Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 06.03.2009

Ходасевич: путем зерна

 В ше­с­ти­де­ся­тые, «от­те­пель­ные» го­ды ед­ва ли не де­вять де­ся­тых на­ше­го, сту­ден­тов-фи­ло­ло­гов, чте­ния со­став­ля­ла ли­те­ра­ту­ра Се­ре­б­ря­но­го ве­ка. Осо­бен­но по­эзия и фи­ло­со­фия. По­мню, как ша­га­ли мы, пре­зри­тель­но скри­вив гу­бы (сно­бы!), ми­мо толп, осаж­дав­ших По­ли­тех­ни­че­с­кий, что­бы по­слу­шать «Воз­не­сён­ско­го» с «Ев­ту­шон­кой», как мы го­во­ри­ли, и, свер­нув на Ма­ро­сей­ку, то­па­ли в сто­ро­ну Ста­ро­сад­ско­го пе­ре­ул­ка, что­бы по­чи­тать тех, кто вы­сту­пал в том же По­ли­тех­ни­че­с­ком со­рок-пять­де­сят лет на­зад. Ис­то­рич­ка бы­ла лю­би­ма на­ми не толь­ко за слав­ное со­гла­сие ос­но­ва­тель­но­с­ти и ую­та, но и за то, что не ве­да­ла чо­пор­но­го спец­хра­на. Фло­рен­ско­го и Бер­дя­е­ва, Ше­с­то­ва и Фран­ка там вы­да­ва­ли лю­бо­му пер­во­курс­ни­ку без вся­ких ис­те­рик. Раз­ве что спро­сит с ми­лой ехид­цей иная се­день­кая биб­ли­о­те­кар­ша: «Что это, те­перь опять ста­ли чи­тать ре­ак­ци­о­не­ров?», за­ви­дев на биб­ли­о­теч­ном блан­ке фа­ми­лии Ро­за­но­ва или Ле­он­ть­е­ва.

А уж по ча­с­ти пер­вых по­эти­че­с­ких из­да­ний на­ча­ла ве­ка там и во­все был рай. Что ни день, то но­вая гор­ка то­нень­ких кни­жек с при­чуд­ли­вы­ми, в сти­ле «мо­дерн» вы­кру­та­са­ми ка­ко­го-ни­будь зна­ме­ни­то­го гра­фи­ка на об­лож­ке. Что ни день, то от­кры­тие но­во­го по­эти­че­с­ко­го ми­ра – и ка­ко­го! Враз и на­всег­да по­ло­ни­ли Цве­та­е­ва и Ах­ма­то­ва, за­во­ро­жи­ли Клю­ев и Ан­нен­ский, окол­до­ва­ли Хлеб­ни­ков с Бло­ком, по­ма­ни­ли Па­с­тер­нак с Ман­дель­ш­та­мом. Кто-то, звон­кий, вско­ре и ра­зо­ча­ро­вал (Баль­монт, Се­ве­ря­нин), кто-то, в пан­ци­ре, так и не под­пу­с­тил к се­бе слиш­ком близ­ко (Брю­сов, Гу­ми­лёв), кто-то на­дол­го ос­та­вил в не­до­уме­нии не­со­от­вет­ст­ви­ем гром­кой сла­вы сво­ей и со­мни­тель­ной су­ти (Со­ло­губ, Во­ло­шин) или, на­про­тив, – от­но­си­тель­ной без­ве­ст­но­с­ти и зна­че­ния (Нар­бут, Куз­мин). Так по­сте­пен­но вы­ра­бо­тал­ся ка­нон, во­брав­ший в се­бя, ко­неч­но, и со школь­ных лет зна­ко­мых Есе­ни­на с Ма­я­ков­ским.

Вла­ди­слав Хо­да­се­вич (1886 – 1939) был на­ми «до­пу­щен» в пер­вый ряд вы­да­ю­щих­ся рус­ских по­этов той по­ры од­ним из по­след­них. Спра­ши­ва­ет­ся – по­че­му?

 

А по­то­му, ве­ро­ят­но, что мо­ло­дость лю­бит край­но­с­ти и эф­фек­ты. Хле­бом не кор­ми, дай умо­по­мра­чи­тель­ных ме­та­фор и сног­сши­ба­тель­ных рит­мов. А ещё мо­ло­дость склон­на за­ра­жать­ся чу­жим вос­тор­гом, она го­то­ва по­лю­бить и не­зна­ком­ца, ес­ли уже ос­во­ен­ные, уже по­люб­лен­ные ею ге­рои и са­ми от не­го в вос­тор­ге. Ли­те­ра­тур­ные ре­пу­та­ции – как цеп­ная ре­ак­ция, один сво­и­ми «ах» да «ох» при­во­дит дру­го­го.

 

У Хо­да­се­ви­ча, ergo, шан­сов бы­ло не­мно­го. Он пи­сал обы­ден­ны­ми, про­сты­ми сло­ва­ми – «за­ма­раш­ка­ми», как го­во­рил (в пе­ре­во­де, ка­жет­ся, Па­с­тер­на­ка) знав­ший им це­ну Риль­ке. «Я по­лю­бил всё ма­лое и про­стое» – ут­верж­дал Хо­да­се­вич, и мы по на­ив­но­с­ти ве­ри­ли ему, не до­га­ды­ва­ясь, сколь­ко все­го бес­ко­неч­но слож­но­го уп­ря­та­но в его внеш­не не­бро­с­ком пи­са­нии. А его «бед­ные риф­мы»? Ведь они толь­ко в ран­нюю, уче­ни­че­с­кую по­ру бы­ли бед­ны. А их по­зд­нее, не­бы­ва­лое бо­гат­ст­во ос­та­ва­лось на дол­гие го­ды от нас за­кры­тым – эми­г­рант­ских сбор­ни­ков его в Ис­то­рич­ке не бы­ло.

На­сто­я­щая це­на про­стых слов и сми­рен­ных рифм в ис­тин­ной по­эзии по­зна­ёт­ся го­да­ми не­усып­но­го чте­ния и шли­фов­ки все­гда гру­бо­ва­то­го по­на­ча­лу вку­са. К то­му же, при­знан­ные мэ­т­ры Хо­да­се­ви­ча, ес­ли и хва­ли­ли, то как-то не­бреж­но, сквозь зу­бы. Как хва­лят чу­жа­ков – не при­бив­ших­ся, не­смо­т­ря на по­су­лы да вы­го­ды, к стае. Спу­с­тя го­ды, ре­флек­ти­руя про­шлое, Хо­да­се­вич и сам от­ме­тит свою оди­но­кость и «ди­ко­ва­тость». И при­зна­ет к то­му же, что в век бур­но­го всхо­да вся­че­с­ких «из­мов» судь­ба его до­ста­точ­но уни­каль­на – из до­б­рой сот­ни по­этов, ря­дом с ним штур­мо­вав­ших Олимп, её раз­де­ли­ла ещё толь­ко Ма­ри­на Цве­та­е­ва, так­же не впи­сав­ша­я­ся ни в ка­кой око­ем. (Та «по­бро­дяж­ка», ко­то­рую то­же всю жизнь пи­ха­ли – ко­му толь­ко бы­ло не лень. Есть у них и ещё од­но – мо­жет быть, слу­чай­ное – сход­ст­во: из всех ве­ли­ких рус­ских по­этов ХХ ве­ка толь­ко им дво­им дал­ся в со­вер­шен­но бли­с­та­тель­ной ме­ре эпи­сто­ляр­ный жанр; толь­ко их пись­ма – са­мая что ни на есть вы­со­кая ли­те­ра­ту­ра.)

Ко все­му ска­зан­но­му на­до ещё при­ба­вить и то со­об­ра­же­ние, что Хо­да­се­вич-по­эт воз­ра­с­тал чрез­вы­чай­но мед­лен­но. В пол­ный – и не­о­жи­дан­ный для всех, бо­га­тыр­ский – рост он явил­ся толь­ко че­рез двад­цать лет кро­пот­ли­вой ра­бо­ты – ра­бо­ты, в ос­нов­ном, пе­ре­пи­соч­ни­ка, как мно­гим ка­за­лось. Не­до­люб­ли­вав­шая его за пре­зре­ние к «ме­та­фи­зи­ке» (то есть к са­лон­но­му сло­во­блу­дию, в ко­ем про­фа­ни­ро­ва­лись «про­кля­тые», «веч­ные» во­про­сы) Зи­на­и­да Гип­пи­ус на скло­не сво­их и его лет вы­нуж­де­на бы­ла при­знать, что по­эзия Хо­да­се­ви­ча фор­ми­ро­ва­лась как кри­с­талл, слов­но вы­рос­ший из ту­ма­на и вдруг по­ра­зив­ший всех сво­ей не­бы­ва­лой ве­ли­чи­ной.

А на за­ре твор­че­ст­ва, в пе­ри­од ста­нов­ле­ния и вос­хож­де­ния (сбор­ни­ки «Мо­ло­дость», «Сча­ст­ли­вый до­мик») Хо­да­се­вич вос­при­ни­мал­ся зна­то­ка­ми как один из по­сле­ды­шей «млад­ших» сим­во­ли­с­тов – да, соб­ст­вен­но, он та­ко­вым и яв­лял­ся. И ме­с­то ему от­во­ди­ли где-то ря­дом, ска­жем, с Бо­ри­сом Са­дов­ским, его дру­гом, или ка­ким-ни­будь Кре­че­то­вым, Ко­нев­ским, Ко­ма­ров­ским... Имя им был ле­ги­он.

«На­сто­я­щий», клас­си­че­с­кий Хо­да­се­вич воз­ни­ка­ет толь­ко в го­ды ре­во­лю­ци­он­ной сму­ты и впол­не пред­ста­ёт в сбор­ни­ке 1921 го­да «Пу­тём зер­на». За ним по­сле­до­ва­ли ещё толь­ко два сбор­ни­ка сти­хов – «Тя­жё­лая ли­ра» (не­со­мнен­ная вер­ши­на его твор­че­ст­ва и од­на из вер­шин всей рус­ской по­эзии двад­ца­то­го ве­ка) и «Ев­ро­пей­ская ночь». А уже в 1927 го­ду вы­хо­дит ито­го­вое «Со­бра­ние сти­хов», по­сле ко­то­ро­го Хо­да­се­вич ни­че­го по­эти­че­с­ко­го прак­ти­че­с­ки не со­зда­ёт, во вся­ком слу­чае, не пе­ча­та­ет. По­след­ние один­над­цать лет сво­ей жиз­ни он хоть и один из стол­пов па­риж­ской ли­те­ра­тур­ной эми­г­ра­ции, но, по пре­иму­ще­ст­ву, ре­цен­зент, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, ме­му­а­рист. Со­бран­ные в по­смерт­ный сбор­ник («Не­кро­поль») ме­му­ар­ные очер­ки – не­со­мнен­но, од­но из са­мых яр­ких, убе­ди­тель­ных и до­сто­вер­ных сви­де­тельств ли­те­ра­тур­ной жиз­ни Рос­сии её пе­ре­лом­ных лет. Впол­не уда­ёт­ся Хо­да­се­ви­чу и кни­га «Дер­жа­вин» – в сво­ём ро­де об­раз­цо­вое со­чи­не­ние, не на­шед­шее, од­на­ко, по­сле­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей; в си­лу, ве­ро­ят­но, труд­но­с­ти за­да­чи – ведь ка­кую на­до иметь су­ве­рен­ную сме­лость, что­бы не де­лать из клас­си­ка ку­ми­ра, не ге­ро­изи­ро­вать его об­лик, со­здать его жи­вой пор­т­рет на фо­не тща­тель­но и то­же бес­при­с­т­ра­ст­но вы­пи­сан­ной эпо­хи. Эпо­хи, по­дан­ной, преж­де все­го, че­рез её «бро­уно­во» сло­вес­ное дви­же­ние. Трез­вый объ­ек­ти­визм Хо­да­се­ви­ча по­ра­жа­ет, иной раз мнит­ся, что в не­го был встро­ен не­кий при­бор, на­по­до­бие ба­ро­ме­т­ра, точ­но фик­си­ру­ю­щий под­спуд­ные ду­шев­ные бу­ри лич­но­с­ти или ка­та­клиз­мы ис­то­рии.

Пуш­ки­нист и пуш­ки­ни­а­нец, тра­ди­ци­о­на­лист, жрец унас­ле­до­ван­ной куль­ту­ры – все эти яр­лы­ки при­лип­ли к не­му ведь не слу­чай­но. Фе­но­мен Хо­да­се­ви­ча в том, что он слов­но про­пу­с­тил дис­гар­мо­нию ве­ка че­рез си­то клас­си­че­с­кой гар­мо­нии. Эф­фект ока­зал­ся по­ра­зи­тель­ный, не­бы­ва­лый. Да­же ка­ко­фо­ния фу­ту­ри­с­тов («фу­ту­ро­с­пе­ку­лян­тов», как их клей­мил не лю­бив­ший экс­цен­т­ри­ки Хо­да­се­вич), за­хле­бы­ва­ю­щи­е­ся, сбив­чи­вые рит­мы Цве­та­е­вой или Па­с­тер­на­ка, «сюрр» Ман­дель­ш­та­ма, ар­ха­и­че­с­кие рас­коп­ки сло­вес­ной ру­ды Хлеб­ни­ко­ва при всей их фе­но­ме­наль­ной мо­щи не все­гда до­сти­га­ли та­ко­го эф­фек­та, как с ви­ду про­стень­кие па­ра­док­сы по­эти­ки Хо­да­се­ви­ча: над­рыв и из­лом сквозь раз­ме­рен­ный, поч­ти раз­зне­жен­ный, за­ла­с­кан­ный ло­щё­ны­ми пред­ка­ми ямб. Что-то по­доб­ное в про­зе пы­тал­ся де­лать обо­жав­ший Хо­да­се­ви­ча На­бо­ков (дав­ший его пор­т­рет в «Да­ре»). Из за­ру­беж­ных по­этов бли­же всех к этой стран­но­ва­той сти­хии гар­мо­ни­че­с­кой дис­гар­мо­нии при­бли­зи­лись нем­цы – ро­вес­ни­ки Хо­да­се­ви­ча Гот­фрид Бенн и Ге­орг Тракль. (А в про­зе, ко­неч­но, Франц Каф­ка, по­ме­щав­ший сво­их мон­ст­ров в стек­лян­ные со­су­ды, сот­кан­ные про­зрач­ней­шим сло­гом.) Ви­ди­мо, по-сво­е­му бли­зок та­ко­му скла­ду Эли­от, кое-кто из фран­цуз­ских по­сле­до­ва­те­лей Бод­ле­ра.

 

То есть по­зд­ний, зре­лый Хо­да­се­вич был как бы рус­ским ру­по­ром об­ще­ми­ро­вых по­полз­но­ве­ний. Не­да­ром ве­ли­че­ст­вен­ный мэтр Вя­че­слав Ива­нов, всю жизнь раз­да­вав­ший вен­ки и па­тен­ты на бес­смер­тие, на во­прос Ме­реж­ков­ско­го, за­дан­ный в кон­це трид­ца­тых го­дов, кто, по его мне­нию, яв­ля­ет­ся те­перь, по­сле Бло­ка, пер­вым по­этом Рос­сии, не ко­леб­лясь от­ве­тил: «Ко­неч­но, Хо­да­се­вич».

 

Прав­да, раз­гля­деть это при жиз­ни Хо­да­се­ви­ча уда­ва­лось ред­ко ко­му. Вяч. Ива­нов (не пу­тать с Ге­ор­ги­ем Ива­но­вым, ко­то­рый Хо­да­се­ви­ча не­на­ви­дел!), На­бо­ков, тон­чай­ший эс­се­ист рус­ско­го за­ру­бе­жья Вла­ди­мир Вейд­ле… Раз, два и об­чёл­ся. Да­же про­жив­шая с Хо­да­се­ви­чем де­сять лет Бер­бе­ро­ва, и та пле­ла око­ле­си­цу: «Плен­ник сво­ей мо­ло­до­с­ти, а ино­гда и её раб (де­ко­ра­ций Брю­со­ва, вы­кри­ков Бе­ло­го, ту­ма­нов Бло­ка), он про­гля­дел мно­гое или не раз­гля­дел мно­го­го, обу­ян­ный страш­ной ус­та­ло­с­тью и пес­си­миз­мом, и чув­ст­вом тра­ги­че­с­ко­го смыс­ла все­лен­ной…» (из кни­ги ме­му­а­ров «Кур­сив мой»). Близ­кий вро­де бы че­ло­век, а не за­ме­ти­ла, что его пес­си­мизм – это то­с­ка по воз­рож­де­нию. Уме­реть (в зем­ле), что­бы пре­об­ра­зить­ся (над ней). Пу­тём зер­на…

Соб­ст­вен­но, ес­ли вгля­деть­ся, от сим­во­ли­с­тов Хо­да­се­вич унас­ле­до­вал толь­ко се­рь­ёз­ность по­эти­че­с­кой ус­та­нов­ки, их ог­ляд про­ис­хо­дя­ще­го «с точ­ки зре­ния веч­но­с­ти», но весь его по­это­ло­ги­че­с­кий «кон­ст­рукт» им пря­мо про­ти­во­по­ло­жен. Ни про­фа­на­ции бездн, ни при­бли­зи­тель­но­с­тей, ни слу­чай­ных эф­фек­тов, ни ту­ма­нов в его сти­хах не най­дёшь. Кри­с­талл! Бли­же всех к не­му, ко­неч­но, ак­ме­и­с­ты, осо­бен­но – Ман­дель­ш­там, осо­бен­но по­зд­ний (хо­тя уже пер­вую свою кни­гу он про­вид­че­с­ки на­рёк «Кам­нем». Не кри­с­талл, прав­да, но близ­ко по смыс­лу).

 

Не «про­гля­дел» свой век Хо­да­се­вич, а уви­дел ку­да боль­ше мно­гих. Со­при­кос­нув­шись с Ев­ро­пой, он по­нял, что рос­сий­ские бе­ды – лишь ча­ст­ный слу­чай об­ще­го кри­зи­са. Кри­зи­са че­го? Ес­ли од­ним сло­вом, то – хри­с­ти­ан­ст­ва, то­го осел­ка, на ко­то­ром и дер­жа­лась ев­ро­пей­ская куль­ту­ра.

 

Пер­вая ми­ро­вая вой­на и по­сле­до­вав­шее за ней псев­до­на­род­ное «вос­ста­ние масс» (Ор­те­га-и-Гас­сет) вы­жг­ли на ду­хов­ном ли­ке Ев­ро­пы та­кие пу­с­то­ты, за ко­то­ры­ми Хо­да­се­вич раз­гля­дел зи­я­ю­щие чер­но­той вспо­ло­хи гря­ду­ще­го кон­ца. Не он один, ко­неч­но, раз­гля­дел – сот­ни пер­вых ев­ро­пей­ских умов за­го­ло­си­ли в это вре­мя о за­ка­те Ев­ро­пы. Од­на­ко ма­ло ко­му да­лось вло­жить са­мую суть иных ка­пи­таль­ных (вро­де зна­ме­ни­то­го шпен­г­ле­ров­ско­го) трак­та­тов в не­сколь­ко ме­ло­дич­ных строк. Вот хоть за­клю­чи­тель­ное чет­ве­ро­сти­шие сти­хо­тво­ре­ния «Ав­то­мо­биль», на­пи­сан­но­го в де­ка­б­ре 1921 го­да и во­шед­ше­го в кни­гу «Тя­жё­лая ли­ра»:

 

Здесь мир сто­ял, про­стой и це­лый,

Но с той по­ры, как ез­дит тот,

В ду­ше и в ми­ре есть про­бе­лы,

Как бы от про­ли­тых кис­лот.

 

Кто этот «тот»? Да тот са­мый, ко­го Ро­за­нов ви­дел вос­се­да­ю­щим в го­го­лев­ской трой­ке. Чёрт. Кто же ещё мог за­пол­нить пу­с­то­ты, вы­жжен­ные кис­ло­той не­ве­рия…

Сын поль­ско­го шлях­ти­ча и ев­рей­ки (с мо­ло­ком туль­ской кор­ми­ли­цы – как Пуш­кин с мо­ло­ком ня­ни – «вы­со­сав­ший», по его сло­ву, лю­бовь к Рос­сии), Хо­да­се­вич был кре­щён в ка­то­ли­че­ст­во и хо­тя не был ис­то­вым при­хо­жа­ни­ном ка­ко­го-ли­бо при­хо­да, но сти­хий­ным хри­с­ти­а­ни­ном ос­та­вал­ся все­гда. Уми­ра­ние ве­ры – как и уми­ра­ние рож­дён­но­го ею ис­кус­ст­ва («Уми­ра­ние ис­кус­ст­ва» – так на­зы­ва­лась на­шу­мев­шая кни­га его дру­га Вейд­ле) – он пе­ре­жи­вал ос­т­ро. И при­зна­ки это­го уми­ра­ния – как и соб­ст­вен­ной сво­ей зем­ной обо­лоч­ки – фик­си­ро­вал при­сталь­но.

Кста­ти о Ро­за­но­ве. Ког­да-то Юрий Ты­ня­нов под­ме­тил, что в сво­ём «Пе­ре­шаг­ни, пе­ре­ска­чи…» Хо­да­се­вич слов­но бы за­риф­мо­вал Ро­за­но­ва с его «Уе­ди­нён­ным» и «Опав­ши­ми ли­с­ть­я­ми». Под­ме­тил это Ты­ня­нов, но не стал обоб­щать – и, мо­жет быть, зря. Та­кая не­за­тей­ли­вая ме­та­фо­ра мно­гое бы в Хо­да­се­ви­че объ­яс­ни­ла. Вот уж кто об­ла­дал по­ис­ти­не ро­за­нов­ским, тон­чай­шим уме­ни­ем раз­гля­деть ве­ли­кое в ма­лом, ко­с­мос в пе­с­чин­ке. При всем кри­с­тал­ли­че­с­ки точ­ном ри­сун­ке, тре­бо­вав­шем не­за­уряд­но­го кон­ст­рук­тив­но­го ума. («Умён, а не за­умен…» – про­ти­во­по­с­тав­лял он се­бя со всех сто­рон на­се­дав­шей эс­те­ти­че­с­кой аб­ра­ка­да­б­ре.) У ве­ли­ких ми­с­ти­ков Сред­не­ве­ко­вья (Па­ра­цель­са или Ан­ге­лу­са Си­ле­зи­у­са) слу­ча­лись по­доб­ные стя­же­ния про­зре­ния и ра­ци­о­наль­но­го их учё­та. А ещё мож­но при­пом­нить, что имен­но та­кой ви­дел по­та­ён­ную сущ­ность Пуш­ки­на по­зд­ний друг Хо­да­се­ви­ча Гер­шен­зон.

Бед­ные риф­мы – но уве­си­с­тая, тя­жё­лая ли­ра… 


Юрий Ар­хи­пов




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования