лё­кая за­да­ча дня.

 

КИ­ЕВ – ХАРЬ­КОВ

 


На­та­лья ГО­ЛО­ВА­НО­ВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования