Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 27.02.2009

Ме­ло­дра­ма от Фин­че­ра

 Но­вый фильм Дэ­ви­да Фин­че­ра «За­га­доч­ная ис­то­рия Бен­д­жа­ми­на Бат­то­на» ока­зал­ся до­воль­но не­о­жи­дан­ным хо­дом с его сто­ро­ны. Пре­ды­ду­щие ра­бо­ты зна­ме­ни­то­го ре­жис­сё­ра, на­при­мер «Семь», «Иг­ра», «Бой­цов­ский клуб» или «Зо­ди­ак», ни­как не ука­зы­ва­ли, что Фин­чер спо­со­бен снять ме­ло­дра­му. А «Бен­д­жа­мин Бат­тон» имен­но ме­ло­дра­ма, хо­тя и за­яв­ле­на в дру­гом жа­н­ре. При­чём ме­ло­дра­ма эпи­че­с­кая, её по­ве­ст­во­ва­ние ох­ва­ты­ва­ет про­ме­жу­ток вре­ме­ни дли­ной в жизнь и длит­ся три бес­ко­неч­ных ча­са.

Что­бы по­нять се­к­рет ус­пе­ха «Бен­д­жа­ми­на Бат­то­на» и его ме­ло­дра­ма­ти­че­с­кую со­став­ля­ю­щую, не­об­хо­ди­мо про­смо­т­реть его в мно­го­люд­ном ки­но­за­ле. Вер­нее, да­же не его – сам фильм мож­но и не смо­т­реть – вни­ма­ние сле­ду­ет об­ра­тить в пер­вую оче­редь на зри­те­лей. И тог­да гла­зам от­кры­ва­ет­ся уди­ви­тель­ная кар­ти­на – поч­ти вся жен­ская по­ло­ви­на за­ла, от на­ча­ла до кон­ца дей­ст­вия, горь­ко об­ли­ва­ет­ся сле­за­ми. А по­сле за­вер­ше­ния се­ан­са, в длин­ных оче­ре­дях в ту­а­лет­ные ком­на­ты, в ка­фе и во­об­ще по все­му ки­но­те­а­т­ру вы встре­ча­е­те за­рё­ван­ных де­ву­шек, как го­во­рит­ся в од­ной пес­не, «вся в сле­зах, и губ­ной по­ма­де пе­ре­пач­кан­ное ли­цо». При этом на их ли­цах на­пи­сан та­кой глу­бо­кий дра­ма­тизм, что не­воль­но со­пе­ре­жи­ва­ешь – что за го­ре слу­чи­лось с юным со­зда­ни­ем? Бро­сил мо­ло­дой че­ло­век во вре­мя про­смо­т­ра со сло­ва­ми: «Зна­ешь, до­ро­гая, я те­бя, ко­неч­но, люб­лю, но всё, с ме­ня хва­тит за­га­доч­ных ис­то­рий Бен­д­жа­ми­на…»? Или сло­мал­ся но­готь? Или по­те­ря­лась се­рёж­ка? Но нет. Со все­ми ни­ми слу­чи­лось од­но и то же, а имен­но – «Бен­д­жа­мин Бат­тон».

Так в чём же за­клю­ча­ет­ся де­мо­ни­че­с­кая тех­но­ло­гия Фин­че­ра, сде­лав­ше­го та­кое со сла­бым по­лом? Ведь вро­де бы за три ча­са на эк­ра­не ни­че­го кро­ме ба­наль­но­с­тей и ро­ман­ти­че­с­ких штам­пов не про­ис­хо­дит. Что­бы вы­яс­нить это, об­ра­тим­ся к сю­же­ту.

Фильм сде­лан на ос­но­ве юмо­ри­с­ти­че­с­ко­го рас­ска­за Френ­си­са Скот­та Фиц­дже­раль­да «За­бав­ный слу­чай с Бен­д­жа­ми­ном Бат­то­ном». В се­мье про­из­во­ди­те­ля пу­го­виц по­яв­ля­ет­ся на свет мла­де­нец в об­ли­ке страш­но­го ста­рич­ка. Его мать уми­ра­ет при ро­дах, взяв с от­ца обе­ща­ние, что тот бу­дет за­бо­тить­ся о ре­бён­ке. Од­на­ко отец, по­тря­сён­ный ви­дом но­во­рож­дён­но­го, под­бра­сы­ва­ет его в при­ют для пре­ста­ре­лых. Но­вы­ми ро­ди­те­ля­ми ма­лень­ко­го Бен­д­жа­ми­на ста­но­вят­ся до­б­ро­душ­ные аф­ро­а­ме­ри­кан­цы.

Роль Бен­д­жа­ми­на ис­пол­ня­ет Брэд Питт, при­чём, на­до от­дать долж­ное ма­с­тер­ским спец­эф­фек­там, он уз­на­ва­ем да­же в об­ли­ке мор­щи­ни­с­то­го, убе­лён­но­го се­ди­на­ми ста­ри­ка. Сю­жет по­ст­ро­ен на том об­сто­я­тель­ст­ве, что с го­да­ми глав­ный ге­рой по­сте­пен­но мо­ло­де­ет. Пер­вые го­ды жиз­ни он про­во­дит в ин­ва­лид­ном крес­ле, он не уме­ет хо­дить, и все при­ни­ма­ют его за ста­ро­го джентль­ме­на, ко­то­ро­му на­вер­но де­вя­тый де­ся­ток по­шёл. Од­на­ко ма­лень­кая де­воч­ка Дей­зи (впос­лед­ст­вии вы­рос­шая в Кейт Блан­шетт), до­га­ды­ва­ет­ся, что он не так стар, как ка­жет­ся. Они влюб­ля­ют­ся друг в дру­га, и сю­жет их люб­ви, соб­ст­вен­но, со­став­ля­ет ос­но­ву филь­ма. В то вре­мя как она, по­доб­но всем дру­гим лю­дям, взрос­ле­ет и ста­ре­ет, он, на­обо­рот, мо­ло­де­ет.

Лю­бо­пы­тен спо­соб по­ве­ст­во­ва­ния. Бу­ду­чи уже ста­рой жен­щи­ной, Дей­зи, уми­рая в боль­ни­це, рас­ска­зы­ва­ет до­че­ри (Джу­лия Ор­монд) о сво­ей люб­ви. Пе­ри­о­ди­че­с­ки она про­сит дочь чи­тать вслух днев­ник са­мо­го Бен­д­жа­ми­на. Ког­да дей­ст­вие про­ис­хо­дит в боль­ни­це, в филь­ме при­сут­ст­ву­ет ещё один сю­жет – на­дви­га­ет­ся силь­ный ура­ган. Мо­тив бу­шу­ю­щей сти­хии до­воль­но на­вяз­чив, он вкли­ни­ва­ет­ся в об­щую кан­ву, пре­тен­дуя на са­мо­сто­я­тель­ность и зна­чи­мость. Од­на­ко не по­нят­но, ка­ков де­но­тат это­го зна­ка – вы­ра­же­ние есть, а вот со­дер­жа­ние под во­про­сом. И да­же ес­ли оно есть, то пред­став­ля­ет­ся пло­хо мо­ти­ви­ро­ван­ным. В ожи­да­нии штор­ма пер­со­нал нерв­ни­ча­ет, со­мне­ва­ет­ся, эва­ку­и­ро­вать боль­ных или нет, прой­дёт ли шторм ми­мо или не прой­дёт. Не до кон­ца яс­но, за­чем Фин­че­ру по­на­до­бил­ся этот ход, по­сколь­ку в фи­на­ле он ни­как не оты­г­ры­ва­ет­ся, его се­ман­ти­ка не яс­на.

Жиз­нен­ные пу­ти влюб­лён­ных рас­хо­дят­ся – он мно­го лет ра­бо­та­ет на ры­бо­ло­вец­ком суд­не, под ко­ман­дой ха­риз­ма­тич­но­го веч­но пья­но­го ка­пи­та­на-ху­дож­ни­ка, она – тан­цов­щи­цей. Об­раз ка­пи­та­на – один из на­и­бо­лее удач­ных в филь­ме. Как-то в бор­де­ле, ку­да он при­та­щил ста­ри­ка Бен­д­жа­ми­на ли­шать­ся дев­ст­вен­но­с­ти, он рас­ска­зы­ва­ет ему о том, что все­гда меч­тал стать ху­дож­ни­ком, хо­тя его отец был про­тив этой за­теи. И не­смо­т­ря ни на что стал им – своё те­ло он ра­зу­кра­сил та­ту­и­ров­ка­ми, и те­перь его кар­ти­ны все­гда вме­с­те с ним. Мо­раль он вы­во­дит сле­ду­ю­щую – все­гда на­до до­би­вать­ся сво­ей це­ли. При этом его не сму­ща­ет, что всё-та­ки он стал не ху­дож­ни­ком, а спив­шим­ся ка­пи­та­ном ры­бо­ло­вец­ко­го суд­на. Од­на­ко смех по это­му по­во­ду ути­ха­ет, ког­да по­ни­ма­ешь, что сам глав­ный ге­рой, жизнь ко­то­ро­го по­да­на Фин­че­ром с из­ряд­ным па­фо­сом, во­об­ще ни­кем не стал.

Во вре­мя сво­их пу­те­ше­ст­вий Бен­д­жа­мин влюб­ля­ет­ся в жен­щи­ну (Тиль­да Су­ин­тон), ко­то­рая зна­чи­тель­но стар­ше его го­да­ми, но не внеш­но­с­тью. Их лю­бовь крат­ко­вре­мен­на, она об­ры­ва­ет­ся так же вне­зап­но, как и на­ча­лась. В кон­це кон­цов один тра­ги­че­с­кий слу­чай вновь сво­дит Бат­то­на с Дей­зи, од­на­ко те­перь она уже вы­гля­дит стар­ше его, а он сов­сем поч­ти пре­вра­тил­ся в нор­маль­но­го Брэ­да Пит­та. Вот здесь-то по­ти­хонь­ку и при­от­кры­ва­ет­ся дверь к раз­гад­ке се­к­ре­та это­го филь­ма. Тот факт, что лю­бовь глав­но­го ге­роя все­гда ока­зы­ва­ет­ся стар­ше его, ста­вит их в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле в от­но­ше­ния сы­на и ма­те­ри. Глав­ный ге­рой не­о­бра­ти­мо мо­ло­де­ет, он ста­но­вит­ся всё бо­лее бес­по­мощ­ным, и, пре­вра­ща­ясь в ре­бён­ка, впа­да­ет в ма­разм, в то вре­мя как ста­ре­ю­щая Дей­зи за­бо­тит­ся о нём, ка­ча­ет на ру­ках, кор­мит с ло­жеч­ки. Фа­бу­ла не­дву­смыс­лен­но про­во­ци­ру­ет ма­те­рин­ский ин­стинкт, не­за­ви­си­мо от воз­ра­с­та при­су­щий поч­ти каж­дой жен­щи­не. По­это­му не уди­ви­тель­но, что жен­ская по­ло­ви­на зри­те­лей, по­ра­жён­ная филь­мом в са­мую свою суть, пе­ре­жи­ва­ет в ре­зуль­та­те сен­ти­мен­таль­ный ка­тар­сис.

От­да­вая долж­ное ре­жис­сё­ру, сто­ит сде­лать вы­вод, что он вир­ту­оз­ный пре­па­ра­тор че­ло­ве­че­с­ких душ и зна­ток пси­хо­ло­гии, его рас­чёт на жен­скую ау­ди­то­рию ока­зал­ся бе­зу­преч­но ве­рен. Од­на­ко яв­ля­ет­ся ли плю­сом тот факт, что он за­явил о се­бе как о ма­с­те­ре ме­ло­дра­мы, – это ещё во­прос.


 

Ре­жис­сёр: Дэ­вид Фин­чер

В ро­лях: Брэд Питт, Кейт Блан­шетт, Тиль­да Су­ин­тон, Эль Фэн­нинг, Джей­сон Фле­минг, Джу­лия Ор­монд, Эли­ас Ко­те­ас

США, 2008, 166 мин.

 


Иван Гобзев




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования