Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 06.03.2009

Я устал от двадцатого века

 СТАР­ШИЕ МОИ ТО­ВА­РИ­ЩИ

  

Ра­бо­тая в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», я ча­с­то при­ез­жал до­мой к Вла­ди­ми­ру Со­ко­ло­ву за но­вы­ми сти­ха­ми с дик­то­фо­ном, и Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич спо­кой­но на­чи­ты­вал, де­лая вы­ра­зи­тель­ные па­у­зы, толь­ко что на­пи­сан­ные сти­хи. Сам при­слу­ши­вал­ся при по­вто­ре, вы­ве­рял ин­то­на­цию. В один из при­ез­дов он при­нял­ся с осо­бен­ным смыс­лом чи­тать вот эти стро­ки сти­хо­тво­ре­ния «Па­мя­ти М. Лу­ко­ни­на»:

 

Здесь риф­му­ют­ся по­жа­ри­ща

Ни­че­му не во­пре­ки...

Стар­шие мои то­ва­ри­щи –

Все фрон­то­ви­ки.

 

Им до­ве­рить мож­но ис­по­ведь,

К ним вой­ти, как рав­ный, в дом.

Я лю­бу­юсь ими ис­под­воль

В этом вре­ме­ни и в том.

 

В ка­ком «в том» – ко­неч­но, по­нят­но. По­эты-фрон­то­ви­ки – Лу­ко­нин, На­ров­ча­тов, Фа­ть­я­нов – дру­жи­ли с Со­ко­ло­вым, за­дев­шим вой­ну толь­ко дет­ст­вом, вы­со­ко це­ни­ли его сти­хи, пе­ча­та­ли их. Од­на­ко не они сы­г­ра­ли глав­ную роль. Кон­стан­тин Ван­шен­кин вспо­ми­нал: «Пер­вым, кто при­влёк к не­му все­об­щий ин­те­рес, гром­ко ска­зал о нём в пе­ча­ти, был Ев­ту­шен­ко, ко­то­ро­го тог­да слу­ша­ли вни­ма­тель­но. Ко­жи­нов то­же сде­лал для Со­ко­ло­ва очень мно­го. Да­же слиш­ком. Он за­жал его в угол и бил по­хва­ла­ми. За всё. И дру­гих при­охо­тил. В ре­зуль­та­те Со­ко­ло­ва ста­ли вос­хва­лять на­по­вал, ву­с­мерть». По­жа­луй, имен­но в это вре­мя я и по­зна­ко­мил­ся с Со­ко­ло­вым, стал вхож в его од­но­ком­нат­ную хо­ло­с­тяц­кую квар­ти­ру в Без­бож­ном пе­ре­ул­ке и ис­пы­тал, как и мно­гие в на­шем по­ко­ле­нии, ог­ром­ное оба­я­ние его лич­но­с­ти и ли­ри­ки. Счи­таю Вла­ди­ми­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча сво­им учи­те­лем в по­эзии, хо­тя с удо­воль­ст­ви­ем вспо­ми­наю, как один из эпи­го­нов по­эта взял с по­до­кон­ни­ка как­тус с от­ро­ст­ка­ми и стал уми­лять­ся: «Вот это вы, а эти как­ту­ся­та – мы, ва­ши уче­ни­ки – имя­рек, имя­рек, а вот – Бо­б­ров». Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич по­ка­чал кра­си­вой го­ло­вой: «Нет, Са­ша – особь ста­тья, он сам как­тус, а не от­ро­с­ток». Взял двух­том­ник, толь­ко что вы­шед­ший в «Худ­ли­те» и под­пи­сал: «Будь­те все­гда та­ким жи­вым, ув­ле­чён­ным жиз­нью и твор­че­ст­вом. С сер­деч­ным по­сто­ян­ным при­ве­том...».

 

 

ВЫ­БИ­ТОСТЬ ИЗ КО­ЛЕИ

Владимир СОКОЛОВ
Вла­ди­ми­р СО­КО­ЛО­В

Во Льво­ве, где ЦК ВЛКСМ не­за­дол­го до ги­бе­ли сво­ей и все­го со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва про­во­дил фе­с­ти­валь мо­ло­дой по­эзии, я вме­с­те с гру­зин­ским кри­ти­ком Ака­ки­ем Ва­сад­зе (вну­ком ве­ли­ко­го ко­ми­ка, пер­во­го на­род­но­го ар­ти­с­та СССР в Гру­зии Ака­кия Ва­сад­зе) по­мо­гал ве­с­ти се­ми­нар Вла­ди­ми­ру Со­ко­ло­ву. За­пом­ни­лись двое уча­ст­ни­ков. Алек­сандр Ша­та­лов, ко­то­рый дол­го вёл на ка­на­ле «Куль­ту­ра» пе­ре­да­чу с об­на­жа­ю­щим на­зва­ни­ем «Гра­фо­ман» и, по-мо­е­му, ни­где не све­тит­ся боль­ше со сво­и­ми сти­ха­ми. А тог­да страш­но оби­дел­ся, что его под­бор­ку рас­кри­ти­ко­ва­ли: «Я в дру­гой се­ми­нар пой­ду!». «Ра­ди Бо­га», – по­жал пле­ча­ми со­сре­до­то­чен­ный Со­ко­лов, ко­то­рый не­за­дол­го до по­езд­ки со­вер­шен­но бро­сил пить и спра­ши­вал в ре­с­то­ра­не встре­во­жен­но: «А сок – не за­бро­дил?».

Ещё за­пом­нил­ся льво­вя­нин Си­мон Ио­си­аш­ви­ли, ко­то­рый по­до­шёл по­сле об­суж­де­ния и спро­сил: «Нет, вы че­ст­но ска­жи­те: есть у ме­ня пер­спек­ти­ва?». «Со­мне­ва­юсь, – пря­мо от­ве­тил я, – че­ло­век с гру­зин­ской фа­ми­ли­ей, жи­ву­щий в на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ком Льво­ве и пи­шу­щий на рус­ском язы­ке...». Си­мон вско­ре пе­ре­брал­ся в Моск­ву, же­нил­ся на эс­т­рад­ной пе­ви­це (уже и фа­ми­лию её за­был), на­пи­сал не­сколь­ко по­пу­ляр­ных шля­ге­ров, сам вдруг за­пел. Ви­дел его имя на афи­шах ве­че­ров, ли­цо под шап­кой во­лос на те­ле­эк­ра­нах, да­же ли­це­зрел на Фа­ть­я­нов­ском пра­зд­ни­ке в Вяз­ни­ках, ку­да его по­про­си­ли по­петь под фо­но­грам­му за боль­шие день­ги (?!), но и по­ёт он так же не­вы­ра­зи­тель­но, как пи­сал сти­хи, ко­то­рые без по­псо­вой под­держ­ки – не зву­ча­ли.

Но боль­ше все­го за­пом­нил­ся, ко­неч­но, Вла­ди­мир Со­ко­лов. Так, на од­ном из се­ми­на­ров ста­ли про­сить об­ла­с­кать ка­ко­го-то мо­ло­до­го по­эта (под­держ­ка та­ко­го фо­ру­ма для из­да­ния кни­ги или вступ­ле­ния в Со­юз пи­са­те­лей мно­го тог­да зна­чи­ла): «По­мо­ги­те, Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич! Имя­ре­ку – не ве­зёт, он про­сто вы­бит из ко­леи». Со­ко­лов под­нял свои вы­ра­зи­тель­ные гла­за и ска­зал за­дум­чи­во: «Вы­бит из ко­леи? А вы зна­е­те, вы­би­тость из ко­леи – нор­маль­ное со­сто­я­ние для ли­ри­ка...». Сколь­ко раз я вспо­ми­нал эти его сло­ва: луч­шие стро­ки рож­да­лись в ми­ну­ты рас­ка­я­ния, не­тер­пе­ния, ожи­да­ния и пе­ча­ли – в об­щем, вы­би­то­с­ти из ко­леи.

 

 

НЕ­ВЕ­ЗЕ­НЬЕ

Сам Со­ко­лов ча­с­то был вы­бит из ко­леи. По­мню, я при­шёл на съезд пи­са­те­лей в Крем­лёв­ский дво­рец. За­шёл в ку­ри­тель­ную ком­на­ту, а там Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич сто­ит, пе­чаль­ный, с пе­ре­вя­зан­ным паль­цем. Спра­ши­ваю:

– А по­че­му у вас па­лец за­бин­то­ван?

Мах­нул без­на­дёж­но ру­кой:

– Да ко­ро­бок спи­чек в ру­ках взо­рвал­ся...

По­ху­дев­ший, не­сча­ст­ный, не­о­бы­чай­но та­лант­ли­вый, но по­рой и сла­бо­воль­ный рус­ский по­эт, мяг­ко под­да­вал­ся по­рой вли­я­нию ок­ру­жа­ю­щих или дав­ле­нию чуж­дых сил.

Как-то мы си­де­ли в ба­ре ЦДЛ, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в ко­ри­до­ре при вхо­де в зна­ме­ни­тый ре­с­то­ран­ный Ду­бо­вый зал, те­перь не­до­ступ­ный по це­нам пи­са­те­лям. Ми­мо про­хо­ди­ла На­та­лья Ду­ро­ва – про­за­ик и ди­рек­тор Те­а­т­ра зве­рей, энер­гич­ная, яр­ко на­кра­шен­ная, в не­из­мен­ной шля­пе. Она ос­та­но­ви­лась поз­до­ро­вать­ся, при­се­ла и при­ня­лась вспо­ми­нать го­ды их учё­бы с Со­ко­ло­вым в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те. «Я ведь хо­тел на те­бе же­нить­ся», – вздох­нул Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич. «Сла­ва Бо­гу, что это­го не слу­чи­лось, – от­ве­ти­ла груд­ным го­ло­сом На­та­лья Юрь­ев­на, – ты слиш­ком до­вер­чив и по­дат­лив для этой жиз­ни. Мне ка­жет­ся, что, ес­ли бы ты был жен­щи­ной, ты бы­ла бы по­сто­ян­но бе­ре­мен­на». Мы по­сме­я­лись. Но Со­ко­лов, по-мо­е­му, ма­лость оби­дел­ся.

И всё-та­ки Вла­ди­ми­ру Со­ко­ло­ву дваж­ды круп­но по­вез­ло: по­сле мно­гих жи­тей­ских тра­ге­дий – толь­ко ги­бель же­ны-бол­гар­ки Бу­бы и тра­ги­че­с­кий уход сы­на Ан­д­рея че­го сто­ят! – он встре­тил свою ру­сую му­зу, пусть не де­воч­ку из сти­хов, но кра­си­вую и ум­ную жен­щи­ну – Ма­ри­ан­ну Ев­ге­нь­ев­ну. Сна­ча­ла она ста­ла глав­ной ли­ри­че­с­кой ге­ро­и­ней его сти­хов, а по­том и же­ной:

 

А мне на­до­ело скры­вать,

Что я вас люб­лю, Ма­ри­ан­на,

Дер­жась и не­лов­ко и стран­но,

Не­вин­ность, как грех, по­кры­вать...

 

Он со­хра­нил это чув­ст­во до кон­ца дней, а в жи­тей­ском пла­не пре­одо­лел все­гдаш­нюю вы­би­тость из ко­леи. Бо­лее то­го, за­слу­жен­ное при­зна­ние – от Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии до да­чи в Пе­ре­дел­ки­но – то­же при­шло вме­с­те с ней, с во­ле­вой и оба­я­тель­ной па­ни Ро­гов­ской. А все пе­ре­су­ды и об­ви­не­ния рев­ни­во или пло­хо от­но­сив­ших­ся к Со­ко­ло­ву лю­дей – пе­ред этим бы­то­вым спо­кой­ст­ви­ем долж­ны от­сту­пить. Тем бо­лее что ду­шев­ная ус­по­ко­ен­ность – под­лин­но­му ли­ри­ку не гро­зит.

 

  

Я – НЕ ПРАВ

При­шли с по­этес­сой Та­ть­я­ной Ре­б­ро­вой к Со­ко­ло­ву. Не толь­ко на­ве­с­тить, но и по­слу­шать но­вые сти­хи. Од­но из них бы­ло по­свя­ще­но Бло­ку, его фо­то­гра­фии во­ен­ной по­ры, где ли­рик и сол­дат си­дит в фор­ме на све­же­вы­пав­шем сне­гу в Бе­ло­рус­сии, под Пин­ском. Сти­хо­тво­ре­ние кон­ча­ет­ся за­ме­ча­тель­но:

 

... И мне до­ро­же всех сне­жи­нок

Снег на но­с­ках его са­пог.

 

Я сра­зу по­про­сил дать эти сти­хи в вер­ста­ю­щий­ся но­мер «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич пе­ре­пи­сал его на раз­вёр­ну­той обёрт­ке шо­ко­ла­да с изо­б­ра­же­ни­ем ка­ких-то гу­сар (на­вер­ное, ко­нь­як за­ку­сы­ва­ли). По­том от по­эзии Со­ко­ло­ва речь пе­ре­ки­ну­лась на его уче­ни­ков, вив­ших­ся во­круг до­ста­точ­но оди­но­ко жив­ше­го в ту по­ру по­эта, ино­гда вы­пи­вав­ших с ним и про­сив­ших по­мочь, на­пи­сать на­пут­ст­вен­ное сло­во, пред­ста­вить на ве­че­ре. Про од­но­го из них, уже до­ста­точ­но зре­ло­го че­ло­ве­ка, Со­ко­лов гру­ст­но ска­зал: «В чём его тра­ге­дия? Он си­дит ча­с­то с хо­ро­ши­ми по­эта­ми, вы­пи­ва­ет с ни­ми, рас­суж­да­ет о по­эзии, и на­чи­на­ет ду­мать, что он – то же са­мое. А при­дёт до­мой, ся­дет сти­хи пи­сать – нет, да­ле­ко не то».

В этот су­м­рач­ный ве­чер вдруг за­вя­зал­ся спор, в ко­то­ром Со­ко­лов стал за­щи­щать сти­хо­твор­цев, на­зы­вав­ших се­бя уче­ни­ка­ми мэ­т­ра. Я убеж­дал, что они – книж­но-со­ко­лов­ские эпи­го­ны, а не жи­вые, не тре­пет­ные твор­цы в сво­ей ли­ри­ке. Ре­б­ро­ва ме­ня под­дер­жа­ла. Про­сто по­ру­га­лись – чуть ли не до ухо­да. Но я был с ги­та­рой, по­сколь­ку мно­го вы­сту­пал тог­да от Бю­ро про­па­ган­ды, ча­с­то пел со сце­ны и в ком­па­ни­ях дру­зей, и вос­клик­нул: «Раз­ве они на­пи­шут вот про та­кую по­ру?». И за­пел, чуть ли не им­про­ви­зи­руя, под­би­рая ме­ло­дию к сти­хам Со­ко­ло­ва:

 

Мне не мо­жет ни­кто и не дол­жен

по­мочь,

Это ты по­ни­ма­ешь са­ма.

Это ран­няя рань, это по­зд­няя ночь,

По­то­му что – де­кабрь и зи­ма.

 

Со­ко­лов слу­шал рас­тро­ган­но и да­же удив­лён­но, как буд­то слу­шал зву­ча­ние сво­их сти­хов в пер­вый раз...

Рас­ста­лись по-до­б­ро­му, но всё рав­но ут­ром Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич по­зво­нил:

– Про­сти­те, я был не прав. Впро­чем, оба бы­ли хо­ро­ши. Я-то при­вык к по­доб­ным раз­го­во­рам ещё со вре­мён Сме­ля­ко­ва и Фа­ть­я­но­ва, ког­да си­жи­вал с ни­ми. Пе­ре­дай­те и Та­ть­я­не, что я был не прав. Очень не люб­лю, ког­да я не прав. А здесь – так и бы­ло. Обя­за­тель­но пе­ре­дай­те.

Вот ка­кие бе­реж­но-по­эти­че­с­кие вре­ме­на бы­ли!


Александр Бобров




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования