Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 27.02.2009

Лестница в небо из палочек Коха

 В мировой литературе давно существует своеобразный «туберкулёзный текст». Сколько бы он ни переписывался, авторы, которые к нему обращаются, всегда используют два основных шаблона. В соответствии с первым из них, в повествование «подселяют» героя или героиню, неизлечимо больных чахоткой. Такой ход позволяет самую банальную любовную линию прочерчивать уже не на бытовой, а на трагической «плоскости». Второй шаблон был изготовлен Томасом Манном в романе «Волшебная гора» и предполагает прежде всего «единство места»: события разворачиваются в стенах высокогорного туберкулёзного санатория, становящегося площадкой для высокоинтеллектуальных дискуссий и «жизнестроительных» экспериментов. Оба шаблона прекрасно совмещаются друг с другом, что было продемонстрировано тем же Манном, попеременно утешающим Ганса Касторпа то философией, то любовью.

Отдельные писатели испытывают к «туберкулёзному тексту» столь сильное влечение, что оно само перерастает в «род недуга». Подобный диагноз можно смело поставить Ремарку, который не только наделил любимой болезнью Пат из «Трёх товарищей» и Элен из «Ночи в Лиссабоне», но и «выстроил» свой собственный высокогорный санаторий в романе «Жизнь взаймы» (философских лекций там, увы, не читают, но делами сердечными занимаются исправно).

В русской литературе единственным «владельцем» аналогичного учреждения был до недавнего времени Константин Федин, чей «Санаторий «Арктур» вышел ещё в 1940 году. Однако теперь у него появился вполне достойный конкурент, предпочитающий, правда, не тратить средства на поездки в Давос, а «втянуть» в пространство своего текста среднестатистический туберкулёзный диспансер.

 

Стре­ми­тель­ный спуск с вер­шин швей­цар­ских Альп на об­шир­ные про­сто­ры Сред­не­рус­ской воз­вы­шен­но­с­ти не мог не ска­зать­ся на ка­че­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­но­го об­ще­ния. Ес­ли ге­рои То­ма­са Ман­на мо­гут вы­би­рать меж­ду лек­ци­я­ми ита­ль­ян­ско­го гу­ма­ни­с­та Сет­тем­б­ри­ни и ев­рея-ие­зу­и­та Лео Наф­ты, то глав­ный ге­рой ро­ма­на Ти­мо­фея Фря­зин­ско­го «Ве­не­ра ту­бер­ку­лё­за» об­ре­чён при­об­щать­ся к от­кры­ти­ям быв­ше­го шо­фё­ра по клич­ке Ги­не­ко­лог («Пиз­да ве­сит 12 ки­ло­грам­мов»), вы­слу­ши­вать «пья­ную ахи­нею» Бе­лоч­ки (сле­са­ря мос­ков­ско­го реч­но­го пор­та, по­име­но­ван­но­го так «за по­тен­ци­аль­ную склон­ность к бе­лой го­ряч­ке»), со­пе­ре­жи­вать от­кро­ве­ни­ям май­о­ра ми­ли­ции в от­став­ке и т.д. Но ни ге­рой, ни ав­тор не уны­ва­ют: со­мни­тель­ная гно­се­о­ло­ги­че­с­кая цен­ность это­го за­мк­ну­то­го в че­ты­рёх сте­нах об­ще­ния ком­пен­си­ру­ет­ся, во-пер­вых, не­о­жи­дан­ным нрав­ст­вен­ным ка­ран­ти­ном (за пре­де­ла­ми туб­ди­с­пан­се­ра ко­ли­че­ст­во «мо­раль­ной» за­ра­зы пре­вы­ша­ет все са­ни­тар­ные нор­мы), а во-вто­рых, эф­фек­том до­пол­ни­тель­но вы­ра­ба­ты­ва­е­мой че­ло­веч­но­с­ти (па­ци­ен­ты ста­ци­о­на­ра бук­валь­но вы­нуж­де­ны про­яв­лять со­ст­ра­да­ние, кол­лек­ти­визм, вза­и­мо­вы­руч­ку).

Ту­бер­ку­лёз, ко­то­рый под­хва­тил ав­тор-по­ве­ст­во­ва­тель, ока­зал­ся, к его же соб­ст­вен­но­му удив­ле­нию, не по­след­ней сту­пень­кой пе­ред пек­лом, а са­мым на­сто­я­щим пред­две­ри­ем рая: имен­но в за­плё­ван­ной, об­шар­пан­ной ле­чеб­ни­це он впер­вые ощу­тил и цен­ность бы­тия, и не­об­хо­ди­мость от­да­вать се­бя дру­го­му че­рез лю­бовь.

Впро­чем, до то­го мо­мен­та как по­яви­лось это но­вое жиз­нен­ное кре­до, цен­т­раль­ный пер­со­наж «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за» был «со­вер­шен­ным га­дом», на­хо­дя­щим удо­воль­ст­вие в «от­вра­ти­тель­ных по­ступ­ках», «мерз­ких мыс­лях» и «смра­де че­ло­ве­че­с­кой ду­ши». По­это­му боль­шую часть ро­ма­на за­ни­ма­ет бес­ст­ра­ст­ная бо­та­ни­че­с­кая клас­си­фи­ка­ция тех «цве­тов зла», ко­то­рые рас­пу­с­ти­лись в рос­сий­ских го­ро­дах по­сле «пе­ре­ст­рой­ки»: нар­ко­при­то­нов, бор­де­лей, пред­вы­бор­ных шта­бов кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты и пре­зи­ден­ты, ноч­ных клу­бов и т.д. Бе­зы­мян­ный ре­цен­зент с сай­та Udaff.com, чьё «ав­то­ри­тет­ное» мне­ние «ук­ра­ша­ет» вто­рую стра­ни­цу об­лож­ки, ут­верж­да­ет, что всё это «та­лант­ли­во на­пи­са­но, ибо за­ри­сов­ки цеп­ля­ю­щие». Со­гла­сить­ся с ним труд­но, по­сколь­ку ни­че­го прин­ци­пи­аль­но но­во­го Фря­зин­ский в сво­ём ро­ма­не не от­крыл. И де­ло здесь не в том, что лю­бой «око­ло­нар­ко­ти­че­с­кий» фраг­мент «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за» за­ве­до­мо про­иг­ры­ва­ет со­рев­но­ва­ние с ка­ким-ни­будь «По­мут­не­ни­ем» Фи­ли­па Ди­ка, а в том, что чте­ние «ча­хо­точ­ной» эпо­пеи яв­ля­ет­ся про­цес­сом из­бы­точ­ным: до­ста­точ­но вый­ти из подъ­ез­да, что­бы столк­нуть­ся с тем, о чём идет речь на её стра­ни­цах.

Ещё ху­же об­сто­ит де­ло с по­пыт­ка­ми объ­яс­нить про­ис­хо­дя­щее. Бес­соз­на­тель­но под­ра­жая ря­до­во­му ин­спек­то­ру по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них, Фря­зин­ский со­вер­шен­но все­рьёз рас­суж­да­ет о том, что га­да­ми ста­но­вят­ся ис­клю­чи­тель­но те, ко­го «до­б­ро, лю­бовь, прав­да, по­ни­ма­ние об­хо­ди­ли… сто­ро­ной» (как буд­то де­ти до­б­рых, лю­бя­щих и по­ря­доч­ных ро­ди­те­лей ни­ког­да не вы­ра­с­та­ли «га­да­ми»!), что толь­ко пью­щие от­цы про­буж­да­ют в сы­но­вь­ях зло, под­тал­ки­вая их к асо­ци­аль­но­му по­ве­де­нию (на­чи­на­ешь со­мне­вать­ся, что ав­тор дей­ст­ви­тель­но стал­ки­вал­ся с не­бла­го­по­луч­ны­ми се­мь­я­ми), что лишь «на­вяз­чи­вая ал­ко­голь­ная про­па­ган­да» сгу­би­ла его «дет­скую не­сфор­ми­ро­вав­шу­ю­ся ду­шу» (а кто, ин­те­рес­но, ме­шал чи­тать кни­ги и не смо­т­реть рек­ла­му?). Фря­зин­ско­му слов­но не­вдо­мёк, что все эти мни­мые при­чи­ны пред­став­ля­ют со­бой по­боч­ные след­ст­вия та­ко­го фун­да­мен­таль­но­го фак­то­ра, как со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­кая струк­ту­ра со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва. Ис­кать ка­кое-то дру­гое объ­яс­не­ние се­го­дняш­ней то­таль­ной де­гра­да­ции, зна­чит, упо­доб­лять­ся тем те­ле­ви­зи­он­ным оли­го­фре­нам в ран­ге обо­зре­ва­те­лей, ко­то­рые спи­сы­ва­ют ны­неш­ний кри­зис на что угод­но, толь­ко не на спе­ци­фи­ку ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­кой си­с­те­мы, де­ла­ю­щую его не­из­беж­ным.

К со­жа­ле­нию, кро­ме этих «гер­ме­нев­ти­че­с­ких» про­ко­лов, в кни­ге Фря­зин­ско­го не­ма­ло изъ­я­нов и на чи­с­то опи­са­тель­ном уров­не. На­при­мер, он ут­верж­да­ет, что «в под­ва­лах в на­ча­ле 90-х со­би­ра­лись са­мые силь­ные пред­ста­ви­те­ли мо­ло­дё­жи, все ос­таль­ные па­ри­лись в квар­ти­рах». Ка­кая «си­ла», на­пра­ши­ва­ет­ся во­прос, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в этом чрез­вы­чай­но стран­ном суж­де­нии? Мо­жет быть, си­ла фи­зи­че­с­кая? Вряд ли, ведь не о «ка­чал­ках» же идёт речь в со­от­вет­ст­ву­ю­щем эпи­зо­де, а о «бух­ле» и «по­ре­ве». По­след­нее за­ня­тие на­во­дит на мысль, что си­ла, ко­то­рая так вос­хи­ща­ет Фря­зин­ско­го, яв­ля­ет­ся си­лой «жиз­нен­ной», пре­сло­ву­тым «мо­д­жо» Ос­ти­на Па­у­эр­са, рас­пы­лён­ным над спаль­ны­ми рай­о­на­ми Моск­вы. Свер­ка с тек­с­том как буд­то под­тверж­да­ет та­кое пред­по­ло­же­ние: в гла­ве «Паз­лы» пря­мо го­во­рит­ся о том, что «в под­ва­лах, обу­с­т­ро­ен­ных ре­бя­та­ми для сов­ме­ст­но­го ве­чер­не­го до­су­га, ук­ра­ден­ные с дач ди­ва­ны про­пи­та­ны спер­мой». Но так как со­хра­ня­ет­ся воз­мож­ность, что ука­зан­ная «про­пит­ка» бы­ла осу­ще­ств­ле­на на све­жем за­го­род­ном воз­ду­хе, ещё до от­важ­но­го по­хи­ще­ния ди­ва­нов мо­ло­ды­ми сам­ца­ми (лю­бо­пыт­но, на се­бе они их та­щи­ли че­рез МКАД или всё-та­ки в эле­к­т­рич­ки впи­хи­ва­ли?), то от­бро­сим вер­сию о «муж­ской» си­ле как не сов­сем кор­рект­ную. К то­му же на­сы­ще­ние по­стель­ных при­над­леж­но­с­тей раз­лич­но­го ро­да ор­га­ни­кой воз­мож­но и в квар­тир­ных ус­ло­ви­ях (при­чём ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ста­ра­ни­я­ми, а не кол­лек­тив­ны­ми уси­ли­я­ми, как это про­ис­хо­ди­ло в слу­чае быв­ших дру­зей Фря­зин­ско­го). Пред­по­ло­жим те­перь, что ав­тор «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за» име­ет в ви­ду си­лу нрав­ст­вен­ную, не­со­кру­ши­мую кре­пость че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха, поз­во­ля­ю­щую ска­зать «нет» при­тя­га­тель­ным со­блаз­нам ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Ес­ли бы это бы­ло так, то оби­та­те­ли кон­спи­ра­тив­ных под­ва­лов бы­ли бы тож­де­ст­вен­ны хри­с­ти­ан­ским ас­ке­там и буд­дий­ским от­шель­ни­кам, ве­ду­щим по­сто­ян­ную борь­бу за мо­раль­ное очи­ще­ние и про­свет­ле­ние. Но, как пи­шет сам Фря­зин­ский, для де­тей и под­ро­ст­ков мос­ков­ских под­зе­ме­лий «аг­рес­сия, рас­пут­ст­во, ал­ко­го­лизм, хам­ст­во, же­ла­ние уни­жать бы­ли глав­ны­ми до­сто­ин­ст­ва­ми, ува­жа­е­мы­ми ка­че­ст­ва­ми». Итак, ос­та­ёт­ся си­ла ин­тел­лек­ту­аль­ная, ум­ст­вен­ная (дек­ла­ри­ро­ван­ная в из­ве­ст­ной фор­му­ле Бэ­ко­на: «Зна­ние – си­ла!»), но она, по­нят­ное де­ло, в тех­ни­че­с­ких по­ме­ще­ни­ях под мно­го­квар­тир­ны­ми до­ма­ми и не но­че­ва­ла: в ро­ма­не нель­зя най­ти ни од­ной стра­ни­цы, на ко­то­рой – в све­те лам­по­чек, под­клю­чён­ных пэ­тэ­уш­ни­ком-са­ди­с­том по клич­ке Па­яль­ник – ге­рои шту­ди­ро­ва­ли бы «Кри­ти­ку чи­с­то­го ра­зу­ма» или «Ма­те­ри­а­лизм и эм­пи­рио­кри­ти­цизм».

Та­ким об­ра­зом, та ле­ст­ная оцен­ка, ко­то­рую ав­тор «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за» да­ёт люм­пе­ни­зи­ро­ван­ной ча­с­ти сво­их свер­ст­ни­ков (по­про­с­ту го­во­ря, дво­ро­вой шпа­не 90-х го­дов), аб­со­лют­но не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Фик­тив­ная «си­ла» под­валь­но­го брат­ст­ва яв­ля­ет­ся не чем иным, как ма­ни­фе­с­та­ци­ей са­мых низ­мен­ных ка­честв че­ло­ве­че­с­кой лич­но­с­ти: стад­но­го ин­стинк­та, па­то­ло­ги­че­с­кой бо­яз­ни са­мо­сто­я­тель­ных по­ступ­ков, тош­но­твор­но­го ску­до­умия и не­уме­ния за­пол­нить своё вре­мя чем-то иным, кро­ме под­ра­жа­ния «ху­ли­га­ну Миш­ке из 12-й квар­ти­ры». И то, что эта «си­ла» вы­зы­ва­ет у ав­то­ра ува­же­ние, ко­неч­но же, не слу­чай­но: на всём про­тя­же­нии ро­ма­на чув­ст­ву­ет­ся под­спуд­ное тя­го­те­ние Фря­зин­ско­го к эс­те­ти­ке «Ра­дио шан­сон», к цен­но­ст­ным ори­ен­ти­рам сер­жан­та ГИБДД или во­ди­те­ля мар­ш­рут­но­го так­си. В гла­ве «Си­с­те­ма за­ко­нов» он до­хо­дит да­же до то­го, что на­чи­на­ет ве­щать как пи­фия, об­смо­т­рев­ша­я­ся се­ри­а­ла «Бри­га­да»: «Луч­шие лю­ди – че­ст­ные, пре­дан­ные, сме­лые, ре­ши­тель­ные – ме­то­дич­но сплав­ля­ют­ся в тюрь­мы. Ге­но­цид ге­ро­ев. Ре­а­ли­зо­вать свой по­тен­ци­ал эти лю­ди мо­гут толь­ко в кри­ми­наль­ном на­прав­ле­нии…»

Пред­ла­гая по­жа­леть сво­их пер­со­на­жей-нар­ко­ма­нов («Нар­ко­ман – это тот не­сча­ст­ный, у ко­то­ро­го не ос­та­лось в жиз­ни ни­ка­ких на­дежд, кро­ме кай­фа и за­бы­тья. Всё бо­гат­ст­во ми­ра от­се­че­но, ему ос­та­лись толь­ко нар­ко­ти­ки, ба­ры­ги, му­со­ра и баб­ло», – па­те­ти­че­с­ки вос­кли­ца­ет ав­тор), Фря­зин­ский, по су­ти де­ла, тя­нет ту же пес­ню, что и мно­го­чис­лен­ные «Ле­со­по­ва­лы», при­зы­ва­ю­щие про­лить сле­зу над судь­бой не­сча­ст­но­го «маль­чи­шеч­ки», не­спра­вед­ли­во оби­жен­но­го ок­ру­жа­ю­щим ми­ром и вы­нуж­ден­но­го мо­тать свой срок вда­ли от преж­них удо­воль­ст­вий. В обо­их слу­ча­ях пол­но­стью сни­ма­ет­ся во­прос о лич­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти че­ло­ве­ка, все­гда спо­соб­но­го со­про­тив­лять­ся дав­ле­нию внеш­них об­сто­я­тельств, ка­ки­ми бы враж­деб­ны­ми они ни бы­ли.

Не­со­гла­со­ван­ность и раз­лад раз­лич­ных по­ве­ст­во­ва­тель­ных эле­мен­тов без пре­уве­ли­че­ния мож­но счи­тать «фир­мен­ным» зна­ком «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за». Чи­тая ро­ман, всё вре­мя за­да­ёшь се­бе не­до­умён­ные во­про­сы: «И от­ку­да та­кие вы­во­ды?»; «Как од­но сле­ду­ет из дру­го­го?»; «Не за­был ли ав­тор о том, о чём толь­ко что го­во­рил?» Возь­мём, пред­по­ло­жим, гла­ву «Са­мо­лю­бие», по­ло­ви­на ко­то­рой по­свя­ще­на ис­то­рии Пав­ли­на и Оль­ги. Сна­ча­ла Фря­зин­ский на­зи­да­тель­но со­об­ща­ет: «День­ги и ба­бы к 28 го­дам ста­ли ос­нов­ны­ми ком­плек­са­ми ра­бот­ни­ка скла­да се­те­во­го су­пер­мар­ке­та «Ко­пей­ка» Пав­ли­на, ко­то­рый ког­да-то меч­тал о воз­вы­шен­ных от­но­ше­ни­ях, но дей­ст­во­вал, пре­сле­дуя ис­клю­чи­тель­но свои низ­мен­ные же­ла­ния и за­про­сы». По­сле та­ко­го «си­ноп­си­са» чи­та­тель на­ст­ра­и­ва­ет­ся на то, что сей­час его нач­нут пот­че­вать ис­то­ри­ей нрав­ст­вен­но­го па­де­ния не­вин­но­го юно­ши, оче­ред­ной хро­ни­кой «Ста двад­ца­ти дней Со­до­ма». Но поч­ти все со­бы­тия, при­клю­чив­ши­е­ся с Пав­ли­ном за шесть лет, с то­го мо­мен­та, как он «ещё 22-лет­ним па­рень­ком… при­шёл на озе­ро», под­чи­ня­ют­ся со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­но­му сю­же­ту. В честь Оль­ги, впер­вые уви­ден­ной на том са­мом озе­ре, вну­т­ри Пав­ли­на сра­зу «за­иг­ра­ли стру­ны люб­ви»; он обо­ст­рён­но «чув­ст­ву­ет её оди­но­че­ст­во»; ему ре­гу­ляр­но ста­но­вит­ся её жал­ко; ко дню рож­де­ния он обя­за­тель­но го­то­вит ей «са­мые тёп­лые сло­ва»; не­из­мен­но смо­т­рит на неё, дав­но жи­ву­щую с дру­гим пар­нем, «пре­дан­ны­ми со­ба­чь­и­ми гла­за­ми»; ано­ним­но пе­ре­да­ёт цве­ты и т.п. И хо­тя в от­но­ше­ни­ях с Оль­гой Пав­лин, ра­зу­ме­ет­ся, де­ла­ет и ошиб­ки (так, «под воз­дей­ст­ви­ем об­ще­ст­вен­но­го мне­ния» он стре­мит­ся по­ско­рее пе­рей­ти от по­це­лу­ев, со­про­вож­дав­ших на­ча­ло их ро­ма­на, к че­му-то бо­лее се­рь­ёз­но­му), ни­ка­ких сле­дов по­кло­не­ния куль­ту «де­нег» и «баб» в его по­ве­де­нии об­на­ру­жить нель­зя.

В од­ном из на­бро­с­ков, опуб­ли­ко­ван­ных впос­лед­ст­вии под на­зва­ни­ем «Ни дня без строч­ки», Юрий Оле­ша рас­ска­зы­ва­ет о том, как од­наж­ды ему по­па­лась книж­ка Шел­лер-Ми­хай­ло­ва, по ошиб­ке сбро­шю­ро­ван­ная с не­сколь­ки­ми стра­ни­ца­ми «Иди­о­та» До­сто­ев­ско­го. Этот же прин­цип ме­ха­ни­че­с­ко­го со­еди­не­ния раз­но­род­ных ин­гре­ди­ен­тов ле­жит и в ос­но­ве ком­по­зи­ции «Ве­не­ры ту­бер­ку­лё­за». Ку­с­ки «чер­нуш­ной» про­зы, в ко­то­рых у про­сти­ту­ток из зад­не­го про­хо­да вы­па­да­ют киш­ки, спо­кой­но че­ре­ду­ют­ся в ро­ма­не Фря­зин­ско­го с мо­лит­вой Ни­ко­лаю Угод­ни­ку, ём­кие афо­ри­с­ти­че­с­кие вы­ска­зы­ва­ния («…ок­ру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ди­зайн име­ет ма­ло от­но­ше­ния к то­му, чем жи­вёт его серд­це») – с ба­наль­ны­ми, про­пис­ны­ми ис­ти­на­ми («Зло – это жизнь там, где нет до­б­ра»), при­зы­вы к ас­ке­тиз­му («Я вы­брал сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние: луч­ше на­де­ять­ся на на­сто­я­щую лю­бовь, чем жить в по­сто­ян­ной лжи и гря­зи») – с про­слав­ле­ни­ем клеп­то­ма­нии («Во­ро­вать я по­лю­бил сра­зу. Это мо­ло­дит. Ожив­ля­ет. Луч­ше спор­та, тре­на­жё­ров, ко­с­ме­тик, под­тя­жек и пла­с­ти­че­с­ких опе­ра­ций») и т.п.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, Фря­зин­ский по­пы­тал­ся сбро­шю­ро­вать в од­ном то­ме «Мёрт­вые ду­ши» с «Жи­вы­ми ду­ша­ми», пу­те­ше­ст­вие по «аду» рос­сий­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти сов­ме­с­тить с кру­и­зом по за­об­лач­ным «эм­пи­ре­ям». В та­кой за­да­че, ра­зу­ме­ет­ся, нет ни­че­го пре­до­су­ди­тель­но­го, толь­ко нуж­но по­мнить о том, что да­же Го­голь спра­вил­ся с ней не са­мым луч­шим об­ра­зом: изо­б­ра­же­ние «гре­ха» все­гда вы­гля­дит убе­ди­тель­нее, чем опи­са­ние «свя­то­с­ти».

 

 

г. НИЖ­НИЙ НОВ­ГО­РОД


Алексей Коровашко




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования