Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 27.02.2009

Предвестие бури

 «Де­ти солн­ца» – стран­ная пье­са у Мак­си­ма Горь­ко­го, на­сы­щен­ная ци­та­та­ми и ал­лю­зи­я­ми. Так, од­на из ге­ро­инь (Ли­за Про­та­со­ва) – пол­ная тёз­ка ге­ро­и­ни пье­сы Льва Тол­сто­го «Жи­вой труп», да и ге­рой (её брат Па­вел Фё­до­ро­вич Про­та­сов) – поч­ти тёз­ка тол­сто­вско­го глав­но­го ге­роя. Вза­и­мо­от­но­ше­ния пер­со­на­жей то­же на­по­ми­на­ют вза­и­мо­от­но­ше­ния ге­ро­ев тол­сто­вской пье­сы. За­ня­тия Пав­ла Про­та­со­ва и упо­ми­на­ние баш­ни, ко­то­рую хо­чет вы­ст­ро­ить для не­го бо­га­тая ку­пе­че­с­кая вдо­ва Ме­ла­ния, за­став­ля­ют вспом­нить гам­су­нов­ско­го Ива­ра Ка­ре­но и иб­се­нов­ско­го стро­и­те­ля Со­ль­не­са. Слу­чай­ность это или умы­сел? Мо­жет быть, пье­са – про­дукт сво­е­го де­ка­дент­ско­го вре­ме­ни? Ско­рее на­обо­рот – Мак­сим Горь­кий в этой пье­се по­ле­ми­зи­ру­ет не толь­ко с Тол­стым, но и с ве­ли­ки­ми нор­веж­ца­ми.

В от­ли­чие от дру­гих бы­то­вых пьес – «Дач­ни­ков», «Ме­щан», в этом про­из­ве­де­нии Горь­ко­го мно­го дек­ла­ма­ции, иде­а­ли­с­ти­че­с­ких ре­чей и меч­та­ний, что сбли­жа­ет его и с ше­де­в­ром са­мо­го бу­ре­ве­ст­ни­ка ре­во­лю­ции «На дне», и с че­хов­ски­ми «Тре­мя сё­с­т­ра­ми».

Глав­ный кон­фликт пье­сы – меж­ду уто­пи­че­с­ки­ми меч­та­ни­я­ми и иде­а­лиз­мом ин­тел­ли­ген­ции (Па­вел Про­та­сов, его же­на Еле­на, Бо­рис Че­пур­ной), c од­ной сто­ро­ны, и же­с­то­ко­с­тью и не­ле­по­с­тью обы­ден­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти – с дру­гой. Это со­звуч­но и че­хов­ской «то­с­ке по луч­шей жиз­ни», и са­ти­нов­ско­му «че­ло­век – это зву­чит гор­до».

Де­ко­ра­ции ме­та­фо­ри­че­с­ки от­ра­жа­ют ос­нов­ной кон­фликт – об­став­лен­ная изящ­ной ме­бе­лью и эле­мен­та­ми хи­ми­че­с­кой ла­бо­ра­то­рии сце­на сза­ди ор­га­ни­че­на кир­пич­ной за­вод­ской сте­ной, над ко­то­рой – не­сколь­ко ко­ло­ко­лов (во вре­мя по­гро­ма в фи­на­ле в них бьют на­бат).

Роль Пав­ла Про­та­со­ва «как вли­тая» при­шлась впо­ру Ва­си­лию Боч­ка­рё­ву. Труд­но пред­ста­вить се­бе бо­лее про­ник­но­вен­ное и точ­ное ис­пол­не­ние этой ро­ли на­ив­но-пре­крас­но­душ­но­го и в то же вре­мя ум­но­го и по­ря­доч­но­го учё­но­го.

До­стой­ную па­ру ему со­став­ля­ет Л.По­ля­ко­ва в ро­ли нянь­ки Ан­то­нов­ны: ста­ру­ха всем до­саж­да­ет и ме­ша­ет, но имен­но её здра­вый смысл и энер­гия дер­жат на пла­ву дом и хо­зяй­ст­во Про­та­со­вых.

Е.Глу­шен­ко су­ме­ла на­пол­нить жиз­нью вы­гля­дя­щий в пье­се не­сколь­ко ис­кус­ст­вен­ным об­раз влюб­лён­ной в Про­та­со­ва Ме­ла­нии.

Весь­ма яр­кий об­раз сле­са­ря Его­ра – хо­ро­ше­го ма­с­те­ро­во­го, но оби­жен­но­го жиз­нью и гру­бя­ще­го «гос­по­дам», по­лу­чил­ся и на сце­не ожи­да­е­мо ко­ло­рит­ным в ис­пол­не­нии А.Кор­шу­но­ва.

Как ни в од­ной пье­се М.Горь­ко­го, в этой мно­го юмо­ра и да­же сар­каз­ма. А.Ша­пи­ро под­чёр­ки­ва­ет гро­теск и иро­нию пье­сы, сде­лав ак­цент на ко­ми­че­с­ких ре­при­зах не толь­ко ка­ри­ка­тур­ных двор­ни­ка Ро­ма­на (Е.Кур­шин­ский), до­мо­вла­дель­ца На­за­ра (В.Ко­ня­ев) и его сы­на Ми­ши (С.По­та­пов), но и бра­та Ме­ла­нии, ве­те­ри­на­ра Че­пур­но­го (В.Ни­зо­вой) – во­об­ще-то фи­гу­ры тра­ги­че­с­кой.

Пер­со­на­жи мно­го сме­ют­ся и хо­хо­чут.

Не­смо­т­ря на яр­кое ис­пол­не­ние от­дель­ных ро­лей, ос­нов­ной кон­фликт пье­сы про­зву­чал не­сколь­ко при­глу­шён­но, и в спек­так­ле пре­об­ла­да­ет крен в кон­флик­ты ча­ст­ные: меж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, меж­ду ин­тел­ли­ген­ци­ей и «на­ро­дом», меж­ду иде­а­лиз­мом (в ли­це Про­та­со­ва) и мер­кан­ти­лиз­мом (в ли­це На­за­ра, Ми­ши и да­же гор­нич­ной Фи­мы в ис­пол­не­нии О.Же­ва­ки­ной), а так­же лю­бов­ные ра­зо­ча­ро­ва­ния ге­ро­ев – Еле­ны, Ва­ги­на (Г.Под­го­ро­дин­ский), Ме­ла­нии, ду­шев­но­боль­ной Ли­зы (Л.Ти­то­ва) и по­кон­чив­ше­го с со­бой из-за стра­с­ти к ней Че­пур­но­го.

В ча­ст­но­с­ти, са­мо­убий­ст­во Че­пур­но­го, на наш взгляд, со­бы­ти­я­ми спек­так­ля и во­пло­ще­ни­ем об­ра­за это­го ге­роя не­до­ста­точ­но оп­рав­да­но и ка­жет­ся про­сто ме­ло­дра­ма­ти­че­с­ким при­ёмом. По­жёст­че, на наш взгляд, мож­но бы­ло вы­ст­ро­ить об­ра­зы ищу­щих всю­ду вы­го­ду Фи­мы и На­за­ра с сы­ном. В та­ком слу­чае, по­жа­луй, ос­т­рее про­зву­ча­ли бы за­ло­жен­ные в пье­се про­зре­ния М.Горь­ко­го о вре­ме­ни и об­ще­ст­ве, пред­во­с­хи­тив­шие по­тря­се­ния сле­ду­ю­щих по­сле на­пи­са­ния пье­сы де­ся­ти­ле­тий.

В то же вре­мя в этой по­ста­нов­ке про­яви­лись луч­шие сто­ро­ны ма­с­тер­ст­ва труп­пы Ма­ло­го те­а­т­ра: яр­кое, точ­ное, вы­пук­лое ис­пол­не­ние ро­лей, вы­ра­зи­тель­ные ми­зан­сце­ны пре­до­пре­де­ля­ют ус­пех спек­так­ля у зри­те­лей.


 

Де­ти солн­ца. Пре­мье­ра в Ма­лом те­а­т­ре. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик – А.Ша­пи­ро. Ху­дож­ник-по­ста­нов­щик – В.А. Ко­валь­чук. Ком­по­зи­тор – Г.Я. Го­бер­ник. 


Иль­дар Сафуанов




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования