Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 27.02.2009

Чудеса во время революционного террора

 Об этих событиях никогда не писали газеты. Свидетельства о них передавались из уст в уста и дожили до наших дней. Может быть, пришло время рассказать о них…

 

По­слал зна­ме­ния и чу­де­са сре­ди те­бя...

(Пс. 134. 9.)

 

...На Па­с­ху на­род не пу­с­ти­ли в Кремль

 

Су­ще­ст­ву­ют глу­хие упо­ми­на­ния о чу­де в Крем­ле на Па­с­ху 1918 го­да. Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец на Ни­коль­ских во­ро­тах ме­чом раз­ру­бил крас­ный флаг, ко­то­рый за­кры­вал его лик. Ни­ка­ких до­ку­мен­таль­ных сви­де­тельств не ос­та­лось, но не­о­жи­дан­но я на­шёл под­тверж­де­ние это­го в сти­хах Ма­ри­ны Цве­та­е­вой. Те­перь обо всём по по­ряд­ку.

Ни­коль­ские во­ро­та силь­но по­ст­ра­да­ли в ок­тя­б­ре 1917 го­да, ког­да боль­ше­ви­ки об­ст­ре­ли­ва­ли Кремль из ору­дий. Спас­ские во­ро­та слу­жи­ли въез­дом в Кремль, а в Ни­коль­ские был пе­ше­ход­ный вход, ко­то­рый до сих пор не вос­ста­нов­лен. По во­ро­там би­ли из пуш­ки пря­мой на­вод­кой. На баш­не, над вра­та­ми, был ста­рин­ный смаль­то­вый мо­за­ич­ный об­раз Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. По ико­но­пис­ным ка­но­нам – Ни­ко­ла Мо­жай­ский. В од­ной ру­ке у не­го меч, в дру­гой – град. Эта фре­с­ка по­ст­ра­да­ла при об­ст­ре­ле так, что вос­ста­нов­ле­нию уже не под­ле­жа­ла, был по­вреж­дён лик и от­би­та ле­вая ру­ка, с гра­дом. Меч ос­тал­ся.

Этот ста­рин­ный об­раз чтил­ся в на­ро­де, по­то­му что во вре­мя на­ше­ст­вия фран­цу­зов в 1812 го­ду он ос­тал­ся цел. Фран­цу­зы при от­ступ­ле­нии за­ло­жи­ли под Ни­коль­скую баш­ню боль­шой за­ряд. Про­изо­ш­ли силь­ные раз­ру­ше­ния, но ико­на не по­лу­чи­ла ни од­ной ца­ра­пи­ны. Это по­чи­та­лось за чу­до.

А здесь ико­ну раз­би­ли «свои», на неё хо­дил смо­т­реть весь го­род, но вход в Кремль боль­ше­ви­ка­ми был за­крыт. В боль­ше­вист­ских га­зе­тах раз­ру­ше­ния, при­чи­нён­ные рас­ст­ре­лом, при­умень­ша­лись. А га­зе­ты мень­ше­ви­ков пре­уве­ли­чи­ва­ли их. Ис­тин­ный раз­мер раз­ру­ше­ний мож­но уз­нать толь­ко по не­мно­го­чис­лен­ным фо­то­гра­фи­ям и ка­д­рам ки­но­хро­ни­ки.

Всю зи­му Кремль про­сто­ял за­кры­тым. На пло­ща­ди тол­пи­лись лю­ди, ожи­да­ли, что к Па­с­хе пу­с­тят в Кремль. Кремль тог­да, как и все­гда, счи­тал­ся глав­ной свя­ты­ней Рос­сии, имен­но свя­ты­ней, а не про­сто ка­ким-то ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ным цен­т­ром.

Это был са­к­раль­ный центр, где по­ко­и­лись мо­щи свя­ти­те­лей Мос­ков­ских, ко­то­рые мно­го раз спа­са­ли Моск­ву от за­хват­чи­ков. Мно­же­ст­во чу­дес от них про­ис­хо­ди­ло. Об этом по­дроб­но рас­ска­за­но в рус­ской ис­то­рии, в рус­ских ле­то­пи­сях. И вот в но­вой ис­то­рии то­же есть чу­де­са, то­же дей­ст­ву­ют свя­ти­те­ли, но это не за­пи­сы­ва­ет­ся в ле­то­пи­си, на это не об­ра­ща­ют вни­ма­ния ис­то­ри­ки. А мо­жет быть, здесь-то и со­вер­ша­ют­ся важ­ней­шие со­бы­тия, а не в ка­би­не­тах ми­ни­с­т­ров? В Крем­ле на­хо­ди­лись и глав­ные чу­до­твор­ные ико­ны. Сре­ди них – Вла­ди­мир­ская Бо­жия Ма­терь, ко­то­рая во­семь раз спа­са­ла Рос­сию.

В Стра­ст­ную не­де­лю лю­дей в Кремль всё не пу­с­ка­ли. Зна­чит, и служ­бы там не бы­ло. Ни­коль­скую баш­ню за­кры­ли ле­са­ми, а по­вреж­дён­ную ико­ну за­тя­ну­ли ку­ма­чом. Па­с­ха тог­да па­ла на 3 мая. Вот что на­пи­са­ла Ма­ри­на Цве­та­е­ва в Стра­ст­ной по­не­дель­ник 1918 го­да.

 

...О, са­мо­зван­цев жал­кие уси­лья!

Как сон, как свет, как смерть – свя­ты­ни – всем.

За­прет на Кремль? За­пре­та нет на кры­лья!

И по­то­му за­пре­та нет на Кремль!

 

Про­шло Пер­вое мая, пав­шее на Стра­ст­ную пят­ни­цу. На Крас­ную пло­щадь шли боль­ше­вист­ские де­мон­ст­ра­ции. На­род не пу­с­ти­ли в Кремль и на Па­с­ху. Та­кое про­изо­ш­ло впер­вые в ис­то­рии. Этот по­сту­пок ни с чем нель­зя срав­нить по чу­до­вищ­но­с­ти. Боль­ше­ви­ки ве­ли се­бя имен­но как чу­жие лю­ди, как за­хват­чи­ки. Пе­ред сте­на­ми Крем­ля скап­ли­ва­лись боль­шие тол­пы на­ро­да. Смо­т­ре­ли на Ни­ко­лу. Не­из­ве­ст­но в ка­кой день, но ку­мач, за­ве­ши­вав­ший его лик, по­рвал­ся. Не про­сто по­рвал­ся, а ткань рас­па­лась, по кра­ям по­жух­ла, свер­ну­лась, а в не­ко­то­рых ме­с­тах вы­гля­де­ла да­же об­го­рев­шей.

На па­с­халь­ные кре­ст­ные хо­ды со­би­ра­лись тол­пы лю­дей. (На­до на­пом­нить, что кре­ст­ные хо­ды по­ло­же­но про­во­дить каж­дый день по­сле ли­тур­гии в те­че­ние всей свет­лой сед­ми­цы.) Лю­дей при­хо­ди­ло го­раз­до боль­ше, чем на пер­во­май­скую де­мон­ст­ра­цию. И весть о чу­де об­ле­те­ла всю Моск­ву. И ста­ли го­во­рить, что Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец на Па­с­ху ме­чом раз­ре­зал крас­ный боль­ше­вист­ский стяг. Сим­вол без­бож­ной вла­с­ти. Ку­со­чек тка­ни был пе­ре­дан для ана­ли­за из­ве­ст­но­му мос­ков­ско­му про­фес­со­ру, ко­то­рый ус­та­но­вил, что ни­ка­ких по­сто­рон­них ве­ществ на тка­ни не име­ет­ся, ни кис­ло­ты, ни щё­ло­чи. Ткань рас­па­лась про­из­воль­но. Вот в чём со­сто­я­ло это зна­ме­ни­тое, по слу­хам, Мос­ков­ское чу­до. Чу­до, о ко­то­ром ни­где не со­об­ща­лось. И не мог­ло со­об­щать­ся, по­то­му что чу­до бы­ло яв­но контр­ре­во­лю­ци­он­ным.

Га­зе­ты мол­ча­ли. (Как и сей­час мол­чат о чу­де­сах.) По­этов мол­чать по­ка не за­ста­ви­ли. Ма­ри­на Цве­та­е­ва на тре­тий день Па­с­хи, 7 мая, от­ме­ти­ла это со­бы­тие в сти­хах.

 

Ко­ли в зем­лю сол­да­ты вса­ди­ли – штык,

Ко­ли крас­ною тряп­кой за­тми­ли – Лик,

Ко­ли Бог под уда­ра­ми глух и нем,

Коль на Па­с­ху на­род не пу­с­ти­ли в Кремль…

 

Даль­ше идут про­кля­тия но­вой вла­с­ти. Ко вто­рой строч­ке име­ет­ся ав­тор­ское при­ме­ча­ние. «Крас­ный флаг, ко­то­рым за­ве­си­ли лик Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Про­дол­же­ние – из­ве­ст­но». Что же за про­дол­же­ние? Не толь­ко в чу­дес­ном рас­се­че­нии фла­га, а во всей даль­ней­шей кро­ва­вой и бе­зум­ной по­ли­ти­ке боль­ше­ви­ков. На­род на Па­с­ху до сих пор не пу­с­ка­ют в Кремль. Так что си­ту­а­ция ак­ту­аль­на до сих пор. И вот что она оз­на­ча­ет. Опять Цве­та­е­ва.

 

На­до браж­ни­кам ста­рым за­сесть за холст,

Ры­бам – петь, ба­бам – ум­ст­во­вать, пти­цам – пол­зать,

Конь на всад­ни­ке дол­жен ска­кать вер­хом,

Но­во­рож­дён­ных на­до по­ить ви­ном.

Ре­ки – жечь, мерт­ве­цов вы­но­сить – в ок­но,

Солн­це крас­ное в пол­ночь всхо­дить долж­но,

Имя су­же­ной дол­жен за­быть же­них...

Го­су­да­ры­ням нуж­но лю­бить – про­стых.

 

Всё пе­ре­вёр­ну­то в этом ми­ре, всё не на сво­их ме­с­тах. И ба­бы ум­ст­ву­ют, и пти­цы пол­за­ют. И ко­ни ска­чут на всад­ни­ках, и га­ды ле­та­ют в не­бе­сах. И но­во­рож­дён­ных спа­и­ва­ют, как и весь на­род…

Чу­до, это ког­да во­ю­ют ико­ны, во­ю­ет цер­ковь не­бес­ная, не­ви­ди­мая, во­ю­ют свя­тые. И это ме­та­фи­зи­че­с­кая часть ис­то­рии, часть жиз­ни, ко­то­рую не­воз­мож­но усечь, от­бро­сить, не при­ни­мать во вни­ма­ние. Вот ещё от­ры­вок из Ма­ри­ны Цве­та­е­вой, не­со­мнен­но, что в сти­хах за­фик­си­ро­ва­ны впе­чат­ле­ния тех же дней. Лю­ди хо­ди­ли и всма­т­ри­ва­лись в улич­ные ико­ны, ты­ся­чу лет ох­ра­няв­шие го­род. Те­перь в ико­ну пре­вра­ща­ет­ся герб Моск­вы. Впер­вые, на­вер­ное, кто-то на не­го по­смо­т­рел как на ико­ну. Да, гер­бом Моск­вы бы­ла ико­на, а гимн Рос­сии – был мо­лит­вой. И этот герб за­ме­чен по­этом то­же над ка­ки­ми-то вра­та­ми. Мо­жет быть то­же – Крем­лёв­ски­ми.

 

Мос­ков­ский герб: ге­рой прон­за­ет га­да.

Дра­кон в кро­ви. Ге­рой в лу­че. – Так на­до.

Во имя Бо­га и ду­ши жи­вой

Сой­ди с во­рот, Гос­по­день ча­со­вой!

Вер­ни нам воль­ность, Во­ин, им – жи­вот.

Страж ро­ко­вой Моск­вы – сой­ди с во­рот!

И до­ка­жи – на­ро­ду и дра­ко­ну –

Что спят му­жи – сра­жа­ют­ся ико­ны.

 

Не­сколь­ко лет на­зад па­т­ри­арх Алек­сий II по­да­рил пре­зи­ден­ту две мо­за­ич­ных ико­ны – Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го и Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го, пред­наз­на­чен­ные для то­го, что­бы во­дво­рить их на свои ста­ро­дав­ние ме­с­та. Спас­ские вра­та ох­ра­нял Спа­си­тель, Ни­коль­ские вра­та – Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Но до сих пор ме­с­та для икон пу­с­ту­ют.

 

 

Ско­рое на­ка­за­ние

 

Чу­до в 1919 го­ду про­изо­ш­ло на Ку­ба­ни. Све­де­ния о нём пе­ре­да­ва­лись из уст в ус­та. И до сих пор пра­во­слав­ный на­род со­хра­нил па­мять об этом чу­де. Ко­мис­са­ры с ору­жи­ем за­шли в храм. Один из них при­ку­рил от све­чи, го­рев­шей пе­ред ико­ной свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Све­ча взо­рва­лась, и ко­щун­ник по­гиб. А сто­яв­шие с ним ря­дом лю­ди не по­ст­ра­да­ли.

 

 

Бо­го­ро­ди­ца над Ар­хан­гель­ском

 

Ког­да в 1919 го­ду Бе­лая гвар­дия по­ки­ну­ла Ар­хан­гельск, груп­па гим­на­зи­с­тов от 10 до 13 лет на ули­це Поч­тамт­ской не­вы­со­ко над го­ри­зон­том ви­де­ла Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу. Она яви­лась им си­дя­щей, с мла­ден­цем на ко­ле­нях. Она про­сти­ра­ла ру­ки ла­до­ня­ми вниз, бла­го­слов­ляя го­род и как бы за­щи­щая его. Мла­де­нец Хри­с­тос дви­гал руч­ка­ми, а по­том кре­с­то­об­раз­но осе­нил Ар­хан­гельск, го­род ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла. Ви­де­ние про­дол­жа­лось око­ло ча­са, по­том ста­ло блед­неть и ис­чез­ло.

Де­ти при­бе­жа­ли к про­то­и­е­рею Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра, тог­да ещё не взо­рван­но­го, и рас­ска­за­ли о слу­чив­шем­ся. Отец Ми­ха­ил По­пов за­пи­сал их рас­сказ и пре­до­ста­вил епи­с­ко­пу Пав­лу. Вла­ды­ка на­пи­сал на сви­де­тель­ст­ве: «Ми­лость Бо­жия и за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри да бу­дет с на­ми и над гра­дом на­шим».

Борис Кустодиев. Большевик
Борис Кустодиев. Большевик

Вла­ды­ка Па­вел (Пав­лов­ский Пётр Ан­д­ре­е­вич) в 1917 го­ду хи­ро­то­ни­сан в епи­с­ко­па Пи­неж­ско­го, ви­ка­рия Ар­хан­гель­ско­го. Чу­до воз­ве­с­ти­ло ему мно­гие скор­би (не толь­ко ему, но и мно­гим, мно­гим дру­гим рус­ским лю­дям), на ко­то­рые бла­го­сло­ви­ла его Са­ма Пре­чи­с­тая Бо­го­ро­ди­ца. 1920 – 1925 го­ды он про­вёл в за­клю­че­нии, в 1933 го­ду воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­с­ко­па Ир­кут­ско­го, в 1937-м аре­с­то­ван. Даль­ней­ших све­де­ний о его жиз­ни нет. Зна­чит, ско­рее все­го, он был рас­ст­ре­лян по при­го­во­ру трой­ки.

Не из­бе­жал го­не­ний за это чу­до и отец Ми­ха­ил. Че­рез не­сколь­ко лет в Мос­ков­ском гу­б­ре­в­т­ри­бу­на­ле слу­ша­лось де­ло об ар­хан­гель­ских контр­ре­во­лю­ци­о­не­рах. Они об­ви­ня­лись как уча­ст­ни­ки «Со­ю­за ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян», со­здан­но­го для по­мо­щи «меж­ду­на­род­ным бан­ди­там», рус­ским бе­ло­гвар­дей­цам, во гла­ве с епи­с­ко­пом Пав­лом и про­то­и­е­ре­ем Че­ка­ном. Член «пре­ступ­ной груп­пи­ров­ки» отец Ми­ха­ил По­пов об­ви­нял­ся в том, что «со­ст­ря­пал чу­до». Под­го­во­рил де­тей ут­верж­дать, буд­то они ви­де­ли Бо­го­ро­ди­цу, бла­го­слов­ля­ю­щую бе­ло­гвар­дей­ские вой­ска. Вот так со­об­ще­ние о чу­де и со­хра­ни­лось, по­па­ло в след­ст­вен­ные до­ку­мен­ты ЧК и за чу­до су­ди­ли. Сам этот суд сви­де­тель­ст­ву­ет: чу­до бы­ло. Это не пу­с­тяк, не ми­раж, а весь­ма важ­ное де­ло. Бо­го­ро­ди­ца бла­го­слов­ля­ла сво­их вер­ных лю­дей на му­че­ни­че­ст­во, на стра­да­ния. Это ви­де­ние го­во­ри­ло лю­дям, что да­же ес­ли их все ос­та­ви­ли, ар­мия уш­ла, Гос­подь не ос­та­вит их, Гос­подь с ни­ми. Это чу­до, как и боль­шин­ст­во чу­дес, пред­воз­ве­ща­ло скор­би. И даль­ней­шая судь­ба сви­де­те­лей чу­да го­во­рит об этом.

По­ст­ра­дал и сам Вос­кре­сен­ский со­бор, воз­ле ко­то­ро­го яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца. Со­бор был взо­рван, пло­щад­ка раз­ров­не­на. Ря­дом с этим ме­с­том сей­час сто­ит дра­ма­ти­че­с­кий те­атр. А на Поч­тамт­ской ули­це и сей­час го­род­ской Поч­тамт.

 

 

Пре­об­ра­же­ние хра­ма в Ки­е­ве

 

Со­об­ще­ние об этом чу­де бы­ло опуб­ли­ко­ва­но толь­ко в за­ру­беж­ной, эми­г­рант­ской прес­се. На­и­бо­лее пол­но пи­са­ла об этом га­зе­та «Но­вое вре­мя» (№ 709). Ста­тья не под­пи­са­на, её ав­тор не­из­ве­с­тен.

Это слу­чи­лось в чет­верг, 6 ию­ля 1923 го­да, в Ки­е­ве. На хра­ме Всех Скор­бя­щих Ра­до­с­ти, что на Сен­ном ба­за­ре, чу­дес­но об­но­вил­ся ку­пол. Все жи­те­ли зна­ли этот храм, его ку­пол ни­ког­да не был по­крыт по­зо­ло­той. Это был бед­ный, не­ка­зи­с­тый храм, и вот за один день ку­пол на гла­зах на­ро­да по­кры­ва­ет­ся по­зо­ло­той. Ав­тор ста­тьи, уз­нав об этом, тут же при­ехал на Сен­ной ба­зар. Пло­щадь бы­ла за­пол­не­на на­ро­дом. Ку­пол хра­ма бли­с­тал све­жей по­зо­ло­той. По­том у всех на гла­зах ста­ли об­нов­лять­ся ико­ны на ба­ра­ба­нах, ту­с­к­лые, об­лез­шие кра­с­ки на фре­с­ках на­чи­на­ли про­яв­лять­ся, по­сте­пен­но яс­неть. По­том на них то­же по­яви­лась по­зо­ло­та. В на­ро­де по­шёл слух, что ико­ны об­нов­ля­ют­ся и вну­т­ри хра­ма. Об­но­ви­лись ико­ны Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го, Ка­зан­ская Бо­жия Ма­терь. Толь­ко к ве­че­ру ав­то­ру ста­тьи уда­лось про­тис­нуть­ся в цер­ковь. Зна­чит, на­род сто­ял весь день. Он уз­нал, что об­но­ви­лась 300-лет­няя пла­ща­ни­ца, хо­руг­ви, крест. На его гла­зах про­изо­ш­ло об­нов­ле­ние ико­ны Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

В это вре­мя при­еха­ла ко­мис­сия, что­бы ули­чить в об­ма­не. Толь­ко ко­мис­сия во­шла в храм, как тут же по­чер­нев­шая ико­на Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца ста­ла свет­леть. Об этом гром­ко ска­за­ли. Все ста­ли смо­т­реть на ико­ну, и она пол­но­стью про­яви­лась, про­свет­ле­ла, за­си­я­ла кра­с­ка­ми.

Ко­мис­сия, уви­дев это, сра­зу же уда­ли­лась. Вот и вся её ра­бо­та.

В это же вре­мя в Ки­е­ве об­но­ви­лись ико­ны и в дру­гих хра­мах. В Со­фий­ском со­бо­ре и в церк­ви Ни­ко­лы Мо­к­ро­го.

В го­род­ской еже­днев­ной пе­ча­ти эти со­бы­тия поч­ти не от­ра­зи­лись. Ни в «Про­ле­тар­ской прав­де», ни в га­зе­те «Мень­ше­вик» об этом ни­че­го не со­об­ща­ли. Но о том, что всё-та­ки не­что про­ис­хо­ди­ло не­о­быч­ное в это вре­мя, мож­но су­дить по то­му, что по­сле 6-го чис­ла уси­ли­лась ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да. И толь­ко в не­боль­шой за­мет­ке, на­пе­ча­тан­ной не­сколь­ко дней спу­с­тя, есть сви­де­тель­ст­во об этих чу­де­сах, там опи­са­но, что ка­кая-то жен­щи­на при­нес­ла свя­щен­ни­ку яко­бы об­нов­лён­ную ико­ну. И не­ве­же­ст­вен­ный на­род по­ве­рил это­му. Упо­ми­на­ет­ся в ста­тье и ко­мис­сия, ус­та­но­вив­шая, что ни­ка­ких об­нов­ле­ний не бы­ло. «Боль­ше икон не об­нов­ляй­те, на­род не ба­ла­муть­те» – так за­кан­чи­ва­лась ста­тья.

Храм до на­ших дней не со­хра­нил­ся, был взо­рван. Се­го­дня да­же ме­с­то, где он сто­ял, не вся­кий по­ка­жет. И где был Сен­ной ба­зар, дав­но за­бы­то. Об этом чу­де до­ло­жи­ли ми­т­ро­по­ли­ту Ан­то­нию Хра­по­виц­ко­му. Он от­ве­тил, что по­доб­ное бы­ло год на­зад в Рос­то­ве-на-До­ну, че­му и он сам сви­де­тель.

Смысл это­го и дру­гих чу­дес, про­ис­хо­див­ших во вре­мя ре­во­лю­ции, по­ня­тен. Бог го­во­рил, что он сво­их не бро­са­ет, что Он с ни­ми. Это был при­зыв к ве­ру­ю­щим.

О чу­де, ко­неч­но, за­бы­ли. Уже че­рез не­сколь­ко дней на Сен­ной пло­ща­ди ни­ко­го не бы­ло. Церк­ви ос­та­ва­лись пу­с­ты. Лю­ди по­ди­ви­лись, по­вол­но­ва­лись и за­ня­лись сво­и­ми де­ла­ми. Даль­ней­шее – из­ве­ст­но.

Ис­сле­до­ва­тель это­го чу­да Сер­гей Ана­то­ль­е­вич Со­шин­ский рас­ска­зы­вал, что знал жен­щи­ну, ко­то­рая в 1923 го­ду спе­ци­аль­но при­еха­ла из Моск­вы в Ки­ев, что­бы уви­деть чу­до об­нов­ле­ния хра­ма, о ко­то­ром мно­го го­во­ри­ли. Ког­да она по­до­шла к церк­ви Всех Скор­бя­щих Ра­до­с­ти, то на ней ви­сел за­мок. Она по­мо­ли­лась и хо­те­ла уже ухо­дить, тут ей встре­тил­ся мо­нах в ря­се. Он спро­сил, что ей нуж­но. Жен­щи­на от­ве­ча­ла, что при­еха­ла из Моск­вы по­смо­т­реть на об­нов­лён­ные ико­ны. Тог­да он ей от­крыл дверь сво­им клю­чом. Обой­дя храм, по­лю­бо­вав­шись на свет­лые, си­я­ю­щие ико­ны, она за­хо­те­ла по­бла­го­да­рить мо­на­ха, ис­ка­ла его, но ни­ко­го в хра­ме не на­шла... Кто ей от­во­рил дверь, так и ос­та­лось за­гад­кой.

Сей­час Сен­ная пло­щадь на­зы­ва­ет­ся Львов­ской. На ме­с­те раз­ру­шен­но­го хра­ма сто­ит ча­сов­ня. Храм пред­по­ла­га­ет­ся вос­ста­но­вить.


Лев Алабин




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования